Ст. 21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы яко человецы суть.
После пророка Моисея, через которого объявлен был Закон Божий людям, никакого другого равного законоположителя, поставленного Богом, не было у людей, кроме Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который положил, или дал, людям Закон Нового Завета. Сего-то Законоположителя, без сомнения, и разумеет здесь составитель псалма, как это объясняют и св. отцы (св. Афанасий Александрийский [3, с. 61], блж. Феодорит [6, с. 47] и др.). Так как многие из язычников, по свойственному им нечестию, в особенности же эти гордые и безбожные цари и правители языческие, уничижавшие и притеснявшие нищих и убогих, доходили до такого высокомерия и безумия, что многие из них возводили себя на степень богов или каких-то особых высших существ, забывая о своей полнейшей зависимости от Бога, Творца и Верховного Правителя мира, – то пророк-псалмопевец молит Бога, чтобы Он дал им законоположителя, дабы уразумели и узнали, что они не более, как слабые и смертные человеки, да разумеют… яко человецы суть. С другой стороны, т.к. все языческие народы погружены были в грубое идолопоклонство и бесовское злочестие, забыли Бога и жили по своей злой воле, без страха наказания, и до того себя унизили, что потеряли человеческое достоинство, приложились скотам несмысленным и уподобились им, – то пророк умоляет Господа, чтобы дал язычникам законоположение, закон, по которому они уразумели бы, яко человецы суть, чтобы, оставив жизнь звероподобную, узнали о высоком достоинстве человека, созданного по образу и по подобию Божию.
Ст. 22. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?
С сего стиха начинается вторая часть псалма, которая по духу и содержанию своему значительно отличается от первой, именно: в первой части представляется Церковь, радующаяся о победе над врагами своими, а здесь, в последней части, она представляется скорбящею о счастливых успехах их. В первой части выражается торжество над врагами, а в стихах второй части содержится молитва угнетенного бедствиями, вопль против насилия злых людей. По этой, конечно, причине в еврейском тексте Библии эта часть псалма выделена в особый псалом. Словами сего 22-го стиха там начинается следующий псалом, 10-й. Впрочем, в обеих частях псалма изображается одна и та же эпоха борьбы первенствующей Церкви Христовой с угасающей постепенно силой языческого идолобесия, изображается только с различных сторон. В первой половине Давид, радуясь духом о тайных Сына Божия, пророчески предъизображает, как Сын Божий смертию Своею ниспроверг дьявола, разрушил идолослужение и идолов, а во второй – тем же духом предвозвещает различные гонения, имеющие произойти от язычников и от других нечестивых людей. Это самое можно видеть и из сопоставления стихов 22 и 10. В обоих этих стихах одни и те же слова выражены в различной форме. Тогда как в 10-м стихе пророк с уверенностью высказывает: быстъ Господь прибежище убогому, помощник во благовременных, в скорбех. Здесь, в 22-м стихе, он уже принимает на себя лицо просителя и молится за обидимых: Вскую, Господи, отстоя далече, презиравши во благовременных, в скорбех – для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
Ст. 23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.
Это значит: по гордости своей нечестивый превозносится над бедным, оскорбляет и преследует его, а бедный, не получая и не видя ниоткуда благовременной помощи, предается малодушию, скорбит и как бы сгорает от душевных страданий. Но тому и другому такое духовно-нравственное состояние служит на погибель; потому что оба руководятся недобрыми намерениями и помыслами: нечестивый вымышляет разные ухищрения и строит козни для уловления бедного, а бедный, видя нечестивого благоденствующим, а себя в нищете и в утеснении и будучи не в состоянии проникнуть в бездны судеб Божиих, соблазняется таковым неравенством состояния и оттого все более и более смущается помыслами и сомнениями в благодетельном Промысле Божием: оба они таким образом увязают в советех, яже помышляют.
Ст. 24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.
В этих словах пророк указывает причину почему нечестивые гордятся. Они богаты и сильны, а потому и пользуются от всех уважением, и хотя ведут жизнь порочную и беззаконную, однако все желания и всякое домогательство их беспрепятственно исполняются, а дела их всеми одобряются и похваляются, так что даже и тогда, когда обижают других, грабят и разоряют, пользуются расположением и дружбою со стороны льстецов и прихлебателей и бывают благословляемы, хотя на самом деле достойны проклятия.
Ст. 25. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева Своего не взыщет: несть Бога пред ним.
Этими словами пророк характеризует свойство гордого нечестивца, показывая, что он не только не благодарит и не прославляет Господа Бога за свое благоденствие, но еще и дерзает хулить Его. Проводя жизнь беззаконную и порочную, не только не думает о исправлении и умилостивлении Бога, но еще и говорит: по множеству гнева Своего не взыщет. Последнее выражение нужно понимать так. Господь не будет взыскивать за грехи мои так строго, как мог бы взыскать и истязать по причине сильного гнева Своего. Нечестивый говорит так по своему безумию и крайнему развращению, от которого ум его бывает так ослеплен, что он и не помышляет о Боге: несть Бога пред ним.
Ст. 26. Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает.
Так как нечестивый забывает Бога и никогда не помышляет о Нем, то все пути жизни его оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты. Судьбы, значит "суды" или "определения", а также – законы и заповеди Божий. Отъемлются судьбы Твоя от лица его – это значит: он совершенно пренебрегает законы Твои, "все время проводит в беззаконии" (блж. Феодорит [6, с. 49]). Всеми враги своими обладает, т.е. подавляет всех, ему противящихся, своей гордостью и презрительностью, или, что то же, на всех врагов своих он смотрит с презрением.
Ст. 27. Рече во в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.
Нечестивый, забыв страх Божий, как будто похваляется своим нечестием и безбожием; сам в себе, или, что то же, в сердце своем он говорит: "Я не переменюсь никогда, в роды родов пребуду так, как был, потому что не потерплю ничего худого".
Ст. 28. Его же клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.
Славянское клятва на русском почти всегда означает "проклятие" и противополагается слову "благословение" (см. тропарь Рождества Пресв. Богородицы). Сказав о развращении сердца у нечестивого и показав, что он не помышляет о Боге и о судьбах Промысла Его, пророк словами настоящего стиха показывает, каковы уста его, и говорит: уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его – мучение и пагуба, как выражено в переводе с еврейского на русский. То есть: язык нечестивого произносит одни проклятия ближнему, постоянно причиняет скорбь и огорчение, потому что под языком нечестивого, в его злой душе скрывается постоянно желание делать неприятности ближним.
Ст. 29. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.
Нечестивый каков в сердце, таков же он и на словах, таков и в делах своих. Сердце есть источник всех грехов и преступлений (Мк. 7:21-23; Лк. 6:45). В 29-м, равно как и в последующих стихах псалма, пророк описывает злые дела нечестивого и употребляет в речи своей сравнения или подобия. Нечестивый, говорит, как разбойник какой-нибудь сидит в засаде, в местах тайных, чтобы вернее погубить невинного. Слово с богатыми употреблено для означения того, что нечестивые, имея сообщество с подобными себе злодеями, притом же сильными и богатыми, стараются различными ухищрениями уловлять бедных и приводят их в конечное разорение Очи его на нищаго призираете, т.е. глаза нечестивого со злобою смотрят на бедного.
Ст. 30 и 31. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, всегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, всегда ему обладати убогими.
В этих словах пророк продолжает изображение злых дел нечестивого чрез сравнение его с лютым зверем, каков лев, а также с ловцом, расставляющим сети для уловления бессильных зверей. Нечестивый, говорит, как лев, который, намереваясь схватить добычу, притаивается, прилегает, скрывается в потаенном месте и потом, сделав страшный прыжок, схватывает свою добычу, быстро увлекает ее в свое логовище и там ее пожирает. Подобным образом поступает нечестивый, когда намеревается погубить невинного, – нечестивый смирит, уничижит бедного, завлекши его в свои сети и овладев им, преклонится и падет, т.е. погибнет, погубив прежде бедного.
Ст. 32. Рече во в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.
Вот причина, почему нечестивые так жестоко преследуют бедных, – потому что уверяют себя, по крайней мере, в сердце своем, что Бог забывает о людях, не смотрит якобы на то, что делается на земле, а потому никогда не видит их злодеяний; потому они надеются остаться безнаказанными. Такие мысли, по мнению св. Афанасия, внушает людям дьявол, чтобы обольстить их [3, с. 63].
Ст. 33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.
Этими словами пророк просит Бога, чтобы усмирил ярость нечестивых и вступился за бедных. Воскресни, говорит, Господи, подними руку Твою и простри ее на поражение нечестивых. Представляя Бога человекообразным, как бы спящим и не действующим руками, чтобы показать Его долготерпение, говорит как бы так: восстани, доколе терпиши, Господи? Отложи терпение и накажи нечестивых: они злоупотребляют Твоим долготерпением. Подними руку Твою и научи их, что Ты помышляешь об участи обидимых.
Ст. 34. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече во в сердце своем: не взыщет.
Пророк как бы самому себе задает вопрос: почему нечестивые особенно прогневляют Бога? И сам же на этот вопрос отвечает, потому, говорит, они прогневляют Господа Бога, что говорят или помышляют в сердце своем, что Бог не взыщет, что Он не промышляет, не наказывает. "Вот причина, – говорит св. Афанасий Александрийский, – почему превозносится и падает нечестивый" [3, с. 63].
Ст. 35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан Будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник.
Словами сего стиха пророк как бы отвечает на безумные слова нечестивого, заключающиеся в предыдущих стихах 32 и 25, где он, т.е. нечестивый, отвергая всевидящий Промысл Божий, говорил: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда и не взыщет, – и в надменных помыслах своих дерзал даже говорить: нет Бога. В опровержение этой безумной речи нечестивого пророк, обращаясь к лицу Божию, говорит: я знаю, что Ты видишь, что ничто не может укрыться от Твоего всевидящего ока: Ты видишь скорби и страдания (болезнь) бедных, равно как смотришь на обиды и притеснения (ярость), причиняемые им со стороны нечестивых, и не избавиться им от рук Твоего правосудия. Нищий же и бедный, не видя ниоткуда защиты себе и помощи, сами предают себя под Твое всесильное покровительство: сироте Ты помощник! Тяжело жить в сиротстве – сирота везде чувствует себя лишним, чужим человеком; но это самое воспитывает в нем чувство смирения, кротости, послушания, побуждает его не на себя надеяться, а все упование возлагать на Бога, у Него искать милости и помощи себе. Никто так не может быть скоро обижен, как сирота; но зато ничья слеза не может так скоро дойти до Бога, как сироты; никто так скоро не может найти защиты у Бога, как сирота.
Ст. 36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.
Мышцами называются те или другие ткани в строении человеческого организма, или тела; таковы: мышцы рук, мышцы ног, грудные, желудочные мышцы и проч. С этими мышцами соединено сплетение различных нервов (попросту – жилок) в том же организме. В этом соединении нервов с мышцами и сосредоточены телесные силы человека. Здоровы мышцы и нервы – здоров и силен тогда человек. Расстроены, говорят, нервы, чувствуется ломота и боль в мышцах, – и весь человек подвергается расслаблению и бессилию. Поэтому и в словах: сокруши мышцу грешиому заключается моление пророка о том, чтобы Господь, в наказание грешному и лукавому, сломил, или сокрушил, его мышцы, лишил его телесного здравия и тем самым отнял у видение миранего силы и возможность грешить, делать зло и притеснения бедному. Через это лишение сил и здоровья нечестивого, он может расположиться и обратиться к покаянию и исправлению своей греховной жизни, и тогда взыщется грех его и не обрящется, т.е. раскаявшись, он не будет творить грех. Если же он останется нераскаянным грешником, то погибнет – взыщется грех с него, и он, по суду Божию, сам погибнет, не обрящется.
Ст. 37. Господь Царь во век и в век века: погибнете языцы от земли Его.
В этих словах пророк предвещает об исполнении того, о чем прежде молил Бога. Господь, говорит он, есть Царь веков; Он царствует вечно, Царству Его не будет конца. И затем, обращая слово свое к неверным, говорит земля, на которой живете и творите всякое беззаконие вы, нечестивые народы, принадлежит к Царству Божию, она составляет Его достояние; и вы недостойны жить на земле Божией, а тем более вы недостойны жить на той новой земле (2 Петр. 3:13), земле небесных обетовании, которую уготовал Господь для верующих и любящих Его; а потому погибнете вы, языцы, от земли Его. В этих словах заключается также и утешение для бедных и несчастных, которые, претерпевая всякое озлобление и притеснение со стороны нечестивых, не видели должного возмездия и наказания им со стороны Божественного Правосудия, и этим самым подвергались помыслам, наводящим сомнения относительно Божественного Промысла. Не забывайте, как бы так говорит пророк притесненным и оскорбляемым, помните, что Господь есть не какой-нибудь временный судья, а Царь вечный и правосудный, а потому, если ныне грешный и нечестивый не получает должного воздаяния за свои злодеяния, то во всяком случае не избегнет того в будущем.
Ст. 38. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое.
Пророк прежде молил Бога о заступлении нищих и убогих от угнетения их со стороны нечестивых, потом высказывает уверенность, что Господь не оставит их без Своего покровительства и защиты, и, наконец, обращаясь опять к лицу Божию, о том, чего просит у Бога, выражается уже как об исполнившемся. Ты, Господи, говорит он, услышал не только молитвы, но и самые желания смиренных и скорбящих рабов Твоих; Тебе известно самое сердечное расположение, всецелая преданность их к Тебе; прежде прошения Ты внемлешь благим желаниям рабов Твоих и исполняешь их; ухо Твое отверсто для слышания и внимания воплям и воздыханиям сердечным.
Ст. 39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатнся человек на земли.
По переводу с еврейского: "...чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы перестали гнать человека с земли", или иначе,- "да не устрашает более человек на земле". По связи с предыдущим, все это можно выразить так Ты, Господи, услышал желание убогих, а желание это состоит в том, чтобы защитить их от гонителей. Поэтому сотвори праведный суд всем бедным и смиренным рабам Твоим: защити их от притеснителей, отомсти обиды, наносимые им от злодеев. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно, будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на потерпевших наказание, другие не осмелятся поступать подобно им: бренный человек на земле не приложит величатися пред Тобою, Высочайшим и Всемогущим Богом.
"Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Коего ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О жалкий и безумный грешник, какой дашь Ты ответ Богу, ведующему все твои беззакония, когда боишься иной раз человеческого гневного взгляда! Для чего не готовишь себя на день судный, когда нельзя будет никому оправдывать или защищать себя чрез другого, но всякий сам за себя понесет свое бремя? Тогда ни один порок не останется без своей казни. Там гордые исполнятся всяческого стыда и скупые стеснены будут самою жалостною бедностью. Тогда бедный и смиренный получит великую уверенность, а гордого страх обымет" (О подражании Христу Фомы Кемпийского, по переводу К. П. Победоносцева. Гл. XX1V. С. 79.81).
|