www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 23 сен 2020, 02:52

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 143 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ИКОНОПИСЕЦ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2005, 13:54 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Тяжело бывает, даже больно видеть в храмах современные иконы, написанные небрежно, неблагоговейно, явно торопливо и неоправданно самоуверенно. С другой стороны есть верующие люди, которые через иконописание хотят выразить свое благоговейное чувство, много и усердно трудятся над каждым образом, с любовью и терпеливо. Однако часто им не хватает вкуса, основ профессионализма, понимания церковных канонов и т.п. Люди с чистым сердцем, трепетно несут свой труд в храм, жертвуют… И все это мы видим в наших приходах. Возникает ряд вопросов, в том числе и такие: какими качествами, свойствами, навыками должен обладать человек, дерзающий писать святые лики? Каждый ли человек может приступать к этому труду? Как оградить внутреннее пространство храма от китча, непрофессионализма и небрежно написанных икон и нужно ли это делать?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2005, 10:03 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
Воспоминания. Лет 10 назад мы были в Москве. И, естественно, пошли гулять по Арбату. В то время это была главная достопримечательность Москвы и её главная торговая точка. Кругом слышалась иностранная речь. Бойко шла торговля местной экзотикой. Яйца с изображением политиков разных лет, деревянная расписная посуда и конечно "ИКОНЫ". Рядом стояли авторы произведений - выпившие, потрёпанные дядьки и тётки с цигарками в зубах. Мат - это совершенно естественный язык их профессионального общения. Но более всего меня поразили изображения, которые выдавались за русские иконы. На досках и полотнах был изображён дьявол с кощунственными надписями, что это Господь или Богородица. В тот день я на всю жизнь сделал для себя твёрдый вывод - ИКОНЫ МОЖЕТ ПИСАТЬ ТОЛЬКО ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. Только человек достойно подготовившийся к иконописанию. Только человек, который молится во время иконописания. Всё остальное - КОЩУНСТВО!

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2005, 07:21 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
в фильме тарковского "андрей рублев" феофан грек подпирал капусту неудавшейся иконой.
и отклонившись от темы... почему иконы исполненные в классической технике часто воспринимают иначе или лучше сказать вообще не воспринимают как иконы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 май 2005, 10:46 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
О разнице между иконами византийского письма и написанными маслом в классическом стиле, я думаю, лучше расскажет Ольга Игоревна. Но я, как архитектор, считаю, что для Свято-Евфросиниевской церкви нашего прихода построенной в псевдо-византийском стиле естесственны иконы написанные в византийском стиле. Для Гомельского кафедрального собора, построенного в стиле "классицизм", естесственны иконы классического письма.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Дзержинска Господь всем нам показал, что любая икона освящённая в церкви - является святыней. Написана ли она в византийском или классическом стиле, сделана ли она из фотографии или напечатана на бумаге. ВСЕ ИКОНЫ МИРОТОЧИЛИ!

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 май 2005, 16:10 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Цитата:
в фильме тарковского "андрей рублев" феофан грек подпирал капусту неудавшейся иконой..



Все, что мы видим в фильме Тарковского – это всего лишь творческая фантазия режиссера, сценариста, художника. Образ Андрея Рублева, Феофана Грека – это художественный вымысел, не более того. Христианство (православие) – оно совсем не такое. Дух не тот. Трудно себе представить монаха-иконописца, допускающего такое кощунство (если он, конечно, не находится в состоянии помрачения, которое иногда попускается Господом для пользы души). Подлинная икона пишется со смирением, молитвенно, трепетно, со Страхом Божьим и величайшим благоговением.

А начинается этот процесс - с подготовки доски. Сначала тщательно выбирается пригодное для этого дерево, специальным образом обрабатывается, десятилетиями высушивается при определенных условиях. Такая древесина - уже большая ценность. Затем доски склеивают (если икона большая), врезают шпонки, делают ковчег (углубление, в котором пишется изображение). Далее начинается не менее сложный и ответственный технологический процесс проклейки доски горячим клеем, приготовленным из костей осетровых рыб. После просушки наклеивается паволока, т.е. натуральная, чаще всего, льняная ткань особой структуры (чтобы не оставались пузырьки воздуха). И, наконец, варится левкас – та основа, на которой пишется икона. Приготовить левкас и правильно его нанести – это (как и все прочие навыки) мастерство, которое вырабатывается годами. Потом – прорись, золочение, приготовление красок на яичном желтке, раскрытие иконы (доличное, общий колорит и т.п.). Наконец – Лики (или один святой Лик) – этап высочайшего молитвенного напряжения и духовной собранности (хотя, абсолютно все этапы создания иконы, как, впрочем, и сама жизнь христианина, иконописца, требуют такого напряжения и внимания).
Далее делается ассист (тонкая роспись золотом поверх письма), икона обязательно подписывается, и заключительное действие – пропитка олифой (натуральное льняное масло с добавлением отвердителя, которое приходится варить при определенной температуре и довольно долго).

Пишу об этом для того, чтобы вы хоть в какой-то степени смогли представить - насколько сложна, трудоемка и ответственна технология создания иконы. Если хоть на одном из кратко описанных этапов допускается ошибка или небрежность – икона разрушается: трескается, расслаивается, осыпается, жухнет и т.п.

Бывает, что иконописцы или их помощники ошибаются – это неизбежно. Но в таком случае всегда есть возможность, например, аккуратно счистить красочный слой, освободив левкас – попробовать написать еще раз. Если трещит левкас – счистить до паволоки. Если ошибка в склейке или обработке доски – проделать это снова… Даже если доска оказалась совершенно не годной, т.е. неожиданно и уже непоправимо треснула (в моей практике такое никогда не встречалось) – совершенно невозможно ее с пренебрежением отбросить. Ведь она была предназначена для иконы, обрабатывалась с молитвой, благоговейно… А уж у тех древних иконописцев отношение к священным предметам просто не могло не быть трепетным. И чтобы иконной доской, на которой присутствует (пускай не совсем удачное) изображение Господа, Матери Божьей или святых «подпереть капусту»?!... Абсурд.

Цитата:
и отклонившись от темы... почему иконы исполненные в классической технике часто воспринимают иначе или лучше сказать вообще не воспринимают как иконы.


На этот не простой вопрос постараюсь ответить в ближайшее время.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 май 2005, 17:37 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
to Ольга Игоревна...
вы абсолютно правы, что Тарковский создавал художественные нежели документальные образы иконописцев. Но ведь сам Тарковский был человеком верующим, он ведь тоже не спроста делал... но спорить не стану.
Мне известно, что икона становится "настоящей" иконой только после её освящения. Возможно поэтому Феофан так спокойно поступал.

to протоиерей Игорь
спасибо за ответ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 май 2005, 21:41 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
а как относиться к иконам в музеях? меня очень коробит в нашем государственном иконы. выставки икон как то это даже звучит не очень хорошо.....странно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 май 2005, 18:33 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
.. почему иконы исполненные в классической технике часто воспринимают иначе или лучше сказать вообще не воспринимают как иконы.[/quote]


Советую прочитать статью о.Павла Флоренского "Иконостас" .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 май 2005, 19:01 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Gorec писал(а):
а как относиться к иконам в музеях? меня очень коробит в нашем государственном иконы. выставки икон как то это даже звучит не очень хорошо.....странно


Не без промысла Божия наши иконы попадали в музеи и вывозились за границу, выполняя при этом миссионерскую функцию, являясь для многих поистине открытием, ведь душа-христианка не только у нас, но и у других народов тоже ( например в настоящее время в Италии самыми покупаемыми образами являются Ветхозаветная Троица и образ Владимирской П.Б. ).
Конечно, икона по сути предназначена для молитвы, а не для музея, при этом тематические выставки очень полезны для специалистов и интересны простым любителям, а если коробит – надо смирятся и радоваться возможности созерцания .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 май 2005, 00:46 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
Марина Львовна писал(а):
Советую прочитать статью о.Павла Флоренского "Иконостас" .


спасибо за совет почитаю.

Марина Львовна писал(а):
Не без промысла Божия наши иконы попадали в музеи и вывозились за границу, выполняя при этом миссионерскую функцию, являясь для многих поистине открытием, ведь душа-христианка не только у нас, но и у других народов тоже ( например в настоящее время в Италии самыми покупаемыми образами являются Ветхозаветная Троица и образ Владимирской П.Б. ).
Конечно, икона по сути предназначена для молитвы, а не для музея, при этом тематические выставки очень полезны для специалистов и интересны простым любителям, а если коробит – надо смирятся и радоваться возможности созерцания .


что ж мне приходиться смириться


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 май 2005, 14:38 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Gorec писал(а):
почему иконы исполненные в классической технике часто воспринимают иначе или лучше сказать вообще не воспринимают как иконы.


Отец Игорь частично уже ответил на этот вопрос. Иконы могут быть самыми разными: деревянными, металлическими, напечатанными на бумаге, написанными маслом на холсте, вышитыми бисером и т.п. И все это разнообразие не просто существует, но принимается, освящается церковью. Так что дело не в технике, а в духовном содержании изображаемого. Чтобы определить икона это или нет – надо рассматривать каждую работу. Человек духовно-опытный видит, чувствует каким духом наполнено то или иное изображение. Создавалось ли оно с молитвой и трепетом по-настоящему верующим воцерковленным человеком (это непременное условие!) или это – имитация, подделка, бутафория. В этом случае мы видим совсем другие лики, другие глаза, в которых нет Света, Тепла, Жизни… Перед такой «иконой» не хочется молиться. В таких работах нет и крупинки святости и такие творения действительно не воспринимаются как иконы. Кстати, бывает, что подобные произведения пишутся в традиционной иконописной технике (доска, левкас, яичная темпера, полудрагоценные камни, золото и т.д.), но церковь их не принимает. Поэтому вовсе не в технике дело.

Что представляет собой икона, пришедшая к нам из древней Византии? Откуда такие странные, непонятные формы, измененные пропорции, лики не похожие на живых людей?
Почему именно таким изображениям на доске (а не на холсте, например) отдается предпочтение? Что такое канон, как и когда он сформировался? Подобные вопросы возникают у многих людей. Трудно кратко и емко (в рамках форума) ответить на столь глобальные вопросы (это все равно, что попытаться в нескольких предложениях рассказать о христианстве, о православии, об истории церкви и т.п.). Желающим основательно разобраться в этом вопросе могу предложить обратиться к таким авторам, как Л.Успенский («Богословие иконы»), о.Павел Флоренский («Иконостас»), монахиня Иулиания (А.Н.Соколова) («Труд иконописца»), к антологии «Философия Русского религиозного искусства» и т.д. Можно посмотреть статьи на нашем сайте в разделе «Иконопись»: «О православном почитании икон», «Икона – окно в вечность» и др.
А здесь все же попытаюсь выразить основную мысль.

Икона – понятие духовное. Она – окно в мир иной, в мир вечной радости, гармонии, подлинной красоты и умиротворения. Мир иной – это Божественный прекрасный мир, в котором совсем нет зла и страданий, мучительных противоречий, двоедушия, лжи… Мир Божественный – это Истина, Чистота. Вот этот-то мир и отображает икона (не буквально, разумеется, а в духовном смысле), ведь тот, иной мир не имеет ничего общего с нашей действительностью. В каноничной иконе действует принцип условности изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета. Все здесь подчинено раскрытию внутреннего смысла. Обычному восприятию человека, не живущего духовной жизнью – он не доступен. Для того, чтобы увидеть этот мир внутренним зрением – необходимо войти в церковь, задышать воздухом молитвы, трудиться над очищением своего сердца, т.е. идти тем самым «узким путем», который ведет в царство Божие. «Чистые сердцем Бога узрят». Чистое, т.е. смиренное сердце – это святость. Достижение этой чистоты есть дело всей жизни и духовного опыта. Очень не многие восходили на эту высоту. Однако, те древние иконописцы-подвижники как раз и принадлежали к их числу.
«Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев. Сами оные божественные отцы наши, учительски… объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (7-ой Вселенский Собор, деяние 6-е). Итак, в древней иконе сконцентрирован весь духовный опыт церкви, отцов церкви. Это их свидетельство вечности. Это Богооткровение, «богословие в красках». А вот чтобы суметь воспринять это Богооткровение, чтобы почувствовать в этих необычных для этого мира формах высшую духовную реальность, подлинную Красоту и неземную Радость, исходящую из этого «окошечка», думаю, требуется, прежде всего, всем сердцем стремиться к Истине, к Правде, к внутренней чистоте.

Духовная высота, свойственная христианам эпохи Византии, постепенно была утрачена. Это отразилось и на церковном искусстве. Западная религиозная живопись стала активно проникать в православные Храмы, искажая или прямо заменяя подлинную каноничную икону. В наше время уже почти никто не может жить на том духовном уровне, который был естественным состоянием верующего человека в первые века христианства, в средние века (примерно до начала 16 в.). Наверное, поэтому не все чувствуют, принимают каноничную икону, не все могут молиться перед ней. Изографы стали писать иконы согласно СВОЕМУ вкусу и пониманию. Если древняя икона раскрывала красоту духовную (подлинную, божественную), т.е. святость, то в более поздних иконах появляются черты религиозной живописи – душевность, чувственность, т.е. земная красота. А это всего лишь отблеск Истины, частичка Света, смешанная с греховным началом в человеке. От этого икона превращается в портрет, в картину.
В византийской иконе мы видим ЛИК, а, глядя на икону в стиле классицизма, так и хочется сказать (в лучшем случае): « Какое светлое, доброе ЛИЦО…». С помощью изображаемого лица можно рассказать о душе, о психологическом состоянии (противоречиях), о богатстве внутреннего мира и т.п., то есть – о человеке. А в ЛИКЕ – раскрывается СВЯТОСТЬ, т.е. духовная сущность человека. Отец Павел Флоренский писал: «Лик есть осуществленное в лице подобие Божие…» «…преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом».
Иконы, выполненные в «традиционной» (как вы пишете) технике, носят черты или напрямую являются религиозной живописью, а ведь живопись, картина является формой передачи СОБСТВЕННОГО мировоззрения художника. Это его ТВОРЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ, сконцентрированный художественный образ своего времени, это мироощущение автора, ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ХУДРЖЕСТВЕННОЙ ФАНТАЗИЕЙ. Картина – это форма отражения окружающего мира через чувства, стало быть, она принадлежит миру душевному. Картина должна быть эмоциональна. А вот кисть иконописца должна быть БЕССТРАСТНА. Личные эмоции не должны присутствовать в иконе. СОПЕРЕЖИВАНИЕ иконографическим символам ПРОИСХОДИТ НА ДУХОВНОМ УРОВНЕ (как лишены внешних эмоций православные богослужения, например, как манера чтения молитв псаломщиком и т.д.). Икона создается молитвой и предназначается для молитвы. Когда мы смотрим на картину – общаемся, прежде всего, с автором, с его переживаниями, с его идеями. А икона – это средство общения с БОГОМ, с Его миром, с Истиной.

Итак, сформировавшаяся в Византии икона – это целый самостоятельный мир, столь же глубокий и цельный как Евангелие (кстати, 7-ой Вселенский Собор постановил, что икона заслуживает такого же поклонения как Евангелие!). Она неотделима от православного богослужения. Она выражает концепцию мироздания, имеет собственный, тщательно разработанный язык (каноны), вышедший из духовного опыта многих поколений иконописцев (святых отцов). Вот поэтому Церковь предпочитает и пытается возродить именно такую икону.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 май 2005, 20:50 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
что ж очень профессиональный и интересный ответ, по правде даже не знаю что и сказать вроде все ясно.

я кстати спокойно отношусь к "классической" иконе. иногда конечно худ образование мешает


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 май 2005, 13:50 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Gorec писал(а):
вы абсолютно правы, что Тарковский создавал художественные нежели документальные образы иконописцев. Но ведь сам Тарковский был человеком верующим, он ведь тоже не спроста делал... но спорить не стану.


Когда Андрей Тарковский создавал этот фильм, он может, и был уже человеком верующим, но в то время он не был еще воцерковленным. А это очень важно. Во что и как он верил? Известно, что в начале духовного пути человек не имеет еще достаточно четких ориентиров, его внутренний мир наполнен собственными фантазиями и домыслами ( что бывает особенно свойственно людям творческим). Поэтому, при всем желании он просто не мог не ошибаться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 май 2005, 22:48 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
боюсь что мне не известно был ли в это время тарковский воцерковлен или нет.
вы смотрели этот фильм?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 май 2005, 02:22 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2005, 23:37
Сообщения: 128
Откуда: из Минска
gorec писал(а):
Мне известно, что икона становится "настоящей" иконой только после её освящения. Возможно поэтому Феофан так спокойно поступал.

На самом деле, икона уже освящается самим изображением на ней, и "настоящей" становится, как только на ней появляется святой лик, поэтому освящать иконы святой водой и молитвами, конечно, не вредно, но и не так уж обязательно. И именно поэтому Феофан не мог бы подпирать неудавшейся иконой капусту.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 143 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство