www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 15 дек 2017, 00:49

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 298 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 май 2010, 14:46 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
священник Алексий писал(а):
Христос воскресе!

...Человеческая природа Христа была обожена в момент воплощения.
Воистину воскресе Христос!

Если мы его хотим конкретизировать этот вопрос до момента совершения, нам нужны дополнительные исходные условия, определяющие смысл того, что мы в него вкладываем. Если мы имеем в виду ипостасное состояние человеческой природы, то оно, конечно же, было обожено, стало совечным божеству и непорочным в сущности, в самый первый момент воплощения:
Цитата:
"Написать первую систему православнаго догматическаго Богословия суждено было св. Іоанну Дамаскину, который потому справедливо можетъ быть навванъ отцемъ этой науки. Исполненный ревностію объ истинномъ благочестіи, въ которомъ воспитанъ, глубоко изучивъ Слово Божіе и творенія св. Отцевъ, которыя читалъ непрестанно, опытный также и искусный въ философіи, особенно діалектикѣ (Аристотелевой), равно какъ и другихъ наукахъ, онъ рѣшился воспользоваться всѣми исчисленными средствами, чтобы начертать Точное изложеніе православной вѣры,—и издалъ сочиненіе, которое образуетъ эпоху въ исторіи православной Догматики. Сочиненіе это, состоящее изъ нѣсколькихъ главъ и потомъ, неизвѣстно кѣмъ, раздѣленное, для большей удобности, на четыре книги , представляетъ въ себѣ самый естественный планъ въ размѣщеніи трактатовъ. Сначала (въ первой книгѣ) излагается учете о Богѣ: Его непостижимости, бытіи, единствѣ по существу, троичности въ лицахъ и объ Его свойствахъ; потомъ (во второй книгѣ) — ученіе: а) о твореніи Божіемъ: мірѣ невидимомъ или Ангелахъ добрыхъ и злыхъ, мірѣ видимомъ съ его частями и стихиями, мірѣ маломъ — человѣкѣ съ его многоразличными способностями, въ особенности о его свободѣ и паденіи, и — б) Промыслѣ Божіемъ, предвѣдѣніи и предопредѣленіи. Далѣе (въ третьей книгѣ) — ученіе о Божественномъ домостроительствѣ человѣческаго спасенія, какъ то: а) о воплощеніи Сына Божія; б) о двухъ естествахъ въ Воплотившемся, и единствѣ ѵпостаси; в) о слѣдствіяхъ ѵпостаенаго соединенія во Христѣ двухъ естествъ: взаимномъ общеніи естествъ и свойствъ, о томъ, что пресвятая Дѣва есть Богородица, что во Христѣ двѣ воли и два дѣйства, что въ немъ естество плоти и воля обожены;..."
Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие.

Если же мы имеем в виду человеческое естество само в себе, не имея в виду воипостазирование (не могу сейчас найти, но митр.Макарий называл такой способ рассмотрения естеств Спасителя кажется так: "abstractum", т.е. "умозрительно-отдельно", и "concreto", т.е. в ипостасном соединении), а имея в виду слова ап. Павла "Есть тело душевное, есть тело и духовное", имея в виду свойство Тела и Крови Спасителя, как "Источника безсмертнаго", которые мы вкушаем, то согласно со словами прп. Симеона Метафраста, уже приводившимися мною, - "Преславным Твоим вознесением плотское обожив восприятие и сие десным Отца седением почтый...", до Вознесения Христа мы не имеем достаточных оснований говорить об обожении человеческого естества Спасителя именно в этом смысле, о чем говорит, опять же повторюсь, и наше традиционное понимание пресуществления Святых Даров в Евхаристии только после троекратного "Аминь", т.е. после символического воспоминания всего домостроительства нашего спасения, совершенного Иисусом Христом.

Для иллюстрации того, что я хочу сказать можно привести, например, и вопрос о том же ведении Христом времени конца мира. Одни Отцы говорят нам, что как и написано в Евангелии, Христос не знал, когда это будет, другие же, имея в виду другую сторону дела, говорят, что Иисус Христос конечно знал это, по Своему божественному всеведению.

Цитата:
По своей человеческой природе Христос не должен был ни страдать, ни умереть. В этом отличие от нашего естественного состояния.
Однако Христос по человечеству и страдал, и умер. Это произошло по Его воле, т.е. через добровольное подчинение Его земной жизни условиям падшего мира.
Я бы привел такое сравнение: человек может в какой-то момент чувствовать себя довольным и счастливым, у него бывает все хорошо, но через сострадание, сопереживание, т.е. участие в судьбе другого, самому по себе довольному человеку становится больно, чужое страдание становится своим собственным. Совершенная любовь Христова есть любовь, сострадающая даже до физической боли.
Аминь! :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 май 2010, 22:04 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Геннадий писал(а):
ипостасное состояние человеческой природы...
Если же мы имеем в виду человеческое естество само в себе, не имея в виду воипостазирование
Геннадий, простите, я не цепляюсь к словам, но "все простое ближе к Богу".
Геннадий писал(а):
до Вознесения Христа мы не имеем достаточных оснований говорить об обожении человеческого естетсва Спасителя именно в этом смысле,
Понимаю ,что Вы хотите сказать, но опять же, не совсем удачное употребление термина "обожение". В данном контексте лучше было бы сказать "прославленное человеческое естество" и не до Вознесения, а до Воскресения.
Поделюсь маленько своим впечатлением: чего ради народ в этой теме забрел в такие дебри?!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 май 2010, 22:11 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Геннадий, позвольте еще один Вам вопрос по поводу Причастия. Чем причастились ученики на Тайной Вечери, то было Тело духовное? "Обоженное" при Вознесении ( в Вашем смысле)?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 май 2010, 10:00 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
священник Алексий писал(а):
Геннадий, простите, я не цепляюсь к словам, но "все простое ближе к Богу".
Хорошо, я постараюсь найти мысль и выражения митр.Макария.

Цитата:
Понимаю ,что Вы хотите сказать, но опять же, не совсем удачное употребление термина "обожение". В данном контексте лучше было бы сказать "прославленное человеческое естество" и не до Вознесения, а до Воскресения.
Тогда вопрос: о чем тогда говорят слова молитвы прп.Симеона Метафраста?

Цитата:
Чем причастились ученики на Тайной Вечери, то было Тело духовное? "Обоженное" при Вознесении ( в Вашем смысле)?
Насколько я помню, ответ заключается в самом вопросе, и содержится в размышлении о том, как мог Христос на Тайной Вечери причастить апостолов Своим Телом, тогда как Тело Его было, т.ск., "при Нем"? В ходе Божественной Литургии Таинство Причащения совершается после принесения "безкровной жертвы", в которой каждую Литургию "жрется Агнец Божий": "Поставив на Дискос отделенную середину просфоры печатью вниз, иерей делает на нижней стороне Агнца глубокий кресто образный надрез (до печати) и говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение». Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны Агнца, говорит: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 34-35). Вместе с тем в Чашу вливается вино, немного растворенное водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода", и по свидетельству некоторых очевидцев ниспосланного им Божественного Откровения, все это совершается действительно, и повторюсь, причащаются причастники только после литургического воспоминания всего домостроительства нашего спасения, т.е. включая Вознесение Господне, а во время Тайной Вечери еще ничего не совершилось, так чем причащал Христос Своих учеников, и какие и откуда тогда имели свойства, воздействие и силу Тело и Кровь Христовы до Его крестного подвига, Воскресения и Вознесения?

Цитата:
Поделюсь маленько своим впечатлением: чего ради народ в этой теме забрел в такие дебри?!
Это только очередное продолжение первой темы, начатой Виталием: "Што ўспрыняла Слова уцеланіўшыся?" :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 май 2010, 16:28 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Кстати, недавно зашел в магазин Епархиального издательства на Берестянской, 17, и на глаза попалась книга С.Н. Трубецкого "Учение о Логосе в его истории", прочитал несколько страничек, и книга мне показалась достойной внимания как раз по нашему вопросу, самому бы тоже хотелось прочитать, по возможности со временем... :)

С. Н. ТРУБЕЦКОЙ. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 июл 2010, 12:03 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Интересные цитаты по теме:

Свт. Григорий Богослов. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе.

"Такое же, кажется мне, значение имеют слова: «Боже, Боже мой, внемли Мне, для чего ты оставил Меня» (Пс. 21:1)? Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собст­венным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому скрылось от страждущего (кто принудил Его или вначале родиться на земле, или взойти на крест?), но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно этому усваивает Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу.

Под тот же взгляд подходит и то, что Он «навык послушанию», а также Его «вопль, слезы, молитва услышаны были за Свое благоговение» (Евр. 5:7–8), – все это совершается и чудесным образом присовокупляется от нашего лица. Сам Он, как Слово, не был ни послушлив, ни непослушлив (так как то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно добронравным, а другое достойным наказания), но, как образ «раба» (Флп. 2:7), снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтоб истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтоб мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему".


Прп. Иоанн Дамаскин говорит еще удобнопонятнее для нас.

Точное изложение православной веры. Глава 24. О молитве Господней.

"Молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично. Как же Господь молился о Лазаре и во время страдания? Ведь святой ум Его, однажды соединившись ипостасно с Богом Словом, - ибо один Христос не имел нужды ни в восхождении к Богу, ни в испрашивании чего-либо у Бога; но Он молился потому, что усвоил Себе наше лицо, изображал в Самом Себе свойственное нам, сделался для нас образцом, учил нас просить у Бога и к Нему устремляться и святым умом Своим пролагал нам путь восхождения к Богу...

А когда Христос сказал: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39), то не очевидно ли всякому, что (этим) Он учил нас во время испытаний просить помощи от одного только Бога, и волю Божию предпочитать своей; и вместе показывал, что Он истинно усвоил Себе свойственное нашему естеству, и действительно имел две воли, конечно, естественные и сообразные с тем и другим естеством Его, однако же не враждебные одна другой? Он говорит: Отче, - как Единосущный; аще возможно есть - говорит не потому, что не знает, возможно ли, ибо что невозможно Богу? - но чтобы научить нас предпочитать волю Божию нашей. Ибо невозможно одно только то, чего Бог не хочет и не позволяет. Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Как Бог, Он имеет одну и ту же волю с Богом Отцем, но, как человек, Он естественно обнаруживает волю человеческую, ибо она естественно отвращается от смерти.

Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Мф.27,46), - Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице."


P.S. Пользуясь случаем, хочу точнее выразить свою мысль в своих ранее написанных словах: "Господь не был искушен грехом, т.е. можно сказать, что у Него не было и внутренних позывов на грех. У Господа не только не было личных грехов, как и у Божьей Матери, но в Нем и не действовали греховные страсти, т.к. греховные страсти так же являются грехом. Это у нас должно быть как дважды два в любое время дня и ночи.
Греховных страстей в Нем не было с самого воплощения, с момента, когда "Слово плоть бысть". И исцелил Господь человеческую природу от греха в момент воплощения, - в естестве Божьей Матери эти греховные страсти еще гнездились, хотя и были обезсилены, усмирены и находились под контролем Ее воли, а в человеческом естестве Господа их никогда не было".

Здесь я конечно же, говоря о "гнездящихся в естестве Божьей Матери страстях", имел в виду искажение в человеке образа Божьего после грехопадения прародителей, что стало свойственно всему человечеству, что стало причиной удобопреклонности человеческой природы ко злу, и что исцелил в Своей человеческой природе Господь Иисус Христос в момент Своего воплощения. Господь Своим воплощением "обновил образ Божий" в Человеке (и дал возможность обновлять образ Божий в себе и нам, прилепляясь ко Господу и Его Церкви, исполняя Его заповеди и участвуя в церковных Таинствах), как это говорится во многих местах богословской и богослужебной литературы:
Канон Рождеству Христову
"Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися..."
В русском переводе: [Человека,] истлевшего вследствие преступления, но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель.

"Мудрость, слово, и сила, Сын сый Отчий, и сияние, Христос Бог, сил утаився, елико премирных, и елико на земли, и вочеловечься обновил есть нас, яко прославися..." и др.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 фев 2013, 13:02 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Может быть кому-то эта тема еще интересна. Мне кажется следующие слова прп.Максима Исповедника достаточно хорошо все разъясняют.

Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима

«Явило оно (единение), что неложно стал воплотным бесплотный, — Того, Кто по природе есть Бог и Творец всяческих, ясно представило ставшим по природе человеком, не переменою природы или уменьшением чего-либо из принадлежащего природе, но истинным восприятием умственно одушевленной плоти, то есть не имеющего недостатков человечества, чистого по природе от всякой прародительской вины, — и, на основании взаимообщения, что поистине удивительно и для всех поразительно, — (единение божества и человечества во Христе явило) совершенным в человечестве Богом Того же Самого, Кто всецелым остается при своих (человеческих) свойствах, — и совершенным в Божестве того же Самого, Кто всецело остается не лишенным Своих (божеских) свойств. По причине единения явилось именно прохождение друг в друга природ и им присущих природных свойств, по учению богоглаголивых отцов наших, но не прехождение или превращение, что свойственно тем, которые единение злокозненно превращают в слияние и вследствие этого вдаются в многообразные новшества и по недостатку твердости своего разума подвергают благочестивых гонению».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 май 2013, 15:54 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Я собрал в этой теме по возможности все сообщения, касающиеся этой темы, - мне кажется это будет удобно для осмысления вопроса, если у кого-нибудь в дальнейшем такое желание появится.

Появилась необходимость сказать еще несколько слов о "предочищении" Пресвятой Богородицы для воплощения от Нее Господа Иисуса Христа. Ранее мы, и я в том числе, писали о том, что предочищение как то не очень согласуется с искуплением Господом человеческого рода. Но вот в службе Утрени Благовещения Пресвятой Богородицы есть такие слова:

"Да веселятся Небеса, и радуется земля, ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание благоволением и советом Отчим и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. О, чудесе! Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, имеяй велию милость".

Приведем здесь и слова Евангелия:

34 Рече же мариам ко ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю?
35 И отвещав ангел рече ей: дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято наречется сын божий:

(Лк. 1)

Что касается слов Евангелия, то как мне кажется, в этом месте говорится не столько об очищении Святым Духом природы Богородицы, сколько о творческом действии Его. Если вспомнить слова прп. Иоанна Дамаскина из 2-й главы его книги "Точное изложение Православной веры", "О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении", уже приводившиеся в этой теме

"Действительно, после того, как Святая Дева выразила свое согласие, по слову Господню, возвещенному Ангелом, сошел на нее Дух Святый, очистил ее и даровал ей силу как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда осенил ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава – плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, – не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святаго Духа. При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился. Само Слово Божие явилось для плоти ипостасью. Ибо Слово Божие соединилось не с такою плотью, которая бы прежде уже существовала лично сама по себе, но, вселившись в утробе Святой Девы, Оно в своей собственной ипостаси из чистых кровей Приснодевы восприняло Себе плоть, оживленную душею мыслящею и разумною. Восприняв Себе начаток человеческого состава, Само Слово соделалось (таким образом) для плоти ипостасью. Следовательно, одновременно (с тем, как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога Слова, и вместе – плотью одушевленною, мыслящею и разумную. Посему мы и говорим не о человеке божественном, но о Боге вочеловечившемся. Тот же Самый, Кто по естеству – совершенный Бог, соделался по естеству совершенным человеком. Он не изменился в естестве и не призрачно воплотился, но с принятою от Святой Девы плотью, оживленною мыслящею и разумною душею и в Нем Самом получившею свое бытие, – ипостасно соединился неслитно, неизменно и нераздельно, не изменив природы Божества Своего в существо Своей плоти, ни существа Своей плоти – в природу Своего Божества и не составив одного сложного естества из Божеского Своего естества и из естества человеческого, какое Он Себе воспринял".

то, как мне кажется, можно увидеть здесь как бы два параллельно идущие действия: восприятие человеческой природы от Девы Марии и определенное творческое образование.

Греческое слово "καθαῖρον", которое переведено как "очистил", насколько я понимаю может иметь и другое значение: "сделал невинной". Т.е. мысль такая, что Дух Святой предочистил Деву Марию "от всякой прародительской вины". Т.е. в этом случае как бы объединяются понятия чистоты природы и чистоты "от вины". И это было бы, как мне понимается, справедливым, ведь Дева Мария, не свободная от вины прародительского греха, несомненно была несвободна и от последствий последнего, которые заключаются не только в смертности, но и удобопреклонности ко греху, и Дева Мария т.ск. выстояла в смысле несовершения ни единого личного греха. И как только и по человеческому естеству Дева Мария стала способна к зачатию, Бог Слово как бы подхватывает не оскверненную личным грехом человеческую природу, и предочищенную от вины греха прародителей, берет от нее "начаток" для воплощения, и воплощается от Пречистой Девы Марии.

P.S. Слова же мои о гнездящихся в природе Девы Марии, но усмиренных и находящихся под Ее контролем, греховных страстях, наверное все-таки слишком т.ск. зашкалили, и возможно, переступили некую допустимую черту. Страсть становится действительно греховной только тогда, когда есть факт греха, - делом, словом или помышлением.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 дек 2014, 17:55 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Дмитрий_П писал(а):
Ключевые акценты:
  • Тленность прежде всего – это голод, жажда, < далее список примеров безукоризненных страстей>, смерть, разлучение души с телом и т.п. Нет тех различий, о которых говорит Геннадий, считая безукоризненные страсти – естественными для первозданной человеческой природы (приводя, в т.ч. очень странное мнение Карташова). В других местах и преп. Иоанн и преп. Максим недвусмысленно говорят о привнесённости в наше естество (а не только «в жизнь») этих непорочных страстей.

Встретилось еще одно достаточно прозрачное изложение этого вопроса, созвучное мнению А.В. Карташева:

"В домостроительном Божественном творчестве можно различить определенную поэтапность. Спасение человечества начинается с события космического значения — с Боговоплощения, в котором происходит ипостасное соединение двух природ: Божественной и человеческой, в ее естественном, не поврежденном состоянии, — отсюда «спасения начало бысть миру всему»(152). В утробе Девы неделимое единство Божественной Ипостаси, восприняв человеческую природу, восстановило «всю ее первоначальную безгрешность и чистоту», то есть Слово сочеталось с человеком в его состоянии «до падения»(153). В рождестве «осуществовавшагося человечеством»(154) Бога свершилось непостижимое: естество человека, «ипостасно соединившись со Вторым Лицом Святой Троицы, обожилось и стало источником обожения людей»(155). Обе природы во Христе соединились «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно»(156) в одну Божественную Ипостась Логоса. Отныне Хрисос единосущен каждому из нас(157), теперь «Божественная печать совместилась со своим оттиском» — Образец совпал с человеческим образом(158). Человека, «по Божию образу бывшаго», но «отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель»(159). Восприяв общее и единое для всех людей естество, Бог Сын восстанавливает природу в ее бесстрастии(160); тем самым человечеству возвращено, туне даровано во Христе первозданное состояние естества, восстановлен разоренный в Адаме образ Божий. «Очерневшее Адамово естество преображся», оно претворено в «Божества славу же и светлость»(161).

Затем искупительный подвиг Богочеловека вершится в приятии на Себя всечеловеческого греха, в безвинном страдании и мученической смерти. Голгофа начинается «в вертограде Гефсиманстем», во мраке последней ночи на земле, когда «до пота кровава в молитве подвизающася» Господа уже ожидает чаша, Им Самим Себе уготованная, — «егда яко бремя тяжкое греси наши отяготеша на» Нем, Он «бо Адама погибшаго на рамо восприим»(162). Гефсимания это не столько страх грядущих крестных мук, сколько «подъятие страшного бремени грехов всего человечества»(163), всех «людей, живших от Адама, живущих и имеющих жить до скончания века»(164), «поскольку Искупитель понес на Себе и будущие грехи мира». Он «скорбит не собственною, но нашею скорбию»: Сей грехи наша носит и о нас болезнует(165). «Чаша, которую подает Ему Отец Его, есть чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех козней, нам уготованных, которая потопила бы весь мир, если бы Он один не воспринял», не иссушил ее(166).

Завершается земное поприще Искупителя в торжестве Воскресения; наконец же — в Его Вознесении, которое венчается тем, что «Сын Божий воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную человеческую природу»(167); неотъемлемо и навечно «Слово воипостазировало человеческое естество в Свою собственную Ипостась» — человеческая природа Христа «стала ипостасной, в Ипостаси Слова»(168). Теперь, когда Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца на Престоле, — вся человеческая природа вознесена на этот Престол(169), «теперь ангелы увидели наше естество сияющим на троне Царя, блистающим славою и вечной красотой»(170). «Теперь человеческая природа возведена на Престол в недрах Святой Троицы; теперь ничто не может отлучить человеческую природу от Бога. Теперь, после воплощения Господа, сколь грешными людьми мы бы ни были, сколько бы мы ни отлучали себя от Бога, если пожелаем, всегда можем в покаянии соединиться с Ним. Соединиться и стать богами по благодати»(171).
После этого каждый из людей нуждается только в одном — в обожении своей личности через единение со Христом силой Святого Духа. Чтобы это стало возможным, необходим был еще один, последний шаг. И следующим событием в деле Божиего Домостроительства стала Пятидесятница — рождение Церкви, нового организма, живого инструмента обожения, где оно вершится посредством таинств. Нам дарована возможность личного приятия и усвоения совершенного ради нас Христом спасения(172). Теперь это практически осуществимо, теперь да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут(173). Это «конечный праздник» и «обещания исполнение»(174), так как для спасения человека отныне сделано всё. Остается только эсхатологическое чаяние «воскресения мертвых и жизни будущего века».
Пятидесятница важна не менее, чем чудо искупления. Искупительный подвиг Христа есть необходимое условие для обожения, но чтобы каждый человек смог индивидуально воспринять плоды Его подвига, должно было свершиться обетованное: созижду Церковь Моют (175) — нужна была Пятидесятница. Ради этого «Сын послал от Отца Духа Святого, освящающего мир»(176). Теперь «желающему соединиться с Ним надлежит и плоть Его принять, и в обожении участвовать». Теперь, когда евхаристически «питаемся священнейшим Хлебом и пьем Божественную чашу, когда сообщаемся той самой плоти и той самой крови, которые восприняты Спасителем», тому самому обоженному человечеству Христа, что ныне пребывает во Святой Троице, — то и мы вводимся туда же. «И пищею бывает Он для нас, и таким образом, всячески внедряя Себя в нас и соединяя Себя с нами, соделывает нас Своим Телом... Когда изливается в нас Христос и соединяет с нами Себя Самого, Он переменяет и в Себя преобразует нас, как бы малую каплю воды, влитую в беспредельное море», в драгоценное миро, что делает нас, растворенных в нем, «не просто благоуханными, но самим благоуханием»(177), ибо мы, — как сказано, — и есть Христово благоухание(178).
«Сын стал подобен нам через воплощение; мы становимся подобными Ему через обожение», — в связи с этим можно говорить о двухэтапности нашего спасения. В своем становлении люди, чья двойственность заложена в самом акте творения по образу и по подобию, вовлечены и в «двойное домостроительство», как выражаются богословы: прежде совершено искупление ради нас и за нас Богом Сыном, обожившим нашу природу; после — требуется, уже от нас, синергийный подвиг ради обожения наших личностей(179). Христос в Своем воплощении и восприятии нашего естества обожил именно общечеловеческую сущность, но не отдельные человеческие личности. Вся полнота человеческой природы в своей совокупности уже стала соучастницей Божественной благодати(180), в этом смысле человечество уже спасено — обновленное естество даровано ему во Христе неотъемлемо и окончательно. Своей Жертвой Спаситель любому, кто избирает подвиг жизни во Христе, даровал возможность достигать личного обожения(181). Теперь, на втором этапе, каждому человеку, ради своего персонального спасения, остается только принять этот дар — опытно приобщиться ему и усвоить его, в обмен на это принося в жертву свою ветхую душу.
«В одном случае нужно было Богу снизойти на землю, в другом — нас возвести на Небо». Ему — вочеловечиться, человеку — быть обожену. Прежде — Он полностью освобождает природу, победив грех; после — каждого из людей очищает от грехов и уподобляет Богу. Мы «начинаем оттуда, где Он окончил, и оканчиваем тем, чем Он начал». Бог «сошел затем, чтобы мы взошли... Его делом было сойти, а мы восходим», движемся словно по одной и той же лестнице, но то, «что было для Него последним, когда Он сходил, то становится для нас первым, когда мы восходим»(182).


152 Служба Рождества Христова. Великое повечерие, стихиры на стиховне.
153 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 324, 358.
154 Осуществовавшагося человечеством (слав.) — в человеческой природе явившегося. Канон ко св. причащению. Богородичен 9-й песни.
155 Григорий Палама, свт. // Мандзаридис Г. Обожение человека. ТСЛ, 2003. С. 49.
156 Определение Халкидонского Собора 451 г.
157 «Иисус Христос есть один и тот же... единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха». Определение Халкидонского Собора 451 г.
158 Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 222, 228.
159 Человека, сотворенного некогда по образу Божию, но отпадшего от Божественной жизни, мудрый Творец восстанавливает заново. Служба Рождества Христова. Канон утрени, песнь 1-я, тропарь 1-й.
160 Максим Исповедник, прп. Ц Мейепдорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 220.
161 Служба Преображения. Вечерня, стихиры на стиховне.
162 Акафист Божественным страстям Христовым. Кондак 2-й.
163 Сергиевский П., прот. // Гнедич Петр. прот. Догмат искупления... М., 2007. С. 269.
164 Варфоломей (Городцов), митр. // Там же. С. 345.
165 Ис. 53, 4.
166 Филарет (Дроздов), свт. // Там же. С. 269.
167 Афанасий Великий, свт. // ЖМП. 1975. № I. С. 63.
Ср.: «Недр Отеческих не разлучся... с земными яко человек пожив... вознеслся еси во славе и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси». Вознесение. Стихиры на «Господи воззвах».
168 Леонтий Византийский. М., 2006. С. 663, 665.
169 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ.
М., 1995. С. 326.
170 Иоанн Златоуст, свт. // Там же. С. 360.
171 Георгий (Капсанис), архим. Бог стал человеком... М., 2008. С. 15.
172 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 359.
173 Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
174 Служба Пятидесятницы. Утреня, седален по 1-м стихословии.
175 Мф. 16, 18.
176 Афанасий Великий, свт. //ЖМП. 1975. № I. С. 63.
177 Николай (Кавасила), св. О жизни во Христе. М., 2006. С. 23, 25. 71.
178 2 Кор. 2, 15.
179 Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 644.
180 Это стало возможным потому, что «люди обладают единой общей природой во многих человеческих личностях». Однако для нас «это различие природы и личности в человеке не менее трудно уловимо, чем аналогичное различие единой природы и трех Лиц в Боге». Лосский В.Н. Боговидение. С. 203.
181 Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения. 2005. С. 397.
182 Николай (Кавасила), св. О жизни во Христе. М., 2006. С. 25, 70.


(Николай Новиков. МОЛИТВА ИИСУСОВА. ОПЫТ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ. ОБЗОР АСКЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Т.3.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 янв 2015, 13:44 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Еще одно свидетельство о "естественности" непорочных страстей, на сей раз прп. Григория Синаита, одного из важнейших авторитетов в области "умного делания" и просвещения ума.

В переводе свт. Феофана Затворника: Прп. Григорий Синаит. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и еще — о безмолвии и молитве

77. Страсти разно именуются: разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные подразделяются на вообразительные и рассудочные. Из них всех иные произвольны по злоупотреблению, другие же невольны по необходимости, так называемые незазорные страсти, кои св. отцами названы соприкосновенностями и естественными свойствами (нравами).

Последнее предложение на ЦСЯ в переводе прп. Паисием Величковским: "Из них убо овии суть по злоупотреблению вольни, овии же по нужде невольни, и яко незазорны страсти быти глаголются, яже и припоследования, и естественна свойства отцы нарекоша".

Очень познавательны для уяснения смысла "непорочности" определенных страстей следующие слова из того же источника:

81. Достойно исследования, почему богоносные отцы похоть и гнев иногда называют силами плотскими, а иногда душевными? — Говорим о сем, что слова святых никакого не имеют несогласия, если как следует рассмотреть их до точности, но те и другие истинствуют, премудро изменяя, когда должно, свои о сих предметах суждения. Душа сама по себе имеет силу хотения и мужественную энергию к действованию, что есть сила раздражительная; но, будучи создана разумной и духовной, она не получила вместе с бытием похоти и гнева; равно как и плоть первоначально, будучи создана нетленной, не имела тех мокрот, от коих после породились похоть и ярость зверская. Уже по преступлении, когда впал человек в тлю и дебельство плоти, по необходимости возникли в нем похоть и ярость. Почему, когда плоть господствует в нем, похоть и гнев сопротивляются душевным желаниям. Когда же мертвенное сие покорится разуму, тогда они содействуют душе в делании добра.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 фев 2015, 11:32 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Статья в тему: Белов Игорь, протоиерей. О неиждиваемости Тела и Крови Христовых

"Неиждиваемость (неистощаемость) Плоти Христовой непосредственно связана с христологическим учением Церкви «об общении свойств» (περιχώρησις). В силу ипостасного соединения в обоих естествах Христа происходит взаимное проникновение энергий этих естеств – тварных и нетварных, соответственно естествам. Святые отцы учат, что «обе природы во Христе, не смешиваясь, обладают некоторой взаимопроникновенностью. Божественные энергии излучаются Божеством Христа и пронизывают Его человечество, отчего оно и обожено с самого момента воплощения; как раскаленное железо становится огнем, и все же остается по своей природе железом. Преображение отчасти открывает апостолам это пылание Божественных энергий, озаряющих человеческую природу Учителя. Это взаимопроникновение двух природ, проникновение Божества в плоть, и, отныне, навсегда приобретенная возможность для плоти проникновения в Божество, называется “перихорезой”»[прп. Максим Исповедник.]. «Плоть, не утеряв того, чем обладала, стала Словом, отождествившись со Словом по Ипостаси»[прп. Иоанн Дамаскин].

То есть Плоть Христа с момента воплощения полностью и окончательно обожена, ..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 апр 2017, 10:55 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Свт. Григорий Палама:

1. Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха.

2. Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.

4. Господственно, с истинным величием нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душою и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать – как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания.

8. Сия Дева – Матерь является и Купиною и Клещами, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием, при служении Архангела, сочетавшего чрез Нее Отстранителя греха мира с человеческим родом, и чрез неизреченное сие сочетание нас полностью очистившего.


Источник: http://afonit.info/biblioteka/svyatye-o ... ogoroditsy


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2017, 15:55 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Макарий Великий:

10. ... «Мы же проповедуем» Иисуса «Христа, и Сего распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие», а спасаемым нам – «Христа – Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24): потому что в мертвом теле жизнь; здесь избавление, здесь свет, здесь Господь приходит к смерти, беседует с нею и повелевает изринуть души из ада и смерти, и возвратить Ему. И вот, смятенная сим смерть приходит к служителям своим, собирает все силы, и князь лукавый приносит рукописания, и говорит: «сии вот повиновались слову моему, и вот как покланялись нам люди». Но Бог, праведный судия, и здесь показывает правду Свою, и говорит ему: «Повиновался тебе Адам, и овладел ты всем сердцем его; повиновалось тебе человечество. Что же делает здесь тело Мое? Оно безгрешно. Тело первого Адама стало должным тебе, и по праву ты удерживаешь его рукописания. О Мне же все свидетельствуют, что Я не согрешил; ничем тебе не должен. Все свидетельствуют о Мне, что Божий Я Сын. С высоты небес пришедши на землю, засвидетельствовал глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте» (Мф. 17:5). Иоанн свидетельствует: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Иоан. 1:29), а также и Писание: «Иже греха не сотвори, ни обретеся» в Нем «лесть» (1 Петр. 2:22), и: «грядет бо сего мира князь, и во Мне» не обрящет «ничесоже» (Иоан. 14:30). И ты, сатана, сам свидетельствуешь о Мне, говоря: «вем Тя, кто еси, Сын Божий» (Марк 1:24, 3:11); и еще: «что нам и Тебе, Иисусе» Назарянине, «пришел еси семо прежде времене мучити нас» (Мф. 8:29). Три у Меня свидетеля. Один – с высоты небес Посылающий глас, другий – сущие на земле, третий – ты сам. Посему, искупаю тело, проданное тебе первым Адамом, уничтожаю твои рукописания; Я отдал долг Адамов тем, что распят и снисшел во ад. И повелеваю, тебе, ад, тьма и смерть, освободи заключенные души Адама». И таким образом, лукавые силы, вострепетав, отдают, наконец, заключенного Адама".

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veli ... sedy/#0_11


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 298 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство