Хочу ознакомить форумчан с материалами, из которых следует, что младший брат святителя Иоанна Максимовича был командиром Стародубского казачьего полка:
http://www.bishop-basil.org/russian/var ... pion.shtml
Цитата:
Из младших братьев блаженного Иоанна Максимовича встречаются в Истории:
а) Феодор Максимович, Командир Стародубского полка, он во время путешествия в 1744 году Императрицы Елисаветы Петровны в Киев, имел счастье проводить Ее Величество с полком своим от Тулиголова до Кролевца, затем до Алтыновки, а отсюда до переправы через реку Сейм перед Батурином. Далее проводил полк Прилуцкий с полковником Григорием Галаганом и так далее сменялись полки Полтавский, Черниговский, Нежинский, Лубенский, Миргородский, Киевский, Переяславский и Гадяцкий, каждый полк в составе 500 человек, под командой своего командира. (Календ. на 1888 год Черн. губерн. стр. 162-я).
б) По духовному ведомству Тимофей Максимович, бывший три года наставником Черниговского Коллегиума и десять лет кафедральным писарем, наконец с 20 июня 1727 года Елецким Архимандритом. (Описание Черн. Епархии, том Ш, стр. 24-я).
И. А. Максимович
1-го Мая 1888 года.
Местечко Монастырище Черниговской губернии.
Стародубские казаки в наше время:
http://kazacy.narod.ru/История Стародубского полка:
http://kazacy.narod.ru/p8.htmЕщё об истории Стародубского полка из источника:
http://www.debryansk.ru/~mir17/getm-babad.htm Цитата:
По условиям Переяславской рады 1654 года казаки выторговали себе некое подобие автономии. Казачий реестр увеличивался до 60 тысяч человек, право суда было предоставлено казацкой старшине, гетман избирался вольными людьми, он имел право принимать иностранных послов (кроме крымского хана и польского короля). Налоги царю собирались местной администрацией без вмешательства царского правительства [19].
Присягая царю гетман и старшина потребовали чтобы и тот присягнул казакам [20]. Послы царя убедили казаков в невозможности такого шага. И если крестьяне Украины присягали на верность царю без особых проблем, то старшина с запорожцами, понимая, что царь Москвы – это не король Польши, и скорее всего попытается их вольности пресечь, присягали без особой охоты. Вроде бы и без Москвы Польшу победить невозможно, но и с Москвой потом проблем не оберешься. Как писал по этому поводу Костомаров, «в их головах носился идеал независимого государства из Малороссии» [21]. Но теперь уже независимого от Москвы. Вряд ли это так. К созданию государства казаки небыли готовы. Их скорее устраивала вольность внутри государства, чем руководство самим государством. И от Польши они, по большому счету, отделяться не собирались. Только обстоятельства принудили их к этому.
Как ни странно на первый взгляд, крестьяне не выдвинули своих требований к московскому правительству. А ведь по сути благодаря им были успешно проведены все военные операции Хмельницкого. Но дело в том, что восставшие крестьяне стали отождествлять себя с казаками. Ведь стать казаком, означало избавится от панской неволи и стать вольным человеком. Они на казачий манер брили себе бороды, волосы, надевали шаровары [22]. Создавалось впечатление, что Малороссию населяли сплошь одни казаки.
На Стародубщине происходили сходные с остальной территорией Украины события. Хмельницкого здешние крестьяне поддержали. Количество казацкого войска стремительно росло. В селе трудно было найти человека, который «сам не пошёл, либо сына в казаки не послал» [23]. Правда, иной раз шли и перед страхом наказания. Ведь Стародубские крестьяне были консервативно-косные по своей сути. Лучше было для них стереть гнёт, чем проявить строптивость. Поэтому Хмельницкому требовалось здесь разослать свой универсал «а хто де не пойдет в полки наспех к гетману, и тем быть в смертной казни» [24]. Стародубщина дала Хмельницкому отряды в 30 тысяч человек [25].
После предательства Хмельницкого под Зборовом на Стародубщину стали возвращаться изгнанные шляхтичи – поляки. Но здешние крестьяне встретили их вилами и косами. Стародубцы уже считали себя казаками. Как отмечает очевидец «все можнейшие стали казаками, и только подлейшие остались крестьянами» [26].
Таким образом, Стародубщина дополнительно к казакам созданных поляками (см. гл. 1) пополнилась и казаками вышедших их крестьян во время хмельнитщины.
Москва, после Переяславской Рады поддержавшая Хмельницкого, помогла казакам разбить Польшу. Было заключено Андрусовское перемирие 1667 года. За Москвой осталась Левобережная Украина.
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод о том, что:
1. Исход войны Хмельницкого с поляками окончательно решили крестьяне, поддержавшие его. Победа казаков была для них самих полной неожиданностью. Тем более, что самостоятельности от Польши они не хотели. Им нужно было только расширение реестра и причесление к шляхстскому сословию. К сожалению, для них, Польша не пошла на это.
2. По Переяславскому договору казаки получали от царского правительства некое подобие автономии. Но не привыкшие к подчинению в рамках государственного порядка, их пугала и предстоящая верховная роль в рамках нового государственного образования.
4. Образование гетманщины и роль казачества в ней.
Тем не менее, такая власть казаками была получена. Теперь они имели власть не только военную, но и административную. Все территории Левобережной Украины делились на полки, но уже как административно – территориальные единицы: Стародубский, выделившийся в 1663 году из состава Нежинского, Нежинский, Черниговский, Киевский, Прилуцкий, Переяславский, Лубянский, Гадячский, Миргородский и Полтавский.
Руководство Левобережной Украины (гетманщиной) осуществляла генеральная старшина. Верховным главой гетманщины был выборный гетман, который утверждался царём. Ему помогали: генеральный обозный – командующий обозом и артиллерией, генеральный судья – заведовал судом, генеральный подскарбий – заведовал казной, генеральный писарь – ведал делопроизводством генеральной войсковой канцелярией, генеральный есаул – руководил военными делами, ведал снаряжением и вооружением казаков в мирное время, генеральный хорунжий – хранитель войскового знамени, ведал должностными списками и замещением старшинских должностей, генеральный бунчужный – хранитель бунчука, исполнитель поручений гетмана, во время торжеств нёс бунчук перед гетманом. То есть было не только четкое распределение обязанностей, но и своя атрибутика.
В полках, которые делились на сотни, сохранялась такая же структура, но только уже на полковом и сотенном уровне.
Были и почётные звания среди казаков. Бунчуковый товарищ – формально помощник генерального бунчужного, в процессиях носили перед гетманом малые бунчуки; войсковой товарищ – это звание присваивалось казацкой верхушке за военные заслуги, подчинялись непосредственно полковнику; значковый товарищ – звание, предоставляемое зажиточным казакам, не занимавших военно– административных должностей, выполняли особые поручения полковников [1].
В стародубском полку было восемь сотен: Стародубская (полковая), Новгород- Северская, Почепская, Погарская, Мглинская, Топальская, Шептаковская, Бакланская [2].
Таким образом, военная организация запорожского войска легла в основу малороссийского гражданского строя.
Власть старшины была практически ничем не ограничена. Получив в управление Украину казаки стали разбирать себе на уряд (в кормление) её территорию. По отношению к посполитому (крестьянскому) населению их действия в точности повторяли действия польской шляхты: и те, и другие стремились закрепостить за собой крестьян. И хотя уряд давался на период замещения должностей, постепенно он становится наследственной собственностью казацкой старшины.
Горожанам гетманщины царь Алексей Михайлович подтвердил их право на магдебурское самоуправление. В 1666 году такое право было подтверждено и Стародубу [3].