www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 23 ноя 2017, 09:38

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2015, 13:59 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 апр 2005, 14:46
Сообщения: 176
Откуда: Менск
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ОСНОВНЫХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ НА РЕШЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОКОНЧАНИЯ ЖИЗНИ В ОТДЕЛЕНИИ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Hans-Henrik Bulow, Charles L. Sprung, Konrad Reinhart, Shirish Prayag,
Bin Du, Apostolos Armaganidis, Fekri Abroug, Mitchell M. Levy
Intensive Care Med (2008) 34:423-430
Резюме
Цель исследования: Недавно проведенные исследования показали, что религиозные предпочтения, как врачей, так и пациентов значительно влияют на те решения, которые принимаются отношении конца жизни в ОИТ на Западе. Описаны установки большинства мировых религий в отношении прекращения терапии, или ее неприменения, облегчения умирания, применения наркотических анальгетиков (двойной эффект), и эвтаназии. Также обсуждается вопрос питания у пациентов в стойком вегетативном состоянии, и аспекты смерти мозга. Приведены юридические аспекты медицинской деятельности в религиозных государствах.

Результаты: Не во всех религиозных доктринах содержатся четкие указания относительно вышеуказанных медицинских аспектов, но возможно, в будущем такие указания будут подготовлены.

Важность автономии пациента в Западном (христианском) мире может совершенно не приниматься во внимание в другой этнической и религиозной среде, и современные медицинские рекомендации все чаще и чаще противоречат различным религиозным воззрениям.

Выводы: Многие религиозные группы сейчас все больше и больше распространяются по миру (например, мусульмане), и в условиях продолжающейся глобализации очень важно, чтобы система здравоохранения принимала во внимание религиозные предпочтения различных этнических и религиозных групп в условиях, когда приходится принимать решения о конце жизни.

Введение
Выбор лечения в конце жизни все чаще приходится осуществлять в отделениях интенсивной терапии (ОИТ), причем эта тенденция отмечается во всем мире [1-3], и в разных странах 16-90% всех смертей происходят в условиях ограничения терапии, направленной на поддержание жизни [2-5], а пациенты и врачи исповедуют разные религии, имеют различное культурное и этническое происхождение, поэтому для них приемлемы разные подходы, которые могут отличаться даже в рамках одной и той же религии [4, 6-10].

Во многих странах мира население уже давно представляет собой разнородную смесь представителей различных культур и религий. В течение последующих 50 лет большинство американцев будут не-европейского происхождения[11], уже сейчас выходцы из Латинской Америки составляют примерно 13% от всего населения США, а афро-американцы являются самой крупной расовой/этнической группой [12]. Перепись населения, проведена в 2000 году в Канаде, показала, что в стране проживают 500,000 мусульман, 500,000 индусов и сикхов и 1 миллион выходцев из Китая [9, 13, 14]. Ислам – это пример мировой религии: всего 18% из 1.1 миллиарда мусульман живут в арабских странах [15]. В Индонезии живут 213 миллионов мусульман, это 88 % населения страны [16], в Индии - 138 миллионов (12.4% населения) [17], в Китае 20 миллионов (1.5% населения) [16], а в Европе живут 15 миллионов мусульман - данные 1999 года [15]. В Великобритании UK, 3% (2 миллиона) всего населения в настоящее время – исламского происхождения [18, 19].

В последующем, и система здравоохранения, и врачи будут сталкиваться с самыми различными религиозными доктринами, причем как со стороны пациентов, так и со стороны врачей, которые относятся к другим религиозным и этническим группам. В данном обзоре представлены постулаты и точки зрения основных мировых религий на вопросы решений, которые принимаются в конце жизни в ОИТ: в таблице 1 представлены сводные мнения относительно терапии, направленной на поддержание жизни, лечения боли, смерти мозга, вопросов искусственного питания у пациентов в стойком вегетативном состоянии. Не у всех религиозных авторитетов есть четкие указания по данному вопросу, поэтому мы ни в коем случае не считаем свой обзор полным.
Точка зрения христианства
Нельзя сказать, что точка зрения христиан на решения, принимаемые в конце жизни, едина – так как христианство – это разнообразные религиозные течения, начиная от Свидетелей Иеговы, лютеран, католиков и заканчивая православными.

Точка зрения римской католической церкви
Папа Иоанн Павел II выразил официальное отношение церкви в своей работе 1995 “Evangelium Vitae” [20], которая позднее была издана в сокращенной форме “Catechismus Catholicae Ecclesiae” [21]. Вкратце, Римская Католическая Церковь позволяет воздерживаться и отменять направленную на сохранение жизни терапию, если она мучительна, опасна, или может иметь непредсказуемый исход. В 1980 “Декларация об Эвтаназии”
позволила проводить облегчение боли у умирающих, даже если это могло привести к сокращению жизни в качестве непреднамеренного побочного действия (двойной эффект), хотя боль в конце жизни могла иметь особое значение – это символизирует Христа, страдающего на кресте [20].

Активная эвтаназия безусловно запрещена, должна быть предложена паллиативная терапия [20-22].
Несмотря на то, что можно отменять лечение, незадолго до своей смерти Папа Иоанн Павел II высказался против прекращения искусственного питания у пациентов в стойком вегетативном состоянии – этот аспект всегда был очень противоречивым [23-24].

Точка зрения протестантов
Большинство протестантов принимают современный арсенал терапии, направленной на поддержание жизни, однако, если надежды на выздоровление мало, большинство понимают и принимают целесообразность прекращения лечения [10]. Одним из примеров неоднородности мнения протестантов является вопрос эвтаназии. Евангелическая лютеранская церковь в Германии разработала подробные директивы относительно решений, принимающихся в конце жизни, но она отвергает эвтаназию [25], тогда как теологи реформисткой традиции, например, в Нидерландах, защищают активную эвтаназию.

Точка зрения православной церкви
Православная церковь рассматривает смерть не как биологическое событие, а как мистерию, наполненную скрытого духовного смысла, и одновременно – великое благословение [26]. Православная церковь не имеет позиции относительно решений, принимаемых в конце жизни, поскольку задачей христианина является молитва, а не решение вопросов жизни и смерти.

В соответствии с тем, что православная церковь считает каждую смерть, наступившую в результате решения человека, вызовом Богу – любое медицинское действие, которое не направлено на продление жизни рассматривается, как неэтичное. Комитет церкви по биоэтике провозгласил: “Всегда существует некоторая вероятность ошибочного диагноза, или неожиданного исхода заболевания, или даже чуда” [27]. Именно поэтому не разрешается ни воздерживаться от лечения, ни отменять его, и даже если находящийся в полном сознании пациент попросит отменить лечение (которое может спасти ему жизнь), моральной обязанностью врача является уговорить пациента согласиться на лечение. Допускается обезболивание, однако только в таких дозах, которые заведомо не могут повлечь смерть больного. Воздерживаться от искусственного питания или отменять его нельзя даже в том случае, когда нет никаких перспектив на выздоровление [27].

Слово “эвтаназия” происходит от греческого «хорошая смерть», и православная церковь определяет хорошую смерть, как «спокойную кончину без боли и страданий». С другой стороны, современное международное определение активной эвтаназии «убийство из милосердия» - совершенно не дозволяется православной церковью ни при каких обстоятельствах.

Искусственное поддержание жизни дозволяется только теми методами, которые позволяют надеяться на продолжение жизни. Поэтому прекращение ИВЛ при смерти мозга разрешается [26]. Трансплантация органов разрешена, но только в том случае, если донор или его семья дали добровольное осознанное согласие [27]. Это, кстати противоречит законодательству Греции, в котором трансплантация разрешена «по умолчанию», то есть в отсутствие отказа донора.

Точка зрения иудаизма
Существует три течения иудаизма: реформисткое, консервативное и ортодоксальное, последнее отличается наиболее строгими требованиями.

Система еврейских законов, или Галаха, составлена на основании Библии (Танаха), Талмуда и раввинистических респонсов, и разделяет активные и пассивные действия, а также воздержание и отмену лечения, направленного на поддержание жизни [28-31]. Галаха не позволяет ускорять наступление смерти, даже у терминально больного человека [28, 30, 31], но не препятствует обезболиванию, или активному продлению жизни страдающего человека [28, 29].

Поэтому, Галаха позволяет воздержаться от лечения, продляющего жизнь, но запрещает отменять терапию, направленную на поддержание жизни, если та является постоянным видом лечения [28-31].

Активная эвтаназия или самоубийство с помощью врача запрещены, даже если пациент просит об этом [28-30]. Новый израильский закон в настоящее время балансирует между принципами святости жизни и автономии пациента [28]. Закон запрещает отменять терапию, направленную на поддержание жизни, но позволяет воздерживаться от дальнейшего лечения, однако только в том случае, если это соответствует ясно выраженному желанию пациента [28].

Эта точка зрения основана на утверждении, что каждый новый применяемый метод лечения является автономным, и новым решением, поэтому возможно от него воздерживаться. Это включает в себя возможность воздержаться от любых продляющих жизнь мероприятий, в том числе интубации, вентиляции, операции, а также химиотерапии или диализа, даже после их начала, поскольку такие действия воспринимаются как воздержание от нового лечения, а не отказ от уже проводимого.

Респираторная терапия является постоянной формой лечения и ее отмена считается недопустимой, так как это явно сокращает жизнь. Однако такое решение может вызвать нежелательные и длительные страдания. Поэтому закон и Галаха позволяют переходить с постоянной вентиляции на поддерживающую прерывистую – вентилятор включают через таймер [28, 31]. Такое действие превращает респиратор из прибора жизнеобеспечения в прибор прерывистой терапии. Конечный результат – смерть пациента по ее или его желанию, становится более морально приемлемым, поскольку цель достигается не отказом, а воздержанием от дальнейшего лечения. Это новое и практическое решение также удобно для работников здравоохранения, у которых имеются психологические проблемы с выполнением желаний пациентов.

Пища и вода рассматриваются, как базовые потребности, а не лечение. Воздержание от пищи и воды у умирающих больных (или у пациентов с другими нарушениями) связано с процессом умирания и поэтому запрещено и рассматривается, как одна из форм эвтаназии [28]. Это в основном касается невменяемых пациентов, и пациентов без сознания, которые составляют основной контингент отделений интенсивной терапии [32]. Тем не менее, если умирающий адекватен, в сознании и отказывается от лечения, в том числе и от пищи и воды, его или ее надо призвать изменить свое мнение относительно пищи и воды, но не в отношении других методов лечения [28]. Ситуация однако меняется, когда пациент доживает до последних дней жизни, когда даже вода и еда могут вызывать страдания, и осложнения. В этом случае разрешается воздерживаться от пищи и воды, если точно известно, что это происходит по желанию пациента.

В соответствии с моральным требованием смягчать боль и страдания, закон и Галаха требуют проведения паллиативного лечения пациента и заботы о его семье. Методы паллиативной терапии, которые могут случайно укоротить жизнь пациента, основываются на принципе двойного эффекта [28].

Классическое иудейское определение смерти – это прекращение спонтанного дыхания [33]. Галахические авторитеты разрешают забор жизненно важных органов у пациентов со смертью мозга, если соблюден определенный набор очень важных медицинских критериев, и абсолютно установлено необратимое прекращение спонтанного дыхания (строгий критерий смерти мозга) [33]. Некоторые галахические авторитеты однако, требуют и наличия прекращения сердечной деятельности [33], и многие ультраортодоксальные евреи не признают критериев смерти мозга и настаивают на наличии прекращения сердечной деятельности.

Точка зрения ислама

Точка зрения индуистов и сикхов

Точка зрения конфуцианства и таоизма

Точка зрения буддистов

Таблица 1. Точка зрения различных религий на решения, принимаемые в конце жизни

Обсуждение
“Современные медицинские технологии вызвали появление совершенно неизвестных ранее форм умирания и смерти, появились состояния с крайне неблагоприятным прогнозом для жизни, в которых пациенты могут находиться неопределенно долгое время, что вызвало к жизни множество вопросов, на которые пока нет ответов” [27]. Это положение комитета по биоэтике Греческой церкви позволяет утверждать, что многие религиозные лидеры на протяжении последних 25 лет столкнулись с такими сложными проблемами. Они сами и семьи их паствы сталкиваются с эпохальными решениями, которые приходится принимать в конце жизни. Религиозные лидеры католической церкви, делегаты международных исламских конференций, и лидеры раввинских судов издали решения по искусственной вентиляции, где говорится о возможности легальной отмены терапии в рамках еврейского религиозного права, а западные буддисты принимают донорство органов. С тех пор, как медицина критических состояний стала официальной дисциплины западной медицины, она стала требовать высокотехнологичной и развитой базы [46]. Соответственно, у представителей восточных религиозных направлений не было такой острой потребности в принятии постулатов об интенсивной терапии и ее отмене, однако вполне понятно, что в 21 веке и этим религиям придется столкнуться с такой проблемой. Однако важны не только общие правила отдельных конфессий. В исследованиях поведения людей в клинических условиях недавно было доказано, что на принятие решений в отделении интенсивной терапии во многом влияли и религиозные взгляды самих врачей [8]. Отмена лечения, отказ от него и среднее время госпитализации в ОИТ до введения первого ограничения в терапии могут значительно варьировать в зависимости от религиозных предпочтений [8]. Однако несмотря на существенное влияние религии, региональная разница между врачами и пациентами, относящимися к одной и той же религии, также может иметь место, и эта разница может быть связана с так называемым «перекрестком культур» [8, 50-53].

Религиозные верования могут приводить и к противоречиям и дискуссиям между пациентом и его семьей, а также среди персонала.

Мы считаем, что врач может предотвратить подобного рода конфликты, если у него будут нужные знания и уважение к верованиям пациента. Однако бывает совершенно недостаточным в некоторых случаях принимать во внимание только религиозную точку зрения, так как существуют еще и законы и отношения общества, поэтому бывает трудно найти консенсус между религиозным и светским законом [54], или точкой зрения той или иной культуры.

Это становится особенно явным при решении такого вопроса, как автономия пациента. Одним из незыблемых постулатов протестантской реформисткой церкви является отрицание могущества земных правителей.
Это делает акцент на свободу личности, которая сейчас является основой западной культуры и не является качеством, которое присуще только протестантской биоэтике [10]. В Европе исключением является только Греция, в которой 96% последователей греческой православной церкви считают, что в конце жизни человеку очень нужно общение, но только 23% соглашаются с тем, что человек должен знать свой диагноз и прогноз [55]. Мы считаем, что это связано с культурой, поскольку у православной церкви нет таких постулатов.

Также следует отметить, что во многих азиатских культурах автономия пациента не основана на культуральных принципах, а скорее – на религиозных и личном мнении [13, 14, 56]. В религиозной концепции личности конфуцианства семья или общество обязаны давать пациенту информацию и заботиться о нем, [14] а также защищать пациента от «груза знания»[46]. И в индуистком обществе смерть является делом не только самого умирающего, но и его близких, и задачей врача является не сообщение о неминуемой смерти, а поддержание воли к жизни [38]. Возможно, это является причиной того, что ограничения терапии зафиксированы всего в 22-50% всех случаев смерти в отделении интенсивной терапии в Индии, и врачи обычно настроены обсуждать различные сложные вопросы с пациентами и их близкими [37].

Даже если существуют четкие рекомендации от религиозных лидеров, бывает очень трудно адаптировать религиозную точку зрения к принятию решения в современной медицине. Католическая церковь считает, что отмена или отказ от «экстраординарного лечения» возможны, но развитие медицинской науки ставит перед нами другой вопрос: какое лечение является «экстраординарным»? [23, 57, 58] Например, ИВЛ может быть совершенно обыкновенным лечением на одной стадии болезни, и совершенно «экстраординарной» в другой ее стадии [57]. И даже совершенно четкие заявлении я религиозных лидеров может быть не воспринято культурной средой. В соответствии с исламскими законами пациент может отказаться от мучительноrо лечения, но в Ливане и в Омане отмена интенсивной терапии [58] и распоряжения «не реанимировать» [36] встречаются реже, чем в Западной Европе, и эта разница во многом объясняется особенностями культуры.

Определенное этническое происхождение и религиозные взгляды – это не единственные факторы, которые могут влиять на решения, которые принимаются в конце жизни. Недавние иммигранты обычно более строго соблюдают правила религии и культуры страны их происхождения [13, 14], тогда как второе-третье поколение чаще принимают ту точку зрения, которая имеется в стране их жительства [53]. Вдобавок, следует понимать, когда человек лицом к лицу сталкивается со смертью, многие стараются вернуться к своей традиционной религией или культуре [46, 59]. С другой стороны, люди, которые относят себя к той или иной религии, не обязательно посещают церковь и соблюдают религиозные предписания.

Как веси себя?
Большинство врачей ничего не знают о религиозных воззрениях своих пациентов [4], и авторы использовали достаточно сильные слова, чтобы охарактеризовать последствия пренебрежения религиозными и культурными особенностями пациента: «это может привести к полному обрыву общения» [14]; «это может превратить ситуацию в ночной кошмар» [59].

Поэтому мы настойчиво рекомендуем врачам определиться с религиозными предпочтениями своих пациентов как можно раньше [54], возможно, привлечь священнослужителя из конфессии пациента [9, 10, 60], и следовать алгоритму, предложенному Klessig (таблица 2) [59].

Мы надеемся, что этот обзор расширит представления врачей об отношении пациентов, принадлежащих различным конфессиям об их отношении к решениям, которые принимаются в конце жизни, и о том, как глобализация может повлиять на медицинское сообщество. В этом контексте очень важными представляется положение этического комитета Стэндфордского университета: “Ключ к разрешению этических проблем лежит в прояснении интересов пациента” [61].

Таблица 2. Алгоритм выяснения религиозных предпочтений, культурных особенностей и семейных предпочтений, когда приходится принимать решения относительно конца жизни (из источника [59])
Что пациент думает от святости жизни?
Какое у него определение смерти?
Каковы религиозные предпочтения пациента и насколько он соблюдает постулаты своей религии?
Что вызвало болезни по мнению пациента и как это связано с процессом умирания?
Какова система социальной поддержки пациента?
Кто принимает решения в семье?

Список литературы:
http://www.critical.ru/actual/etica/religion.htm

_________________
"Абяззброім няшчасце!" (Алесандра Барикко.1900-й. Легенда пра піяніста.)
Фільм "Жыццё і лёс" 2012. (Серыял зняты па матывах рамана Васіля Гросмана «Жыццё і лёс».)
http://radioclassicfm.ru/ - Радио «Классик» — для умного слушателя...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство