www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 13 апр 2021, 13:28

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 114 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 08:27 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
Янина, можно ли поподробнее про неожиданно пришедший ответ?
Заданный Вами вопрос действительно интересен.
А ответ Павла Ковша со ссылкой на о. Николая и Серафима Саровского меня удовлетворил.
Если можно, поясните ваше недосказанное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 12:00 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
Как это рассудительность?
Думаю что здесь нужно начинать с самой простой рассудительности. Вот например утренние молитвы в наших молитвословах:

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.


Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О живых

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Богом хранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон) Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)


О усопших

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон.)
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)


Вот решить для себя, "можешь" ты, или "не можешь" читать на домашней молитве вместо кратких молитв этот развернутый "помянник" (в разных молитвословах он имеет вариации), который очень напоминает прошения ектинии храмового богослужения, есть пример одной из возможностей развивать у себя рассудительность в этом плане. Дальше - больше...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 19:58 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Янiна писал(а):
Как это рассудительность?
Думаю что здесь нужно начинать с самой простой рассудительности. Вот например утренние молитвы в наших молитвословах:
...
Вот решить для себя, "можешь" ты, или "не можешь" читать на домашней молитве вместо кратких молитв этот развернутый "помянник" ... есть пример одной из возможностей развивать у себя рассудительность в этом плане. Дальше - больше...

Это понятно. Я могу "рассудить" краткое почитать, могу полное, могу вообще не читать. Могу "рассудить", что могу почитать, но не читать. Масса вариантов "расуждения".

Но выше в теме мы говорили о святых людях. Я поленилась сразу написать, что вряд ли старец Силуан рассуждал, что вот ночью помолюсь о себе, а днем за весь мир, а вечером за братию.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 20:11 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
anna* писал(а):
Янина, можно ли поподробнее про неожиданно пришедший ответ?
Заданный Вами вопрос действительно интересен.
А ответ Павла Ковша со ссылкой на о. Николая и Серафима Саровского меня удовлетворил.
Если можно, поясните ваше недосказанное.

Анна, когда я задавала вопрос, у меня было мнение, как в ответе Павла.

А недосказанное - личное. Подробности на форумах не всегда полезно открывать.
Если коротко (и коряво) - смысл в том , что Господь иногда Сам вкладывает молитву за кого-то, за что-то.
А не то, что ты вот решил "помолиться" о том и об этом.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 20:25 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА
О монастырском экономе

МНОГИЕ МОНАХИ говорят, что эконому некогда молиться, и что не может он сохранять душевный мир, потому что целый день приходится ему быть с народом. Но я скажу, что если он будет любить людей и помышлять о своих рабочих: «Любит Господь создание Свое», то Господь даст ему непрестанную молитву, ибо Господу все возможно.
Эконом должен любить и жалеть своих рабочих и молиться о них:
«Господи, обвесели скорбные души этих бедных людей; пошли на них Духа Твоего, Святого Утешителя»; тогда душа его будет жить, как в тихой пустыне, и Господь даст ему в молитве умиление и слезы, и благодать Святого Духа будет в нем жить ощутимо, и душа его будет ясно слышать помощь Божию.
...
Был у нас такой случай. Монастырский эконом посылал одного рабочего по делу, но тот, по неопытности, не хотел идти. Эконом говорит ему: «Иди». Тогда рабочий рассердился и при всем там бывшем народе, а было человек сорок, назвал эконома собакою. Но эконом пожалел рабочего, и дал ему чаю и сахару, и сказал: «Ты всегда зови меня собакою». И вдруг рабочему стало так стыдно, что лицо его горело от стыда, и после был он послушнее всех.
Так хорошо жить по любви; тогда Господь помогает Своею благодатью и дает горячую молитву за людей. Но если эконом будет раздражительный, то он и свою душу испортит, и других людей возмутит гневом своим.
Опыт многих лет показал, что эконом должен любить людей, как мать любит своих детей, а если кто непослушлив, то должен за того усердно молиться Богу: «Господи, вразуми раба Своего: Ты любишь его», и тогда молитва твоя принесет ему пользу, и сам ты познаешь, как хорошо молиться за рабочих.

Хорошего эконома все будут любить, потому что все люди любят, когда с ними ласково обращаются. Опыт показал, что не надо мыслить плохо о человеке, потому что за это уходит благодать Святого Духа от души. А если будем любить людей, то Господь даст молитву, так что и среди народа душа может непрестанно вопиять к Богу.


Я надеюсь, Господь простит меня за мой дерзкий вопрос молитвами святых старцев Силуана и Серафима.
И Вы, братия и сестры, простите за провокацию, скорее вольную, чем невольную.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 20:36 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
2 Геннадий
«Молиться за людей — это кровь проливать»,— говорил Старец.(Старец Силуан. Арх. Софроний)

помолиться, помянуть, почитать (молитву, помянник) - это ведь не одно и то же..

Книга Пасха Красная.
об иеромонахе Василие (Рослякове):
Когда же кто-то просил батюшку помолиться о нем, он отвечал: “Ну, какой из меня молитвенник? А вот помянуть, помяну”.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2013, 10:43 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
«Молиться за людей — это кровь проливать»,— говорил Старец.(Старец Силуан. Арх. Софроний)

помолиться, помянуть, почитать (молитву, помянник) - это ведь не одно и то же..
Вот-вот! :) Как раз слова "если можешь" и означают: готов ли, и умеешь ли правильно "кровь проливать", т.е. есть ли у тебя желание во славу Божию дополнительно на первых порах хотя бы попробовать понапрягать себя и потратить свои силы и время, чтобы проводить свою молитвенную жизнь с дополнительным напряжением, готов ли ты к этому, и умеешь делать это непрелестно и незаблудно? А считать "чтение текста по бумажке" "умением" дополнительно читать этот помянник - разве это правильно?


Цитата:
Книга Пасха Красная.
об иеромонахе Василие (Рослякове):
Когда же кто-то просил батюшку помолиться о нем, он отвечал: “Ну, какой из меня молитвенник? А вот помянуть, помяну”.
ИСЦЕЛЕНИЕ
"Дочь моя девица Е. очень долго была больна: простудилась, открылся кашель, лекарства не помогали; она исхудала, едва ходила, начиналась чахотка. Мы просили о. Антония помолиться о ней; он обещал, и с тех пор она видимо стала выздоравливать. Бог воскресил ее, она выздоровела совершенно и теперь здорова".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2013, 19:12 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Цитата:
Книга Пасха Красная.
об иеромонахе Василие (Рослякове):
Когда же кто-то просил батюшку помолиться о нем, он отвечал: “Ну, какой из меня молитвенник? А вот помянуть, помяну”.
ИСЦЕЛЕНИЕ
"Дочь моя девица Е. очень долго была больна: простудилась, открылся кашель, лекарства не помогали; она исхудала, едва ходила, начиналась чахотка. Мы просили о. Антония помолиться о ней; он обещал, и с тех пор она видимо стала выздоравливать. Бог воскресил ее, она выздоровела совершенно и теперь здорова".

Простите, не поняла связи Вашей ссылки с моей цитатой.
Я силу молитвы Оптинских батюшек не преуменьшаю!
Просто хотела показать скромность о.Василия, и то, что он хотел подчеркнуть различие между "помолюсь" и "помяну".
PS
"Помянуть" - тоже имеет много градаций.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2013, 19:50 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
Простите, не поняла связи Вашей ссылки с моей цитатой.
Я силу молитвы Оптинских батюшек не преуменьшаю!
Просто хотела показать скромность о.Василия, и то, что он хотел подчеркнуть различие между "помолюсь" и "помяну".
PS
"Помянуть" - тоже имеет много градаций.
Вот именно это я и хотел сказать, что в устах добросовестного монаха "помяну" значит нечто большее, чем просто прочитать некоторый текст, или упомянуть имя на богослужении или келейной молитве. Нужно просто учесть, что слова "молиться - это кровь проливать" сказаны в т.ск. третьем лице, а скромность конкретного монаха, тем более достаточно молодого по физическому возрасту, может действительно не позволять употреблять слово "помолюсь". Но хоть о.Василий сказал со скромностью, для нас это вполне понятно, и его слова вполне могут быть соотнесены со словами преподобных отцов, что молиться - это проливать кровь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2013, 22:40 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Хорошая иллюстрация к словам молитвослова "Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник":

247. МОЛИТВА КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СООБРАЗНА С ЕГО МЕРОЮ

"...Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси мя, Господи, и испытай мя... (Пс. 25: 27), и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна..."

Т.е. слова "если можешь" нужно наверное понимать скорее как "если способен", чем как "если хочешь".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:09 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Хорошая иллюстрация к словам молитвослова "Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник":

247. МОЛИТВА КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СООБРАЗНА С ЕГО МЕРОЮ

"...Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси мя, Господи, и испытай мя... (Пс. 25: 27), и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна..."

Т.е. слова "если можешь" нужно наверное понимать скорее как "если способен", чем как "если хочешь".

Геннадий, а зачем домысливать-пересмысливать? И причем тут этот псалом, и эта девушка, и прп Амвросий?

Может быть, все проще? и Если можешь = Если у тебя есть время.

Например, в одном из моих молитвословов уже после первых 3-х утренних молитв написано: Если случится, что совсем не имеешь времени, скажи еще молитву Отче наш и закончи, иначе продолжай ...

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
Геннадий, а зачем домысливать-пересмысливать? И причем тут этот псалом, и эта девушка, и прп Амвросий?

Может быть, все проще? и Если можешь = Если у тебя есть время.

Например, в одном из моих молитвословов уже после первых 3-х утренних молитв написано: Если случится, что совсем не имеешь времени, скажи еще молитву Отче наш и закончи, иначе продолжай ...
"Домысливать-пересмысливать" наверное может действительно не нужно, а вот "дочитывать" бывает часто очень даже полезно. А "проще" бы может и было бы, но только если бы у нас был действительно неограниченный запас крови и вторые-третьи "запасные" мозги: повредил одни - поменял на другие... :| Что касается времени на молитву, то нам очень рекомендует апостол молиться непрестанно, но мы очень часто забываем об этом. И наверное зря. Это я все к тому, что молиться нам всем нужно учиться - как, когда, сколько, и уделять этому особое внимание, т.к. от этого во многом зависит и наш духовный путь, и наше спасение. Вот например еще Евангельские слова: "И отвещав иисус рече им: блюдите, да никтоже вас прельстит: мнози бо приидут во имя мое, глаголюще: аз есмь христос: и многи прельстят", и подобные им: "Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет", "Блюдите себе, да не погубите яже деласте добрая, но да мзду совершенну восприимете", "Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть". Что такое "блюдите"? Где взять для этого разум и силу? А ведь всему этому и учит нас молитва. Только мы очень редко вспоминаем об этом и придаем этому значение. А значит действительно "прельстить" могут многих, и как узнать, не будем ли среди них и мы?..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:40 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Что касается времени на молитву, то нам очень рекомендует апостол молиться непрестанно.

Не по молитвослову ведь он советует молиться непрестанно.
Молитвословы когда появились?
Много ли было даже в 19-м веке грамотных монахов ? А молились тем не менее непрестанно..

Кстати, батюшки сейчас часто говорят, что можно всё правило вычитать, и при этом ни разу не помолиться..

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:45 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
Геннадий писал(а):
Что касается времени на молитву, то нам очень рекомендует апостол молиться непрестанно.

Не по молитвослову ведь он советует молиться непрестанно.
Молитвословы когда появились?
Много монахов грамотных было даже в 19-м веке? А молились тем не менее непрестанно..
Молитвослов здесь в общем-то и ни при чем. А если сказать немного более, то "непрестанная молитва" не есть что-то отличное от молитв, которые есть в наших молитвословах. Это просто две составляющие нашей общей молитвенной жизни, которые подкрепляют и углубляют одна другую.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Батюшки и профессора
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:53 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Молитвослов здесь в общем-то и ни при чем.

Да... Уже и "Молитвослов здесь в общем-то и ни при чем".
Казуистика при чем.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 114 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство