www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 18 ноя 2019, 10:10

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 17:15 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Последнее толкование на первый псалом натолкнуло меня на мысль о создании этой темы. Действительно, Всенощное Бдение - это очень важное богослужение, на котором мы призваны усердно потрудиться, чтобы потрудившись, даже и в своей природной усталости имели бы некоторое успокоение совести по отношению к Божьему призыву: "Приидите, насладитеся", чего сподобляемся по милости Божьей на Божественной Литургии. Действительно: "Трудящийся да яст". Потрудимся и мы.

После общего обзора будем уделять основное внимание смыслу текстов Богослужения.

Многие знают, что Всенощное Бдение состоит из трех частей: Великой Вечерни, Утрени, и Первого Часа. Начнем по порядку поподробнее знакомиться с этими составляющими Всенощного Бдения.

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. «В начале сотворил Бог небо и землю». Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему». Ибо «все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1, 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!
Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.
Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.


ИзображениеИзображение ИзображениеИзображение ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 17:23 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:


Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи помилуй. (На каждое прошение.)

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем [или: о веси сей; если в монacmыpe, то: о святей обители сей], всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 17:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Хор: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Блажени вси надеющиися Нань.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже. (Трижды)


P.S. Нужно сказать, что такая практика - пение только избранных стихов первых трех псалмов Псалтири установилась только в приходских богослужениях, делая снисхождение для прихожан по причине "дефицита времени" для богослужения у современного (причем с достаточно давних пор "современного" :)) человека. В монастырском богослужении все три псалма читаются полностью, и как мне кажется, тех, кто знает текст псалмов, и слушает их осмысленно, это достаточно долгое чтение ничуть не утомляет, а я бы даже сказал - наоборот. Мне кажется, что настрой на осознанное продолжительное внимание священным текстам помогает избавиться от постоянно приражающейся к нам суетливости, от действия которой у нас иногда возникает желание "побыстрее освободиться" от богослужения. А ведь какое действительно блаженство мы можем испытывать на богослужении в храме Господнем, которое воспел и царь Давид в своем псалме: "едино просих от господа, то взыщу: еже жити ми в дому господни вся дни живота моего, зрети ми красоту господню и посещати храм святый его".
Прекрасно читаются псалмы, например, в Минском Свято-Елисаветинском монастыре.

Но нам, на приходах, если мы даже не слышим на богослужении все три псалма, нужно в этих поемых избранных стихах все-равно вспоминать полностью смысл псалмов, ибо только в таком случае, как мне кажется, это пение будет иметь для нас смысл. Разбор самих псалмов я оставляю для нашей темы о псалмах. А пока пойдем дальше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 авг 2013, 11:58 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
Услыши мя Господи…


Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу:

"Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит."

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: «Свете тихий…» поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 авг 2013, 12:10 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Нужно особо уделить внимание паремиям, т.к. хоть паремии и читаются несколько даже акцентированно в ходе богослужения (и посреди храма), но, по словам многих, являются одним из самых непонимаемых мест богослужений, всвязи с чем их часто или вообще не читают на богослужениях, или сокращают до минимума. Нужно сказать, что конечно, если паремии непонимаемы, то они, получается, читаются "для галочки". И вот чтобы несколько исправить такое положение, остановимся на них.

Сегодня мы будем праздновать великий двунадесятый праздник Успения Божией Матери. На Великой вечерне праздника читаются следующие три паремии:

Бытия чтение. [Глава 28.]

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

В переводе:

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

Объяснение первой паремии:

Из книги Бытия в первой паремии мы слышим знакомые слова о сне Иакова и видении им лестницы. Что надо знать, чтобы представить себе обстановку этого видения и потом глубоко вникнуть в смысл этого прообраза Богоматери?

Иаков, боясь мести брата, очень рано встал, почти ночью. Тихо вышел из дома, чтобы никто его не заметил. Место, где он ночевал, было в 15 верстах от Иерусалима, к северу. Быть ночью среди поля опасно (могли напасть разбойники), но Иаков предпочел опасность, не доверяя хананеям. Упоминаемый "студенец клятвенный" находился на юге Филистимской земли. Там еще при Аврааме был заключен союз (то есть поклялись в верности договору) с филистимским царем Авимелехом о ненападении подданных Авимелеха на Авраама и всех его близких.

Харран – месопотамский город, куда родители Иакова советовали ему отправиться для выбора себе жены из родственного племени.

Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери?

1. "Лествица Иакова" как образ восхождения напоминает нам о духовном законе жизни, который заключен в возможности богообщения. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других.

2. "Лествица Иакова" как путь к Богу указывает на то, что путь этот уже указан (через исполнение заповедей Божиих), уже определен, уже дан, и искать каждому поодиночке нет необходимости. Тем более нет нужды строить Вавилонскую башню, чтобы самим, без Бога, подняться "выше звезд небесных". Это путь смирения, и как образец высочайшего смирения мы имеем Преблагословенную Владычицу.

3. "Лествица Иакова" потому и показана, чтобы учить закону постепенности. В духовном пути взлеты ненадежны. На примере Богоматери мы видим следование тому же закону. Ее восхождение началось с основания – с молитвы в храме, с постоянного внимания и усердного труда.

4. "Лествица Иакова" основана на земле. Это и закон, и радость для всей земли. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась. Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословенна Богом и лучший цветок земли – Богоматерь – "Надежда и Утверждение наше".

5. "Лествица Иакова" полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога – дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от "оскудения преподобных". Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов – Пресвятой Богородицы.

6. "Лествица Иакова" не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу. Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни.

7. Наконец "лествица Иакова" – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу.

Понятно становится, почему читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 авг 2013, 12:14 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Прoрочества Иезекиилева чтение. [Главы 43 и 44.]

Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

В переводе:

По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа.

Объяснение второй паремии:

Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление. Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам (слово "елам" не перевели греки; оно означает притвор или галерею), чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.

От восточных врат пророк был проведен к северным, откуда ему открылось величественное зрелище славы Божией.

Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошел Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы. Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Поэтому в Богородичные праздники читается эта паремия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 авг 2013, 12:16 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Притчей чтение. [Глава 9.]

Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

В переводе:

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Объяснение третьей паремии:

Третья паремия посвящена Премудрости. Под Премудростью священномученник Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа. Домом Премудрости, согласно Евангелию (Мф. XXVIII, 20), принято считать Церковь. Разнятся мнения отцов, что считать семью столпами. Одни считают, что это указание на Семь Вселенских Соборов, другие, что на семь таинств, третьи – на семь даров Св. Духа (Ис. XI, 12). Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, символизирует Евхаристию, но можно сюда включить и все блага Церкви, среди которых и слово Божие (Мф. IV, 4 и 1 Кор. I, 4 – 5).

Кого послала Премудрость звать на свою трапезу? Это речь о проповедниках Евангелия, которым заповедано огласить весь мир ("шедше, научите вся языки"; Мф. XXVIII, 19). Кого же зовут? Безумных, то есть тех, кого не удовлетворяет мудрость века сего, кто ищет оправдания кровью Агнчей, что в Церкви возможно в таинстве Евхаристии. Приглашенным предлагается расстаться с безумием, т. е. с сомнением, неверием, заблуждениями и покорить разум вере. Не все пойдут на зов Божий, и потому Господь словами "Наказуяй (т. е. призывая, показывая пример, убеждая) злыя, приимет себе безчестие" и дальнейшими предостерегает от близкого общения со злыми. Их не исправишь, если они не хотят этого сами, а только раздражишь и себе повредишь. Кроме того, навлекая на себя опасность, помешаешь делу Божию. Это должно быть предупреждением для тех, кто призван быть посланником Божиим для спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям. Таким образом исполнится слово Евангелия: "иже бо имать, дастся ему и преизбудет" (Мф. XIII, 12). Обращение к страху Божию (к страху чем-то нарушить волю Божию, а не к боязни наказания) как к началу премудрости сделает всякого, любящего мудрость и правду, ровным, смиренным и опытным. От совета святых такой будет только богатеть разумом. Если об этом заботиться, то и временная жизнь будет спокойнее (и потому долголетнее), и вечная – надежнее.

Какое отношение это имеет к Богоматери?

Ее Церковь называет "Пречистый храм Спасов", "Палата всех Царя" и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, то тем паче Его Пречистая Матерь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 10:33 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Сегодня будет служиться Всенощное бдение праздника Всемирного воздвижения честнаго и животворящаго Креста. На службе будут читаться 3 паремии, приведем их здесь с объяснениями.

Первая паремия:

Книга Исхода (XV, 22 – 27; XVI, 1)

Поят же моисей сыны израилевы от моря чермнаго и веде их в пустыню сур: и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды пити. Приидоша же в мерру, и не можаху пити воды от мерры, горька бо бе: сего ради наречеся имя месту тому [горесть]. И роптаху людие на моисеа, глаголюще: что пием? Возопи же моисей ко господу, и показа ему господь древо, и вложи е в воду, и усладися вода: тамо положи ему оправдания и судбы, и тамо его искуси, и рече: аще слухом услышиши глас господа бога твоего, и угодная пред ним сотвориши, и внушиши заповедем его, и сохраниши вся оправдания его: всяку болезнь, юже наведох египтяном, не наведу на тя: аз бо есмь господь бог твой исцеляяй тя. И приидоша во елим, и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмьдесят стеблий финиковых: и ополчишася тамо при водах. Воздвигошася же от елима, и прииде весь сонм сынов израилевых в пустыню син, яже есть между елимом и между синою.

И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра (Горечь). И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь Бог твой, целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем.


Объяснение первой паремии:

В первой паремии говорится о путешествии израильтян после чудесной переправы через Чермное море в пустыню Сур. Место, где расположились евреи после чуда, так их поразившего, было прекрасным оазисом. Зеленый островок в пустыне с горьковатой, но сносной для питья водой давал небольшой отдых и, вместе с тем, настраивал на более трудное. Предстоял нелегкий путь по знойной пустыне. Нужно терпение и мужество, чтобы достигнуть свободной и достойной жизни в обетованной земле. Евреев испугали трудности, и они стали роптать на Моисея, выражая желание вернуться хотя и в рабство, но к сытой жизни, которая никаких внутренних задач перед каждым не ставит. Пустыня Сур, куда повел их Моисей, это пустынная земля достаточно узкая, на восточном берегу Суэцкого канала. Первые дни народ утолял жажду запасной водой, когда же она кончилась, попробовали воды Мерры и стали роптать на Моисея, а значит и на Бога. Забыто было все: и недавнее чудесное избавление от власти фараона, и многие факты, всем известные, говорящие о милости Божией к народу. Истощилось терпение, погасло упование, осталось лишь глухое недовольство. Моисей стал молиться, и Бог указал ему на дерево (полено, ветви, или жезл из него), которое надо было погрузить в источник, чтобы вода стала пригодной для питья. Теперь арабы не знают такого дерева, а во времена Моисея могло и быть (если судить по аналогии с предводителем испанцев во Флориде, который погрузил сасафрас в воду, и она через некоторое время стала пригодной для питья). Но если и росло тогда такое дерево, если знал о нем Моисей (когда сам жил в пустыне), все-таки для 2,5 миллионов человек и множества скота изменить вкус воды целого водоема можно было только чудом. Но зачем дерево нужно для чуда? Разве нельзя было одним словом, одним повелением Господним совершить чудо? Однако здесь впервые чудо соединило дерево с мыслью о спасительности прообраза Древа Крестного. Позже, в Новом Завете, Крест будет «хранителем всей вселенной», «утверждением верных». Пока же народ призывается навсегда соединить два понятия: крест (пока как прообраз) и спасение. Чудо это еще до Синая воспитывало в людях сознание необходимости хранить верность Богу, Который может все. Первоначально для воспитания постоянства в народе Бог обещает сохранить здоровье всех путешествующих. По свидетельству псалмопевца, во время путешествия по пустыне не было больных среди евреев.

На праздник Воздвижения Креста Господня читается это потому, что услаждение горьких вод Мерры прообразовало силу Креста Господня. Силой его преодолена самая едкая горечь, горечь смерти. Воскресением Христовым дарована верующим жизнь вечная.

Силой Креста Христова преодолена горечь неведения Бога (это и пребывание в язычестве, отпадение от веры, отрава неверием) как смерти душевной.

Силой Креста Христова преодолеваются и многие горести и беды в жизни, которые услаждаются молитвой.

Силой Креста Христова облегчается трудность борьбы с самолюбием, утверждается постоянство в подвигах самоотвержения. Преподобный Нил Синайский говорил, что, слава Богу, есть «Крест Господень, которым можно усладить горькую воду твоего нрава».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 10:36 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Вторая паремия:

Книга Притчей (III, 11 – 18)

Сыне, не пренебрегай наказания господня, ниже ослабевай от него обличаемь: егоже бо любит господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет. блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища: честнейша же есть камений многоценных: не сопротивляется ей ничтоже лукаво,
благознатна есть всем приближающимся ей: всяко же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития и лета жизни в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава: от уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея путие добри, и вся стези ея мирны. Древо живота есть всем держащимся ея, и воскланяющимся на ню, яко на господа, тверда.


Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!


Объяснение второй паремии:

Вторая паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание», – раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем «злата и сребра» сокровища. Премудрость, приобретенная в терпении, не просит ценнее житейских благ, но и награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане, и в житейском. Надежность, прочность этого счастья оттого, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.

Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит к Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли – это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 10:37 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Третья паремия:

Книга пророка Исаии (LX, 11 – 16)

И отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе силу язык и цари их ведомыя. языцы бо и царие, иже не поработают ти, погибнут, и языцы запустением запустеют. И слава ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое мое, и место ногу моею прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя и раздраживших тя, и поклонятся следам ногу твоею вси прогневавшии тя, и наречешися град господень, сион святаго израилева. За сие, яко был еси оставлен и возненавиден и не бе помагающаго ти, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И изссеши млеко языков и богатство царей снеси, и уразумееши, яко аз господь спасаяй тя и избавляяй тя бог израилев.

И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.


Объяснение третьей паремии:

Третья паремия говорит о славе Иерусалима, которая воссияет тогда, когда все вернутся из плена вавилонского. Врата Иерусалимского храма не будут закрываться, так многочисленны будут поклонники, которые толпами во главе со своими старейшинами, предводителями, царями придут поклониться Богу. То, что врата не будут затворяться, говорит о мире, когда нет необходимости в охране ворот. Упоминание о славе Ливана переносит к историческим подробностям восстановления храма в Иерусалиме, когда Кир отпускал для храма драгоценные породы деревьев: кедр, кипарис, сосну (или певг). Ливан славился кедрами особенно, потому упоминание о драгоценной древесине связывало с Ливаном. О восстановлении Иерусалимского храма есть свидетельство в Библии (1 Езд. III, 7). Храм стал местом поклонения не только тех, кто о нем заботился, но и их потомков, включая и потомков тех, кто разорял его. Здесь пророк Исаия переходит от славы храма земного к Храму Небесному, почитаемому как Град Господень, о котором сказано: «положу тя в радость вечную». Это уже о Церкви сказано, которая всех помнит, где никому не грозит забвение, которая не узнает опустошения, даже если временное разрушение и будет допущено в отдельных местах. Главное – дух веры и преданности Богу – Церковь сохранит до конца.

В день Воздвижения Креста Господня эта паремия читается потому, что слава Церкви – это слава Креста Господня. Сила Церкви – в силе распятого на Кресте Господа. Упоминание о драгоценных породах дерева (кедре, кипарисе, сосне) связано здесь с символом креста вообще, а в отдельности можно привести такие сравнения:

считалось издавна, что запах кедра прогоняет змей – Крестом Христовым, силой распятого на нем Господа, прогоняются злые помышления, наводимые демонами;

кедр был символом могущества, силы, красоты, устойчивости, сопротивляемости всем бурям – и Крестом Христовым укрепляется человек в бесконечном терпении;

из сосны делали лекарства, и потому она стала символом исцеляющей силы Креста Христова, когда гнетут душевные муки и терзают угрызения совести.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство