www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 16 окт 2018, 01:41

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2012, 18:01 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Встречается такой вопрос: зачем в текстах Божественых служб, например в "канонах", молитвословиях "Часов" и др., славословный гимн Пресвятой Троице "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь." разделяется на две части, между которыми вставляются различные стихиры и тропари?

Мне кажется затем же, зачем и вообще мы ходим на богослужение, - чтобы как славословить Бога, так и учиться славословить Его. Если приобщаясь к смыслу текста мы соединяемся в славословии Бога со святыми отцами, оставившими нам тексты Божественных служб, то участвуя в ходе богослужения, мы самим этим участием вовлекаемся и в обучение правильному прославлению Бога, в обучение правильному расположению нашей души.
Когда мы в наших молитвословиях разделяем этот гимн Пресвятой Троице, то первой его частью "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" мы прославляем Господа Бога, Творца и Промыслителя о всех нас и о всем мире, а второй его частью, которая следует уже после какой-либо вставленной стихиры, мы имеем возможность поверять, действительно ли мы славим Бога так, как говорим об этом в этом же гимне.
Здесь стоит посмотреть на значение слова "присно" - непрерывно, всегда, постоянно. И вот когда мы после первой части гимна прочитали вставную стихиру, и начали произносить вторую его часть, мы можем воочию посмотреть, сохранили ли мы хотя в этот краткий промежуток времени, т.е. с начала первой части гимна, непрерывное выражение своего славословия Богу? Не в словесном его выражении, конечно, т.к. словесно мы читали среди гимна стихиру, - а в выражении сердечном, - ведь славу Богу мы можем воздавать не только словами, но своим сердечным чувством, своим сердечным расположением, своей сердечной памятью о Нем. Так вот, так же славословило наше сердце Бога во время вставной стихиры, как и во время произнесения самого гимна, или сердечное чувство и сердечная память о Боге во время чтения стихиры отходило? А если эта сердечная память о Боге отходила во время произнесения славословного гимна Богу, хоть и на время краткой вставной стихиры, что что говорить о нашей духовной жизни в нашей жизни повседневной, когда мы не присутствуем на богослужении? Разве славословим мы Отца и Сына и Святого Духа присно, т.е. непрерывно, постоянно во все время нашего бытия, как дерзаем говорить об этом в этом гимне, если мы не можем сохранить это славословие на время кратенького гимна?
Вот и учит нас, если же конечно мы стараемся внимательно относиться к нашей молитве, приучает нас наше богослужение этой непрестанной молитвенной памяти о Боге теми приемами и средствами, которые были внесены в наше богослужение святыми отцами, водительством Святого Духа его нам составившими, и заповедавшими его хранить и беречь. Много сейчас появляется разговоров о нашем богослужении, что то не так, это "не рационально", пятое, десятое... Но ведь непонимание кем то чего то еще не означает неправильность "чего то", а может говорить лишь о соответствующей незрелости "кого то".

А для хорошего "домашнего упражнения" в стяжании себе присной памяти о Боге, как говорят святые отцы, есть упражнение в молитве Иисусовой. Очень хорошо говорит об этом, например, прп.Григорий Синаит:

"Слѣдовало бы намъ, пишетъ св. Григорій, принявшимъ духа жизни о Христѣ Іисусѣ, чистою въ сердцѣ молитвою херувимски бесѣдовать съ Господомъ; но мы не разумѣя величія, чести и славы благодати возрожденія, и не заботясь о томъ, чтобы возрасти духовно черезъ ислолненіе заповѣдей, востечь до состоянія умнаго созерцанія, предаемся нерадѣнію, черезъ что впадаемъ въ страстные навыки, и, такимъ образомъ, низвергаемся въ бездну нечувствія и мрака. Бываеть и то, что мы даже мало помнимъ — есть ли Богъ; а каковы мы должны быть, какь чада Божіи по благодати, о томъ нерѣдко и совсѣмъ не знаемъ. Вѣруемъ, но вѣрою недѣйственною, и по обновленіи духомъ въ крещеніи, не перестаемъ жить плотски. Если, иногда, покаявшись, и начинаемъ исполнять заповѣди, то исполняемъ ихъ только внѣшне, а не духовно, и до того отвыкаемъ отъ духовной жизни, что проявленія ея въ другихъ кажутся намъ неправостями и заблужденіями. Такъ до самой смерти пребываемъ мы мертвыми духомъ, живя и дѣйствуя не о Христѣ, и не соотвѣтствуя тому опредѣленію, что рожденное отъ Духа должно быть духовно. Между тѣмъ принятое нами о Христѣ Іисусѣ во святомъ крещеніи не истребляется, а только зарывается, какъ нѣкое сокровище въ землю. И благоразуміе, и благодарность требуютъ позаботиться о томъ, чтобы открыть его и привести въ ясность. Къ этому ведутъ слѣдующіе способы: во-первыхъ, даръ этотъ открывается многотруднымъ исполненіемъ заповѣдей, такь что поколику исполняемъ заповѣди, потолику даръ сей обнаруживаетъ свою свѣтлость и свой блескъ; во-вторыхъ, приходитъ онъ въ явленіе и раскрывается непрестаннымъ призываніемъ Господа Іисуса, или, что то же, непрестанною памятію о Богѣ. И первое средство могущественно, но второе могущественнѣе, такъ что и первое отъ него получаетъ полную свою силу. Посему, если искренно хотимъ раскрыть сокрытое въ насъ сѣмя благодатное, то поспѣшимъ скорѣе навыкнуть сему послѣднему сердечному упражненію, и имѣть всегда въ сердцѣ это одно дѣло молитвы, безвидно и невоображенно, пока оно согрѣетъ сердце наше и распалитъ его до неизреченной любви ко Господу".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство