www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 14 дек 2018, 19:14

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 14:44 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 22 авг 2010, 12:36
Сообщения: 556
Однажды на радио Радонеж слушал передачу с участием протоиерея Артемия Владимирова. Кто-то из позвонивших спросил, как правильно себя вести во время Богослужения в том момент, когда диакон или священник начинают обходить храм. Помню, отец Артемий ответил, что верующим не подобает вертеться подобно стрелке компаса, а всегда стоять лицом к алтарю. На практике же в некоторых храмах Минска (не знаю, как во всех) наблюдаю прямо противоположную картину, а именно, как верующие истово поворачиваются вслед за священником. Не желая выглядеть белой вороной и ловить строгие взгляды прихожан, поступаю также как и все, хотя, с уважением отношусь к мнению протоиерея Артемия и поэтому в душе чувствую дискомфорт. Все-таки, какое правильное поведение в данной ситуации предписывается правилами благочестия? Или это не имеет большого значения?

_________________
Михаил


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 15:25 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Насколько я понимаю, на вопрос нужно смотреть с учетом того, что происходит во время богослужения, что означает и символизирует то или иное действие священнослужителей. Например, когда вначале Всенощного бдения священник кадит храм, иконы и молящихся, то в этот момент богослужения он символизирует то, что до грехопадения людей Сам Бог ходил среди людей в Раю, и поэтому "шествование" священника по храму верующие воспринимают как шествование Самого Господа Бога. К тому же, по правилам благочестия, когда священнослужители кадят верующих, те отвечают им поклоном, воспринимая каждение, как священнодействие. Когда священнослужители кадят храм, иконы и молящихся на "Господи воззвах..", т.е. во время песнопений и стихословий из Ветхого Завета, с перемежающими их, новозаветных, это священнодействие являет собой молитвы верующих как в ветхозаветное время, так и в новозаветное. Т.к. отвечать поклоном на каждение нужно, то наверное в тот момент, когда кадят человека - человек отвечает поклоном, а далее люди, наверное, могут снова становиться лицом к Алтарю, внимая службе. Хотя и здесь, как мне кажется, можно понимать так, что когда кадят иконы в пределах прямой видимости молящихся в храме людей, чем выражаются молитвы Церкви воинствующей к Господу, Богородице и всей Церкви Торжествующей, то и верующие могут вслед за кадящим покланяться иконам, которые кадит священнослужитель, сомолясь ему изображаемым на них. Так же, наверное, можно понимать и каждение на "Песнь Богородицы".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 20:50 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Священники (даже в нашем храме на проповеди и беседах) говорили именно так, как о.Артемий.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 сен 2010, 14:43 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Говорят чаще так, что "во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю", именно последнее уточнение вкладывает смысл в первую часть, ведь если нужно отвечать на каждение поклоном, то как тогда кланяться?, боком? :) Я поступаю так (как и практически везде, где я бывал, а бывал по Руси много где): когда священнослужитель шествует по той стороне храма, где я стою, то поворачиваюсь боком к алтарю и лицом к кадящему, чтобы ответить поклоном на каждение, если же получается так, что кадящий священнослужитель заходит мне за спину, продолжая каждение далее по храму, сам получаясь ко мне спиной, и мне нужно повернуться другим боком, то я поворачиваюсь по направлению к алтарю, и потом другим боком к нему, чтобы снова стать лицом к кадящему. Так я не становлюсь спиной ни к алтарю, ни к каждению, поскольку кадящий в это время сам находится ко мне спиной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 сен 2010, 20:10 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Правдолюб писал(а):
На практике же в некоторых храмах Минска (не знаю, как во всех) наблюдаю прямо противоположную картину, а именно, как верующие истово поворачиваются вслед за священником.

Да, к сожалению именно такая картина. Причем особо ретивые прихожанки еще и других подтолкнут и укажут, что надо повернуться в ту или иную сторону. В больших храмах выглядит смешно - стоят как попало и смотрят в разные стороны.

“При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священника и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священник кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия.”©

Простите, сама не люблю длинные цитаты, но:

“Полное каждение всего храма из алтаря начинается так: сначала кадят со всех четырех сторон престол, потом горнее место, жертвенник (...) и весь алтарь. Затем кадящий исходит северными дверьми на амвон, кадит царские врата, затем иконы южной стороны иконостаса, начиная от иконы Спасителя, потом иконы северной стороны иконостаса, начиная с иконы Божией Матери, затем правый и левый лики, или клиросы, и всех предстоящих в храме. Далее, обходя храм с южной стороны, кадит иконы всего храма, затем входит в притвор, кадит "красные врата", выйдя из притвора, идет к алтарю северной стороной, кадя все иконы храма на этой стороне, и возвращается опять к царским вратам, кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и входит в алтарь южной дверью, после чего, став перед престолом, кадит его спереди. Если царские врата открыты, то выходит на амвон и возвращается в алтарь через царские врата” (Протопресвитер Валерий Лукьянов Богослужебные заметки )

То есть, всех предстоящих в храме кадят с амвона, тогда и нужно кланяться.
Конечно, если стоишь с краю или сзади, то умеcтно в момент каждения за тобой повернуть голову и поклониться.

Но у нас везде "местные обычаи".
Знаю приход, где на бдении присутствуют 5-10 бабулек, и все они считают правильным при каждении выстроиться спиной к алтарю как можно ближе к двери храма. Батюшка, видя такое благоговение, благоговейно же их кадит.
Но иногда приезжают "гости", которые "стойка трымаюцца":), не подравниваются под бабок, а только голову поворачивают.

PS Об несколько лет назад говорил о.Павел на беседах, после того, как побывал в СПП Соборе просто на службе, как мирянин. О том, что трудно стоять прямо, когда все стоят задом и смотрят на тебя, как на "непросвещенного."

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 10:16 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Вот еще один вариант описания богослужения.

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Практическое руководство для клириков и мирян. В 2-х частях. Часть I. Богослужение суточного круга.
Составитель И.В. Гаслов.

Каждение храма

Во время пения предначинательного псалма священник с кадилом и диакон с зажженной свечой выходят из алтаря и совершают полное каждение храма. Сначала диакон выходит на солею, пред царские врата, а священник, обратившись к ним, находясь еще в алтаре, кадит южную створку царских врат, а затем северную створку. Притом, к той части врат (створке), которая кадится, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем священник исходит на солею и, с предшествующим ему диаконом, совершает каждение иконостаса, клиросов, народа и всего храма. Сначала, став на солее перед царскими вратами, кадит их, а также икону, находящуюся над ними. Затем кадит местные иконы Спасителя, храмовую и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, кадит икону Божией Матери и соседние с ней иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Вновь возвратившись к царским вратам, кадит правый клирос с находящимся на нем хором, совершив поворот лицом на запад, к народу, кадит левый клирос, а затем опять повернувшись к народу, кадит и народ (с юга на запад, а затем на север). Затем священник с диаконом спускается к праздничной иконе (лежащей на аналое посреди храма), кадит ее троекратно, и начинает от правого клироса до левого кадить иконы по стенам (и на столпах) храма и предстоящий народ, на что молящиеся отвечают поклонами (при этом кадится и притвор). Окадив таким образом весь храм, священник с диаконом возвращается на солею, где вновь кадит царские врата, иконы Спасителя (по правую сторону) и Божией Матери (по левую сторону), входит через царские врата в алтарь и кадит престол...


Руководство это очень распространено, переиздавалось раз пять, я даже хотел разместить сканированный его вариант в библиотеке нашего сайта, и для этого связывался с его автором. Но автор сказал, что пока, к сожалению, это невозможно, т.к. еще не окончился срок договора с издателем.

Кстати, вот еще что мне сейчас пришло в голову - во время каждения храма акцент богослужения находится именно на кадящем, он не только кадит молящихся, но и от лица всех их совершает священнодействие. То, что в это время богослужения еще читается и поется, - это относится именно к тому, что делает кадящий священнослужитель, все что поется и читается, насколько я понимаю, поется и читается в первую очередь как бы от лица совершающего в данный момент священнодействие, т.е. кадящего священнослужителя. Не может же быть так, что народ в храме молится сам по себе, а священнослужитель кадит сам по себе, на службе все гармонично увязано во всем и со всеми. О том, что акцент богослужения в это время находится на кадящем говорит и то, что кадящий священнослужитель сам становится в это время спиной к алтарю, ведь вот допустим священник выходит на амвон и произносит. например, отпуст, становясь лицом к народу, - народ же в это время устремлен вниманием не столько к алтарю, сколько к говорящему отпуст священнику, через него в этот момент Бог говорит с людьми.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 11:25 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):

Кстати, вот еще что мне сейчас пришло в голову - во время каждения храма акцент богослужения находится именно на кадящем, он не только кадит молящихся, но и от лица всех их совершает священнодействие. То, что в это время богослужения еще читается и поется, - это относится именно к тому, что делает кадящий священнослужитель, все что поется и читается, насколько я понимаю, поется и читается в первую очередь как бы от лица совершающего в данный момент священнодействие, т.е. кадящего священнослужителя.

Читается и поется от лица церковного народа.
А кадящий во время каждения читает в одном случае 50й псалом, в других что-то еще.
Можете спросить у кадящих, чтобы не было ненужных домыслов. Их и так хватает.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 12:04 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Домыслы и рассуждения, и тем более предположения, - это не одно и то же. К чему можно добавить, что не стоит и делать поспешных выводов. Вот скажите, как Вам кажется, когда священнослужитель кадит храм, иконы и молящихся, он сам внимает тому, что поется и читается в храме? Или к нему это т.ск. не относится, и он совершает что-то отдельное от того, что поется и читается в храме?

"Устав предписывает диакону или священнику читать 50-й псалом во время каждения перед началом литургии и на Херувимской песни. На чтении апостола кадящий диакон (или иерей) не глаголет ничесоже, зане и сам "слушает" чтение апостольское. В обычном порядке, кадящий внимает пению и чтению в храме, тихо творит молитву и отнюдь не подпевает клиросу".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l ... ov1/4.html

Если священнослужитель "внимает пению и чтению в храме", то слова "тихо творит молитву и отнюдь не подпевает клиросу" наверняка нужно понимать так, что он тихо творит молитву вместе с поющими и читающими, со всем внимающим и молящимся в храме народом, просто делает это тихо, "не подпевая" вслух. Время "перед началом литургии и на Херувимской песни" в данном случае особое, и там внимание кадящего священнослужителя более сосредоточено на чтении 50-го псалма. И кадит он в это время в алтаре и только на солее и с амвона.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 13:01 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
"Устав предписывает диакону или священнику читать 50-й псалом во время каждения перед началом литургии и на Херувимской песни. На чтении апостола кадящий диакон (или иерей) не глаголет ничесоже, зане и сам "слушает" чтение апостольское. В обычном порядке, кадящий внимает пению и чтению в храме, тихо творит молитву и отнюдь не подпевает клиросу".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l ... ov1/4.html

... Время "перед началом литургии и на Херувимской песни" в данном случае особое, и там внимание кадящего священнослужителя более сосредоточено на чтении 50-го псалма. И кадит он в это время в алтаре и только на солее и с амвона.


Перед началом литургии обычно кадят весь храм.
А чтение кадящим 50 псалма при каждении храма слышала неоднократно своими ушами.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 13:47 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Янiна писал(а):
Перед началом литургии обычно кадят весь храм.
Здесь да, я некорректно выразился, объединив о солее оба момента.
Цитата:
А чтение кадящим 50 псалма при каждении храма слышала неоднократно своими ушами.
Когда? Перед началом Литургии или и в другие моменты богослужения?

Перед началом Литургии священнослужитель кадит во время чтения 3-го и 6-го часов, состоящих в своей основной части как раз из псалмов, в том числе и 50-го. Возможно, в этом как раз и смысл, возможно чтением 50-го псалма священнослужитель акцентирует внимание стоящих в храме людей на словах 50-го псалма, как самого употребительного в выражении покаянных чувств, чтобы верующие настраивались в начале богослужения на благоговейное состояние, на страх Божий, в которых и должны предстоять во время богослужения. Может есть и другие параллельные моменты, можно поразмышлять и почитать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 14:01 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 15:58
Сообщения: 457
Откуда: Мiнск
Геннадий писал(а):
Янiна писал(а):
Перед началом литургии обычно кадят весь храм.
Здесь да, я некорректно выразился, объединив о солее оба момента.
Цитата:
А чтение кадящим 50 псалма при каждении храма слышала неоднократно своими ушами.
Когда? Перед началом Литургии или и в другие моменты богослужения?

Не помню.
И, вообще, это уже офтоп.

_________________
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 14:11 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Ну почему оффтоп?) Разговариваем по теме... Мне, например, об этом очень даже интересно, - так лучше будешь понимать, что и зачем делается в храме, а в таком диалоге это лучше проясняется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 21:31 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июн 2005, 12:55
Сообщения: 587
Я стараюсь поступать так, как вначале подробно рассказал Геннадий. Стараюсь не поворачиваться спиной к Царским Вратам.

Иногда действительно бывают смешные ситуации.
Стоит впереди человек, который поворачивается за священником, куда бы тот не пошел.
В какой-то момент мы оказываемся почти лицом к лицу на расстоянии 30 см. При этом каждый смотрит в свою сторону... Вот как в таком случае слушать, что читают! :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 сен 2010, 20:39 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2007, 12:40
Сообщения: 332
На мой взгляд, если не ответить на каждение благоговейным и благодарным поклоном, то это будет не уважение кадящего и игнорирование священнодействия! А повернуться можно и вполоборота - если боитесь "смертельно" согрешить. :D

_________________
Благословение Господне на Вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2010, 15:05 
Не в сети
древний участник
древний участник

Зарегистрирован: 22 авг 2010, 12:36
Сообщения: 556
Янiна писал(а):
Священники (даже в нашем храме на проповеди и беседах) говорили именно так, как о.Артемий.


Наверное, это правильно, когда священник на проповеди хотя бы изредка уделяет немного времени объяснению особенностей церковной службы и того, как прихожанам правильно себя вести. Но, к сожалению, такое практикуется не во всех храмах. Поэтому иногда и получается, "кто в лес, кто по дрова".
Еще один пример, ставший уже классическим, когда в конце Литургии оглашенных после возгласа диакона "Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните", часть присутствующих смиренно склоняет голову, причем среди них немало людей, которые ходят в храм уже не один год.
Объясни бы священник, кто такие оглашенные, все бы стало на свои места.

_________________
Михаил


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство