www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 14 дек 2019, 07:46

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 дек 2005, 11:52 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Имеющий уши слышать да услышит
Есть люди, которые говорят православным: «Я у вас в церкви был, но чтения слова Божия не слышал. А вот пошел в молитвенный дом к новым проповедникам, и там часто читают Библию». Что сказать в ответ? – «Имеющий уши, тот услышит». Быть в храме, это не значит зайти туда на несколько минут, чтобы «постоять» или «поставить свечу». Быть в храме и не слышать «Господи, помилуй» – этих простых слов часто встречающихся в Евангелии (см. напр. Мф. 17,15), и которыми просто наполнено православное богослужение – разве это возможно? Богослужение – это не разговоры о Боге друг с другом, а совместная молитва и священнодействие.
В одной баптистской книге рассказывается такой случай. Проповедник Кэмпбел Морган однажды сделал утверждение: «Библия от Бытия до Откровения может быть прочитана за 78 часов». Юрист, один из присутствующих, вызвал его продемонстрировать это. «Попробуйте сами», – ответил проповедник. Тот пошел домой и прочитал всю Библию (очевидно кроме неканонических книг) менее чем за 80 часов. Этот эпизод приводится вместе с призывом там, на Западе, находить больше времени для чтения Священного Писания (Henrietta C.Mears. What the Bible is all about. Ventura.1983. P.18 ). Очевидно в западных протестантских общинах уже нет того воодушевления, которым полны наши соотечественники, перенимающие здесь протестантские традиции. Если не читать, то не знать Библии и не знать веры, потому что вера – таково их общее мнение – это согласие с текстом. Отсюда стремление больше прочесть, больше выучить цитат наизусть.
Но не так в Церкви. Православное богослужение соткано из Священного Писания. Если вдруг кто-то не научился читать, то церковная служба расскажет ему Евангелие, более того, изобразит библейские события перед глазами. Главное – понять и исполнить слово Божие. Задумаемся: Христа во время Его земной жизни окружали разные люди, Он творил между ними чудеса, исцелял и проповедовал, но многие ли последовали за Ним? Среди большого числа видевших и слышавших Господа Иисуса мало было действительных Его учеников. Значит, недостаточно иметь глаза или уши, чтобы последовать слову Божию, нужно еще держать открытым сердце, нужно молиться, «дай нам, Господи, ум разумети Писание».
В житии прп. Памвы (память его 18 июля по церковному календарю) есть такой эпизод. Поскольку Памва сначала был неграмотен, то просил одного ученого брата читать ему псалмы. Стих 38 псалма «Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» так поразил его, что он сказал: «Теперь с меня довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок». Через шесть месяцев он говорил своему учителю: «Я еще не научился исполнять это». Даже через девятнадцать лет строгой отшельнической жизни прп. Памва повторял: «Я только начинаю исполнять этот урок». Характерный пример православного отношения к Священному Писанию.
«Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия! – Мир всем!» – такой возглас предваряет в Церкви слышание слова Божия. Он означает: «Будем внимательны, станем прямо, приготовимся к небесной премудрости – к слышанию Святого Евангелия, да снизойдет на всех умиротворенная тишина ума и сердца». Не обращается священник к прихожанам со словами: «Раскроем Библию на странице…», но возглашает: «услышим». И не в смысле «настроим слуховые аппараты», но «услышим, послушаемся Христа, обращающегося сейчас к нам». Поэтому в православном храме воспроизводится евангельская атмосфера когда читает один, произнося слова от Лица Господня, а все остальные слушают, стоя в благоговейном молчании. И в эти минуты бьет в душе человека живой источник веры и хочется воскликнуть Богу вместе с псалмопевцем: «Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина» (Пс. 118,142). Молитвенная обстановка во время чтения согревает веру, поэтому в Церкви всегда актуальны слова св. ап. Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17).
Когда человек входит в православный храм, то ему следует чуточку успокоиться, замолчать в своих мыслях, и он услышит Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения, начиная от «Отче наш» и «Ныне отпущаеши» до евангельского «Во время оно…» и апостольского «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Простите, уважаемые участники форума, что поместил сюда свой текст, который был уже раньше опубликован в газете "Воскресение". Но тема нужная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 00:33 
відаць, у мяне праблемы з вушамі. і з вачыма. бо нават калі Я САМА чытаю нашыя праваслаўныя каноны, кафізмы і г.д. - то ты там хоць гласалалію ўстаў (што ў мяне выпадкова пару разоў атрымлівалася) - сярод "імеюшчіх уші", у т.л. у сьвяшчэнным сане - нуль рэакцыі. бу-бу-бу чуе "імеюшчій уші"...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 12:36 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2005, 13:41
Сообщения: 534
Откуда: Минск
burbalka писал(а):
бу-бу-бу чуе "імеюшчій уші"...

Да, на слух не понятно ничего из того, что читается на богослужении. И это к слову о языке богослужения.
Но эта тема почему-то табу!?
Так хочется простого ясного слова!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 20:09 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Слово Божие пусть сеется у вас обильно
Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел (Колос. 3,16). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания (Деян. 17,11), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.
Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу.
«Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим (Ин.1,1).
«Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.
«Псалтирь» – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. В этой книге содержатся гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Недаром с давних времен христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».
Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие, Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии. Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «паремии», что в переводе с греч. означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению. Например, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) читается пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека Иисуса (Ис. 7,10-15; 8,1-4, 9-10), пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме (Мих. 4,6-7; 5,2-4). На праздники Богородицы читается из книги Бытие видение Иаковом чудесной лествицы, прообразовавшей Божию Матерь, Которая рождением Божественного Сына соединила небо и землю (Быт. 28,10-17).
В церковном календаре на каждый год указываются ежедневные чтения из Священного Писания. Каждый христианин может подготовиться к слышанию того или иного библейского отрывка, прочитав его в своей домашней Библии. Сейчас имеются различные толкования и руководства к изучению слова Божия, которые помогают понять смысл богодухновенного текста. «Потому-то, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паремий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или апостола, или евангелиста, а потом читает написанное ими, чтобы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и того, кто сказал это».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 20:10 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».
Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.
Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие.
На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала (см. «Воскресение» №12) читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов (Мф. 2,1-12), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей (Гал. 4,4-7). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.
Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. О них будем говорить отдельно в другой раз. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.
Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.
Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. Иоанн Златоуст: «Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 20:11 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Соединяя небесное и земное
Церковное богослужение созидается по одному непреложному закону – на земле проповедовать о небесном. Начиная от самого здания храма и его частей и кончая последней черточкой на иконе, от начального возгласа до заключительного «аминь» любой молитвы, церковная служба – это проповедь о близости духовного мира. Вместить ее сыну века сего нелегко.
Однако не Церковь с ее гимнами и долгими стояниями и постами удалилась от современного человека, он сам уклонился на «страну далече», огрубел и стал невосприимчив к небесному. Это было известно и в библейские времена. «Огрубело сердце людей сих, – говорит от Лица Божия пророк Исаия, – и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелили их» (Ис. 6,10; Деян. 28,26). Так же трудно и теперь стоять и молиться на службе.
Но если храмовое действо захватило всего человека, если глаза его устремляются к горнему, уши наполняются слышанием слов из глубины сердечной, само тело, осеняемое крестным знамением и движимое поклонами, подчиняется ритму службы, тогда нет чувства усталости, нет времени, нет суеты, – тот человек в Боге пребывает, и Бог в нем. Такое состояние молящейся души во многом зависти от готовности самого христианина к службе, от умения сосредоточиться, от чистоты сердечной. Все это внутренние условия. Но и церковное богослужение само по себе помогает своему участнику приобрести должное внутреннее расположение.
Ничто так не притупляет как обыденное, привычное повторение одних и тех же действий и слов. Обратим теперь внимание на разнообразие церковных служб, целые тома богослужебных книг, множество праздничных дней календаря. Вслушаемся в многочисленные напевы молитв – краткие и продолжительные, торжественные и умилительные, громкие и тихие, одноголосные и многоголосные, общие и попеременные (антифонные), всегда стройные и бесстрастные. Меняются цвета богослужебных облачений, в определенные моменты включается и выключается храмовое освещение, гасятся и зажигаются свечи, курится фимиам. Сама масса молящихся то покоится в благоговейном трепете, и крестные знамения с поклонами словно волны слегка колышут ее, то ручейком устремляется к святой Чаше, Евангелию и Кресту. Неспешные и чинные движения священнослужителей, созерцание святая святых храма – священного алтаря через отверстые Царские двери – не это ли придает церковному богослужению свою динамику и красоту? А какое высокое искусство проповеди колокольный звон! Еще по дороге к храму он разнообразием своих мелодий наполняет душу волнующим ожиданием службы, а в самом храме заставляет сердце стучать благоговейным трепетом наступившего момента. Нет ни одной службы совершенно похожей на другую как нет ни одного дня повторяющего другой в человеческой жизни. Но есть те же мысли, те же чувства, те же поступки. Церковное богослужение учит совершать их по Евангелию.
Чтобы вникнуть в эту внутреннюю, таинственную жизнь Церкви – ее богослужение – необходимо понимать его язык и символику. Это невозможно без знания Священного Писания. Как одежда сплетена из нитей, так богослужение соткано из Писания. Евангельская проповедь – это смысл, содержание каждой церковной службы. Здесь слово молитвы подкрепляется священнодействием так же, как речь оратора выразительностью его жестов. Здесь сбываются слова Господа «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Богослужение – это сопребывание со Христом в Его Церкви. Его образ (икона) перед глазами, Его слова звучат в ушах, к Нему устремляются уста для святого Причащения. Тут же Пресвятая Богородица, тут ангелы и святые. Быть христианином, значит, любить богослужение, где все небесное и земное соединяется под главою Христом (Еф.1,10).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 20:13 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Serge писал(а):
burbalka писал(а):
бу-бу-бу чуе "імеюшчій уші"...

Да, на слух не понятно ничего из того, что читается на богослужении. И это к слову о языке богослужения.
Но эта тема почему-то табу!?
Так хочется простого ясного слова!

Когда переступаешь порог храма, слышишь чтение или пение молитвы. Это голос церковной службы, зовущий на поклонение Богу. Но что, если не понимаешь слов этого земного гласа? В этом случае православное богослужение теряет свою выразительность.
По началу дело представляется так, что церковнославянский язык неудобопонятен для приходящих в храм. При чтении такой важной молитвы как «Символ веры» во время крещения молодые восприемники (крестные родители) не понимают, например, слов «имже вся быша», «одесную», «и паки грядущаго» или не узнают даже собственного имени Понтия Пилата.
Но трудности не сводятся к незнанию отдельных слов и выражений, которые можно было бы перевести или объяснить. Современному человеку не понятна сама образность богослужебного языка. Особенно не понятна, когда не известна библейская основа церковной молитвы. Вот ирмос (песня) канона на праздник Богоявления (Крещения): «Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися». Здесь кратко описываются события из книги Исход (14, 21-30): израильтяне под предводительством Моисея переходят Красное море по дну, обнаженному от воды, а египетская погоня тонет в сошедшихся волнах. Простой перевод этого богослужебного текста не на много облегчил бы его понимание без знания библейской истории.
Для понимания языка молитвы необходима и определенная развитость образного мышления. Приведем пример из «Символа веры». О предвечном рождении Сына Божия от Отца говорится: «света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна». Что значит «света от света»? Чтобы показать духовное рождение Сына Божия от Отца прибегли к сравнению: как свет рождается от солнца. Вообще, образы из окружающей природы часто находят свое место в молитвенных текстах. Так Господь именуется «Солнцем правды», Пресвятая Богородица – «небом», святые – «звездами». Приписываются Богу и анропоморфизмы – глаза, уши, руки. Все это образы. Язык богослужения одновременно и язык богословия. Здесь находят свое выражение все богословские истины. А эти истины иногда сформулированы в форме противоречия (антиномии) – «Единица в Троице и Троица во единстве» (о Боге в Трех Лицах), «Невесто Неневестная» (о Божией Матери).
Вместе с тем, всякому человеку понятна такая церковная молитва как «Господи, помилуй». Даже маленькие дети знают, что она чаще других молитв звучит на богослужении. Но слово «помилуй» не просто перевести, оно очень емкое, здесь и прости, и помоги, и подай – все заключено вместе.
Понимание богослужебного языка зависит от возраста церковной жизни. Один узнает только «Отче наш», а другой поймет Апостол и Псалтирь. Церковное богослужение звучит не на том же языке, на котором говорят в светской беседе. Язык молитвы и по лексике и по понятиям отличается от бытового общения. Но ведь так и должно быть. Чтобы помолиться, нужно очистить свой ум от привычной суеты, отрешиться от обычных слов и понятий. Кто думает, что молиться своими словами легче, пусть прочтет евангельскую притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных», – учит нас церковная служба по этому случаю. Чтобы составлять свои молитвы, надо прежде очистить свой ум и сердце подвигами христианской жизни.
Есть и такие, кто хотят молитвы на «роднай мове». Но классики этой самой «мовы», если только были верующими людьми, не стеснялись молиться на языке своих отцов и дедов, на языке церковнославянском. Православное богослужение, разумеется, лишь обогатится, если появятся службы на белорусском языке. Но нужны не только переводчики, нужны просвещенные Духом поэты-сочинители. Церковнославянский язык – это образец, и, скажем, образец довольно высокий. Прежде всего, ему необходимо научиться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 20:14 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
Несомненным достоинством православного богослужения является его богатое символическое содержание. Уже в Ветхом Завете Господь Сам показал Моисею образ будущего храма (скинии) и его богослужебных принадлежностей (Исх. 25,9). В христианские же времена видимые образы, символы и знаки еще теснее слились с богослужением. И если слова молитвы проникают в наше сознание через слух, то внутреннее храмовое убранство собирает в это время наш ум посредством зрения. От обычая молиться лицом обращенным на восток, зажигать свечи и воскурять фимиам до устройства алтаря и размещения икон – тут все имеет свой смысл и значение. Богослужебная символика соединяет небесное и земное, при помощи видимого указывая на невидимое, духовное.
Выбор символических форм в Церкви очень разнообразен. Это и графические, и цветовые, и числовые, и буквенные, и архитектурные, и вещественные (вода, хлеб, вино, огонь, ладан и др.) знаки. Сплетенные друг с другом в единую ткань церковной службы, они покрывают слово молитвы, делают ее зримой в движении ввысь, горе, к Богу. Как, например, курение фимиама при каждении во время вечерней службы с пением слов псалма 140 «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (в рус. перев. «да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое»). Струйка кадильного дыма возносится от стоящих на земле людей вверх, туда, где под сводами храма или внутри самого купола находится изображение Спасителя. Пусть Богу будет приятна наша молитва так же, как нам приятен запах ладана. Так образом слово библейской молитвы сочетается с каждением, храмовой архитектурой и иконописью.
Знамение креста является неотъемлемым символом христианской веры. Крест есть знак любви и милосердия Божия к человеку, изображение того жертвенника, на который взошел Христос ради нашего спасения. Примечательно, что на богослужении чтец особенно восклицает: «Крест – красота Церкви!» (экзапостиларий в среду и пятницу). Действительно, храмы словно украшены изображением креста. В самом основании церкви очень часто просматривается крест, он венчает и купол храма, и иконостас. При освящении церкви ее стены крестообразно помазываются святым миром. Крест всегда стоит в восточной части алтаря за престолом. Во время богослужения все молящиеся изображают на себе крестное знамение, им освящаются Святые Дары на литургии и преподается благословение «Мир всем», крестом освящается вода на праздник Крещения и на водосвятных молебнах в другие дни. В день Крестовоздвижения, когда на центр храма выносится для поклонения крест, вспоминаются страдания Христа и установлен строгий пост. Не хватит места для перечисления многообразных форм изображения креста в храмовом богослужении, он подлинное его украшение.
В простом скрещении двух линий при известной образности мышления можно усмотреть глубокий смысл. Философ Е. Трубецкой так размышляет над значением креста: «Обе эти линии, горизонтальная и вертикальная, скрещиваются, и это скрещение есть наиболее универсальное, точное схематическое изображение жизненного пути. Дерево, которое всей своей жизненной силой поднимается от земли к солнцу и в то же время стелется вдоль земли горизонтальными ветвями, представляет собой как бы наглядное символическое выражение в пространстве того же скрещения, которое совершается в жизни духа». В христианском понимании верх вертикальной линии показывает восхождение к Богу, нижний конец ее отмечает глубину снисхождения Бога к Своему творению, ширина же горизонтальной линии – это призыв к всеобщему небесному восхождению. Поэтому крест как нельзя лучше видимо изображает Промысл Божий о спасении мира и человека. Св. ап. Павел призывает верующих, чтобы они «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что (есть) широта и долгота, и глубина, и высота» крестной любви Христовой (Еф.3,18). А свт. Иоанн Златоуст радостно восклицает: «Крест разрушил вражду Божию к людям, совершил примирение, сделал землю небом, соединил людей с ангелами, разрушил твердыню смерти, сокрушил могущество диавола, уничтожил силу греха, избавил землю от заблуждения, восстановил истину, прогнал бесов, разрушил капища, ниспроверг их жертвенники, истребил смрад жертв, насадил добродетель, основал церкви». Во Христе соединились «растоящаяся естества» Божеское и человеческое, только распятием Сына Божия крест приобрел такую благодатную силу, поэтому в центре, на пересечении двух линий, – Сам Христос, привлекающий к Себе Своей жертвенной любовью.
Исповедание Христа Сыном Божиим – это один из главных догматов христианской веры. Изображение креста служит его видимым выражением. Для исповедания другой важной истины христианской– догмата о Боге Святой Троице – в богослужении употребляется числовой символизм. Это число три. Троекратное погружение в воду при Крещении, соединение трех пальцев при совершении крестного знамения, троекратное окропление святой водой при освящении облачений, икон и богослужебных сосудов. Во время совершения таинств, которые приобщают нас к вечности, принято троекратное движение по кругу. Круг, не имеющий ни начала, ни конца, является символом вечности. Три раза обходят вокруг купели при Крещении, так же двигаются на центре храма при Венчании и вокруг престола при Хиротонии во священные степени.
Церковное богослужение действует словом и видимым символом как языком и двумя руками человек. Оно говорит о небесном и показывает его насколько можно вместить. Как слово молитвенное, так и молитвенный символ или образ часто написаны людьми, просвещенными Духом Святым. В своем сочетании на службе слово и образ – это проповедь для нас, которые сами не слышали и не видели Бога во плоти, и богослужение делает блаженными тех, кто, по слову евангельскому, «не видевшие и уверовавшие» во Христа, Спасителя и Господа (Ин.21,29).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 21:24 
такое адчуваньне, што нехта ў прэлесці...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 22:00 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 авг 2005, 12:27
Сообщения: 684
Откуда: Минск
Цитата:
такое адчуваньне, што нехта ў прэлесці...

И позвольте полюбопытствовать, на основании чего вы сделали такой вывод? :?

_________________
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение:дух бодр, плоть же немощна (Евангелие от Матфея 25:41)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2005, 23:07 
ды вось чытаю пра "біблейскія асновы православного богослужэнія" і думаю, яўна ж ня з досьведу наведаньня службаў пішуць - альбо у нас досьвед розны, а калі розны, то абодва ня могуць быць ісьціннымі. адсюль выснова неўцяшыцельная напрошваецца.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2005, 10:17 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 сен 2005, 09:10
Сообщения: 543
Откуда: Мінск
Не, Бурбалка, гэта не ў прэлесьці нехта, а ў цеплахладнасьці і нячуласьці.

_________________
раб Божы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2005, 16:47 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2005, 21:29
Сообщения: 332
Откуда: Минск
burbalka писал(а):
такое адчуваньне, што нехта ў прэлесці...

Коротко и неясно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2005, 17:55 
Не в сети
участник
участник

Зарегистрирован: 06 июл 2005, 11:12
Сообщения: 14
Откуда: г. Минск
Бурбалка, может так будет понятно:
Я, грешный, когда стою на службе, часто осуждаю чтецов, которые невнятно произносят или торопятся или артикулируют слишком сильно.
Но чтецы вышли из нашей среды, то есть как живем, таких чтецов и получаем.
И вот когда я начинаю думать как бы читал я, то сразу за ней - другая мысль. Так же, как и правило вечернее и утреннее. То есть с бродящими неизвестно где мыслями, перескакивая через слова, чтобы быстрее закончить. То есть я конечно пытаюсь сопротивляться этому, но получается процентов на 5, да и то редко.
Поэтому возмущаться нынешними богослужениями - накликАть на себя осуждение Господне. Потому что если бы мы со рвением и старанием относились к церковной жизни, то у нас бы в голове громом четко и ясно звучали слова, даже невнятно произносимые.
А у меня, извините, такую картину можно встретить только когда доносится обрывок популярной песенки из проезжающей машины. Часами потом в голове слова крутятся, отвязаться не могу.
Насчет что делать - помню где-то прочитал, что если не понимаешь, что читают или произносят, твори про себя Иисусову молитву. Знаете, помогает и очень хорошо, но не могу себя заставить, потому как бродить мыслями гораздо легче и приятней. Господи прости и помоги.
А на жалобу про непонятность псалмов читал ответ, что ничего, все равно нужно читать, потому что ты не знаешь какие слова произносишь, а бесы - знают.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2005, 10:38 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2005, 13:41
Сообщения: 534
Откуда: Минск
Я отношу это к своей бестолковости, но,
ну не убедительно это всё!

PS
Как изучить церковно-славянский?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство