www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 25 сен 2017, 15:23

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ЗНАЧЕНИЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО УСТАВА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 дек 2014, 15:14 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Как мне кажется, очень важная тема, особенно сейчас, во время особенных испытаний. Очень интересные изыскания по этому вопросу можно найти во 2-м томе издания "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий", составленного Николаем Новиковым.

Вековой уклад

О многом говорит отношение пастыря к богослужению. Известно, что строгость священнослужителя к исполнению уставной службы, верность уставу и пастырскому долгу, уважительное, благоговейное отношение к традиции, что выражается в подвижническом образе жизни, — неизменно вызывают искреннее уважение и любовь со стороны пасомых. Речь идет не просто о «соблюдении священником малейшей буквы типикона», это мы видим у фарисеев, которые «застыли на чине, уставе, а самое главное — дух молитвы — опустили»(30). Речь — о возрождении и сохранении того духа, которым живо подлинное служение Богу. Истовость служения — это то, что нам прежде всего необходимо возрождать, подчеркивал митрополит Питирим (Нечаев) в беседе о сегодняшних богослужебных проблемах.

Известно, что тяжесть и изнеможение при длительных службах возникает тогда, когда богослужение исполняется формально, без должного благоговения и молитвенного напряжения, при недостаточно одухотворенном пении, при быстром невнятном чтении. В таких условиях трудно сосредоточенно молиться, а если внимание рассеивается, то служба кажется долгой, скучной и изнурительной. Иную обстановку создает служение степенное и старательное, при осмысленном чтении и молитвенном пении, а главное, при истовой молитве пастыря. Такая служба захватывает внимание молящихся, вовлекает в молитву, побуждает действительно «единеми усты и единем сердцем славити и воспевати» Господа. Человек не устает на такой службе, не замечает ее продолжительности, а если и бывает утомлен, то это ему не в тягость...

В предреволюционной России начала XX столетия, когда утрата благочестия уже превращалась в норму, продолжал звучать призыв возвратиться к вековым духовным ценностям. Священномученик Иоанн (Восторгов) проповедовал: «Богослужение, совершаемое истово, усердно, внятно и благоговейно, молитва искренняя, горячая, зажигающая сердца и проповедь... вот средства истинного обновления нашей церковной жизни... Никакое начинание пастырей не будет пользоваться успехом, не принесет плода и даже не возбудит внимания, если оно не будет построено именно на подвиге, на жертве». Отец Иоанн говорил(43): «Необходимо обучать пасомых истовым богослужением... Необходимо, чтобы обучение православных уставам и дисциплине церковно-богослужебной постоянно велось в монастырях... Необходимо наблюдать, чтобы богослужебное чтение совершалось внятно и неторопливо... Общее пение должно иметь самое широкое распространение... Необходимо также ограничить область пения только такими песнопениями, которые написаны в духе старинных церковных напевов»(44).

А век спустя о великой важности духовного просвещения говорит с амвона архимандрит Иоанн (Крестьянкин), обращаясь к насельникам одной из российских обителей: «Покажите народу нашему эту величавую, умилительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения, чтобы затрепетала его душа от дивных молитв и песнопений Церкви... чтобы незаметно пролетали часы продолжительных молений... Где же найдет он у себя в убогих селах и деревнях эту красоту церковную? Где найдет это истовое, душе народной любезное чтение и пение церковное, эти пения и лики, этих канонархов, эти сходы-катавасии, эту уставность и этот порядок — плод долговременного и усердного монастырского навыка в совершении богослужения?.. Да питает духовная ваша житница наш добрый, наш милый, бесконечно дорогой, родной наш православный русский народ»(46).

30 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М., ТСЛ; Отчий дом, 2001, с. 13.
43 Из выступления на миссионерском съезде в 1909 г. в Киеве, где были приняты все тезисы доклада отца Иоанна, посвященного «потребностям церковной жизни».
44 Иоанн (Восторгов), сщмч., прот. Полное собрание сочинений. СПб., Царское дело, 1995 (репр. изд. 1916), т. 4, с. 413,414,431,441,443.
46 Иоанн (Крестьянкин), архим. Монастыри и служение народу // Кому посвящаю дело мое. Православный взгляд на творчество. СПб., Сатисъ, 2003, с. 46,47, 50—52.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 дек 2014, 11:54 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
"...Нынешние послабления в отношении церковной дисциплины, упрощение и сокращение чинопоследований мотивируются обычно снисходительностью, допускаемой ради немощи прихожан, из опасения отпугнуть паству от храма. Конечно, слаб современный человек. Но окажет ли благотворное, укрепляющее воздействие на душу потакание человеческим слабостям? Опыт пастырей предыдущих поколений, державшихся строгой уставной дисциплины, говорит об ином: «Епископ Петр (Зверев) служил всенощные всю ночь... Храм всегда был полон народа». Не оставалось места и в мечевском храме на Маросейке, когда там служились всенощные с вечера до утра в тяжелейшие годы — голода, лишений, гонений. Подобных примеров не мало. А какова была требовательность к самим себе у пастырей старой школы!...

Истовое служение

Священноисповедник Лука Крымский

Слово архиепископа Луки «имело особенную силу и действенность, потому что перед прихожанами стоял не кабинетный ученый, пересказывающий прочитанное в богословских книгах, а убеленный сединами старец-архипастырь с богатым житейским и духовным опытом, прошедший одиннадцать лет тюрем и ссылок и имеющий не только каноническое, но и моральное право учить народ и призывать его к подвигам во имя Христа». Не случайны и те слова, которые встречаются в службе, посвященной Крымскому исповеднику: «Истинный хранителю отеческих преданий», повелевавший «устав церковный строго исполняти».

«Владыка Лука, сам истово совершавший богослужения, требовал того же и от духовенства», — например, «он внушал священникам, что они не имеют права сокращать богослужения... он считал совершенно недопустимым крещение обливанием», он всегда ревновал о благоговейном отношении к уставным нормам. Не малую скорбь доставляло владыке то, что некоторые священнослужители имели склонность во внеслужебные часы переодеваться в мирскую одежду или носить короткую стрижку. Владыка строго взыскивал с них, он неукоснительно требовал соблюдения норм церковной дисциплины и тех установлений традиции, следование которым понималось им как исполнение священнического долга. При этом его всегда отличала предельная требовательность к самому себе.(175)

Свидетельствуют документы. Владыке уже семьдесят, он весь погружен в дела Церкви. «Он администрирует, проповедует. Проповеди его составляют уже несколько машинописных томов. Особенно любит он службу в храме. Многочасовые службы истомляют, доводят до полного изнеможения, но владыка не желает для себя никаких поблажек». Вот несколько слов владыки Луки из его писем к сыну Михаилу: «После пятичасовых служб Воздвижения уложили меня на десять дней в постель вследствие слабости сердца. Была очень резкая аритмия» (6.10.1946). «Ретиво начал я пост, первые три дня проводил по семь-восемь часов в церкви, всегда проповедовал, а на четвертый день большая усталость, усиление аритмии, сижу дома» (1.03.1947)(176).

«В это время на здоровье архиепископа Луки все больше сказывались испытания всей его трудной жизни и последствия исключительно напряженной работы. Он теряет зрение, сердце все чаще отказывает: аритмия, декомпенсация... Питался владыка очень просто. Завтрак состоял из одного блюда. Если подавали второе — сердился. Одевался более чем скромно... Преосвященный всегда ходил в чиненых рясах с прорванными локтями. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую одежду, она слышала в ответ: "Латай, латай, Вера, бедных много"...

Положение дел в Крымской епархии было сложным... Будни старца-архиепископа были уплотнены до последней степени. День начинался с семи утра. С восьми до одиннадцати длилась ранняя обедня. Владыка ежедневно произносит проповеди... Потом начинаются дела епархиальные: распоряжения Патриархии, почта, прием духовенства, назначения и перемещения, претензии властей. Канцелярия находится тут же в квартире... Решения владыка принимает незамедлительно и твердо». Праздничные дни архиерея также предельно загружены: «Пишу тебе поздно вечером, вернувшись из Джанкоя (100 км от Симферополя), где служил в день Покрова Пресвятой Богородицы. Литургия продолжалась (с проповедью) четыре часа, и целый час благословлял людей. Устал. Всю ночь не спал», — пишет он Михаилу (1951). «Не мала и моя работа, особенно теперь, Великим постом. Моя служба длилась пять часов. Очень утомляюсь». Некоторые роптали: «Что у нас, монастырь что ли?» Но владыка, как ему это ни было физически тяжело, продолжал служить по полному уставу..."


175 Марущак Василий, протодиак. Святитель-хирург: Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., Даниловский благовестник, 1997, с. 61-63.
176 Поповский М.А. Жизнь и житие свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. СПб., Сатисъ, 2003, с. 412, 504.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 11:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Посещение Божьей Матери на Покров 1863 года

Рассказ схиигумена Парфения (Заблоцкого), записан со слов Духовника Руского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова):

«На праздник Покрова 1863 г., во время бдения, Матерь Божия была в нашем соборе и во все время величания Ея, стояла при местной иконе Покрова. Владычица держала Омофор и внимала прославлению Ея и молитвам и, конечно, Сама молилась о величающих Ее и молящихся к Ней! Ее открыто видел один из братий, (я говорю один, но, без сомнения, видели другие достойные, о которых трудно узнать, ибо все подобные видения и откровения утаиваются по смиренномудрию); другие же испытывали Ея присутствие внутренним благодатным утешением; а прочие, более слабые духовными силами, осенение Владычицы ощущали над собою в том, что все бдение (12 часов) простояли легко, и какая-то неземная радость наполняла сердце их. Это ощущали даже поклонники, кроме некоторых, роптавших на продолжительность службы, и со скорбию выражавшихся: «Что это? Себя мучать, и других мучать; к чему это? Какая тут польза?...».

Впрочем, их негодование может казаться справедливым, если будем рассуждать с человеческой, внешней, или плотской стороны; кто не ищет духовной пользы, для того, действительно, подобныя бдения и тяжки, и мрачны, и скучны невыносимо! Одна только благодать Божия поддерживает дух молящихся на такое протяжение времени; иначе человек делается весь как разбитый. Но кто ищет «единаго на потребу», тот знает, что это тягостное бдение много доставляет пользы подвижникам; ни пост, ни другие изнурительные подвиги не укрощают так страсти, как бдение. Даже властелин – чрево (как называет его Св. Иоанн Листвичник) умолкает после бдений, тогда как при других подвигах, особенно телесных, оно делается свирепее. А сколько приобретают пользы внимающие бдению, о том спросите у них самих".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство