www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 15 дек 2018, 21:00

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 80 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 дек 2011, 20:58 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
эту тему я начинаю из предыдущей темы православное богослужение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2011, 04:33 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Чураев В.И.

Москва

РУССКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЬЕРА
Принципы строительства древних русских городов и их архитектурное развитие во многом зависело от храмовой архитектуры: происходит проникновение в светскую архитектуру элементов храмового зодчества. Большую роль в этом играла символика храма, отдельные элементы (символы) его архитектуры. При всех символических значениях архитектура храма - кубическое основание, перекрытое круглым куполом. В "Христианской топографии" Косьма Индикоплов писал: "Земля же убо есть вся четвероугольна". В пророчестве Исайи говорится, что поставил Бог "небо яко же комару" (свод).

Принципы строения храма на Руси решались в рамках утверждения на Руси христианства. Формообразование интерьера православного храма имеет свои специфические особенности. Главная задача храма - проведение обрядов и служб религиозного действа. Это определяет специфичность функций и слаженность общего ансамбля интерьера, что позволяет рассматривать храм как целостный комплекс проведения религиозных обрядов. В связи с рассматриваемым вопросом храм является идеальным пространственным архитектурным сооружением. Это позволяет выявить основные закономерности его развития и определить его основные черты. Интерьер (внутреннее убранство - см. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова) объединяет в себе три главных внутренне-функциональных объема сооружения - святилища (алтаря), места для молящихся (наоса) и притвора (нартекса). Каждый храм отличается определенным количеством приделов, которые характеризуют самостоятельность интерьерного ансамбля. Их различие может состоять в разности стилей и направлений, а также во времени данной постройки. Общность храмовых интерьеров определяется в теологической концепции религии, в соответствии с которой все церковные сооружения являются Вселенской Небесной Церковью и должны иметь однотипное устройство.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2011, 04:34 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Анализируя сходство в структурном строении всех интерьеров, можно говорить об "идеальной модели" внутреннего убранства. Это определенная схема устойчивой конструкции и выверенной композиции, которая предполагает постоянную связь предметов с планировкой интерьера, соблюдение канонических решений предметной среды. Мировоззренческие основы христианства воплотились в определенных структурных формах архитектурного решения, которые складывались веками, достигая большей выразительности и стройности построек. Общие черты храмового интерьера были заложены еще в период их первого строительства и окончательно утверждаются с мировым распространением христианства в период Средневековья. Русское православное зодчество к этому времени уже имело определенный опыт создания культовых сооружений, и здесь окончательно формируются принципы росписей и формы атрибутов православной церкви - определенное расположение росписей и высокий иконостас. Конечно же, нельзя всю модель православного храма строить на каких-то определенных временных периодах развития. При рассмотрении модели интерьера храма необходимо учитывать исторический опыт и ошибки предыдущих поколений. Априорное строительство в храмовой архитектуре также бессмысленно, как изучение христианства без изучения библии. Но в тоже время копирование ранних образцов с точки зрения современности, также невозможно, как невозможно "войти в одну реку дважды". Отсюда следует вывод, что понятие времени в религии и постоянство ее концепций в храмовом зодчестве нужно рассматривать как последовательно развивающиеся в конкретном историческом контексте. Это позволяет выделить наиболее яркие примеры воплощения различных черт "идеального интерьера" в художественных формах и стилях различных исторических периодов. Рассматривая теологическую концепцию формообразования интерьера храма, необходимо отметить философскую тождественность первообраза и его материальное воплощение. Христианский храм символизирует "центр мира", его ось. Пересечение вертикальной и горизонтальной протяженности говорит о сакральной иерархии его внутреннего пространства. Притвор - земля, место для всех, наос - небо, место только для верующих, алтарь - священное место, превыше неба, место для священнослужителей. Купол является как бы продолжением алтаря, поэтому там принято изображать Образ Христа - Вседержителя. Иерархическая организация христианской вселенной отражается на здании храма и его интерьере. Троичность структуры основана на самой концепции христианства: триединство бога - Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. Фактор метафизической концепции определяет и низкую степень вариативности структуры интерьеров храмов. Каждое из пространств олицетворяло одно и то же умозрительное пространство Небесного царства, реализуя на практике понятие "единства множеств" в философской тождественности разных материальных объектов. Поэтому можно утверждать, что теологическая концепция является важным фактором устойчивости структуры храмового интерьера вне зависимости от времени его создания и стилевой принадлежности. Специализация церковных помещений и регулярность совершаемых обрядов предполагает постоянство объемно-планировочного решения пространства, оптимизации проводимых функций. Постоянство и неизменность ритуалов гарантирует структурную устойчивость интерьера. Концепция образной системы мышления является одним из основополагающих принципов формообразования внутреннего убранства храма. Передача чувственно-материальных форм и их организация не просто обозначает какое-то действие, а передает определенные качества объекта поклонения, что согласовано с самой церковью, ее главными положениями. Шестой Вселенский Собор постановил отказаться от абстрактной символики в храмовом искусстве, от философских трактовок религии и утвердить каноническое изображение событий и сущности. Образная концепция формировалась постепенно, на протяжении длительного периода, и окончательно утвердилась лишь в XVII веке. Принципы наглядности определили структурное решение интерьера храма, его основные пространственно-объемные характеристики, декоративное решение отдельных элементов, создав общую схему организации пространства. Образное решение религиозных истин просматривается в утверждении пятиглавия (Христос и четыре Евангелиста), но в целом внутренняя структура храма остается трехчастной. При образной концепции формообразования интерьера декоративным элементам свойственна символичность. Замена символики на образ не всегда удается. Кроме этого, цветовая символика, орнамент, декор, которые сформировались еще до принятия христианства, выходят за рамки православного искусства, отражаясь в бытовой жизни и светской культуре. Иерархическая субординация, отраженная во внутреннем пространстве храма, имеет разное исполнение. Повторяемость образов в куполах и алтарной апсиде, иконостасе и "парусах" имеет разный ритмический шаг. Это связано с разносторонностью интерьера и применением различных архитектурных форм. В каждом из многочисленных пространств, принцип иерархии получает полное развитие и различную степень разработанности. Осуществляется принцип повторения целого в отдельных частях, зависимых друг от друга, что создает целостность структурной композиции. Это также подчеркивает общую закономерность в формообразовании всего внутреннего пространства и составляющих его отдельных элементов.Использование каноничности в формировании архитектурного интерьера отличается от религиозной литературы. Зодчество использует не все произведение, а только его принципиальные схемы: конструкции отдельных элементов, композиция, объемное решение и т.д. В связи с этим художественные произведения культового характера обладают большой степенью вариантности, в рамках принятых в православии норм (цвет, материал, декор, сюжет). Основная функция каноничности - не исказить связь первообраза с его формой, иначе теряется главный смысл ритуальных действий. Церковный канон определяет принципиальное устройство внутреннего интерьера храма, как центральной оси, на которой строится вся организация религиозного действа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2011, 17:14 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
http://archives.gov.by/index.php?id=428409 Культовое зодчество Беларуси Архивы Беларуси


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 дек 2011, 08:21 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
03-Свято-Введенская-Оптина-пустынь-общий-вид-1-400x300.jpg
03-Свято-Введенская-Оптина-пустынь-общий-вид-1-400x300.jpg [ 32.63 КБ | Просмотров: 19948 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 дек 2011, 20:51 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
2288305.jpg
2288305.jpg [ 179.75 КБ | Просмотров: 19183 ]
Город Уфа Храм Рождества Богородицы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 дек 2011, 04:41 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Вложение:
загруженное (1).jpg
загруженное (1).jpg [ 10.63 КБ | Просмотров: 19932 ]

Вложение:
загруженное.jpg
загруженное.jpg [ 7.95 КБ | Просмотров: 19932 ]

Вложение:
x_c41a9c78.jpg
x_c41a9c78.jpg [ 59.62 КБ | Просмотров: 19932 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 дек 2011, 04:43 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
images.jpg
images.jpg [ 8.45 КБ | Просмотров: 19932 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 дек 2011, 14:48 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
Комментарий к файлу: псково-печерский монастырь
1302533740_monastyr.jpg
1302533740_monastyr.jpg [ 76.93 КБ | Просмотров: 19921 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 дек 2011, 15:01 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
rus103.jpg
rus103.jpg [ 211.45 КБ | Просмотров: 19919 ]

Вложение:
2011-09-04_143143.jpg
2011-09-04_143143.jpg [ 69.85 КБ | Просмотров: 19919 ]

устройство храма


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 дек 2011, 13:51 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Дивеево Троицкий Собор

В 30-х годах XIX века преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли восточнее Казанской церкви. Ее брату, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки великого собора, о котором Преподобный говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!» — и сравнивал предназначенное для собора место с гумном Орны Иевусеанина на горе Мориа, где стоял Ангел, поражающий Израиль за грех царя Давида, повелевший создать алтарь Господу Богу (1 Пар. 21). «Святой царь Давид, — сказал он Елене Васильевне, — когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!» Когда Елена Васильевна поехала в Темников и передала желание батюшки Серафима владельцу земли господину Жданову, он воскликнул удивленно: «Вы хотите, чтобы я продал этот клочок земли дивному Серафиму?! Берите даром!» Но выслушав знаменательные слова старца, Жданов, не смея ослушаться, принял присланные ему деньги и выдал на землю купчую. Егор Иванович Жданов рассказывал впоследствии игуменье Марии Ушаковой, как с этих денег начали чудесным образом устраиваться его дела. Непросто оказалось выполнить завет прп. Серафима о строительстве храма именно на этом месте. Иван Тихонович Толстошеев, который выдавал себя за серафимова ученика, но на деле нарушал все заповеди дивного Старца, желал заложить собор по своему усмотрению. Четыре разных мест предлагал Толстошеев для собора, даже хотел построить его в трех верстах от обители на реке Ломовке или в поле. Много усилий пришлось приложить Михаилу Васильевичу Мантурову и его сторонникам для того, чтобы убедить Нижегородского Преосвященного Иакова в том, что все предложения Ивана Толстошеева не соответствуют воле преподобного Серафима. Разобравшись в этом деле, Владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда завтра в четыре часа пополудни назначена закладка?» — «Нас съехалось много тысяч», — ответил народ. Работа закипела, и за одну ночь был вырыт котлован для собора. 5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул: «От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!» Впоследствии, по козням Ивана Толстошеева (иеромонаха Иоасафа) строительство храма не велось. И началось только в 1865 году при игумении Марии Ушаковой. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет. В течение десяти лет собор был снаружи окончен, и Преосвященный Иоанникий решил освятить его, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1874 году над крестом в вышине стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно его стали украшать удивительной живописью собственной монастырской работы — огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты. В алтаре на Горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора. В 1880 году, 2 июня, правый нижний правый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день — левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение двадцати восьми лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен. Собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. Это был летний, неотапливаемый храм. По воспоминаниям паломников, он производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров. «Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге», — восклицал писатель Е. Поселянин.В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Каждое воскресенье перед литургией, по заповеди Преподобного, пред иконой «Умиление» служится нараспев параклис. Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы.В советское время в Троицком соборе был склад. В октябре 1989 года его передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года, когда был заново освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно. Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего — в честь преп. Серафима Саровского 31 декабря 1997 года; правого верхнего — 13 мая 1996 года в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской; левого верхнего придела — в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя 21 ноября 1997 года. 30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др.
Ежедневно в Троицком соборе у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.(До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 дек 2011, 14:05 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Дивеево Троицкий Собор
Вложение:
Troickii_sobor 2.jpg
Troickii_sobor 2.jpg [ 96.29 КБ | Просмотров: 19870 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 дек 2011, 14:50 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 15:56
Сообщения: 99
Красиво же как!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 дек 2011, 16:31 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:08
Сообщения: 441
Беларусь таксама багатая на цудоўныя помнікі. На жаль, многае не захавалася. Для мяне найвялікшай стратай з'яўляецца разбурэнне ў 18 стагоддзі полацкай Сафіі, пабудаванай яшчэ ў 11 стагоддзі князем Усяславам Чарадзеем. Гэта толькі макет.
Вложение:
Sofia.jpg
Sofia.jpg [ 163.15 КБ | Просмотров: 19865 ]

_________________
Хай прыйдзе Валадарства Твае, як спатоля, хай Твая ўсёўладарная збудзецца воля як на небе, гэтак і на зямлі.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 дек 2011, 16:41 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:08
Сообщения: 441
Але ж сёння ў Полацку ёсць і сапраўдны шэдэўр. Гэта Сабор Ўзвышэньня сьвятога Крыжа, дзе пакояцца мошчы матухны нашай Еўфрасінні.


Вложения:
kresto1_z15.jpg
kresto1_z15.jpg [ 22.23 КБ | Просмотров: 19865 ]

_________________
Хай прыйдзе Валадарства Твае, як спатоля, хай Твая ўсёўладарная збудзецца воля як на небе, гэтак і на зямлі.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 80 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство