www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 19 дек 2018, 07:17

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БАТЮШЕК НАДО БЕРЕЧЬ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 мар 2013, 21:32 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 авг 2005, 12:27
Сообщения: 684
Откуда: Минск
Батюшки - народ особый. У них тяжелая ноша. Поэтому их надо беречь. Холить и лелеять.
Мы ходим на службу пять дней в неделю, затем валяемся на диване, "болеем": "Ну, куда ж ты бьешь, мазила!" - и жалуемся на судьбу.
А батюшки служат. День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. Без перерыва на футбол. И даже - на отпуск. Представьте себе, едет батюшка отдыхать на море. За окном - полустанки, на столе - курица в фольге. Через полчаса весь вагон - в его купе. И с каждым надо поговорить. И не только по душам. Но и о душе. На то они и батюшки. Священнослужители.
***
Мы любим наших батюшек. И любим их обсуждать. А как же... У этого борода больше, у того - крыша выше, у того - шире автомобиль... Последнее обстоятельство, кстати, из "обсуждать" выдергивает букву "б". И мы начинаем батюшек - осуждать...
Вспоминается такая история.
Направили молодого священника на сельский приход. Округ был смешанный, половина католиков, половина - православных. У нас, в Беларуси, впрочем, это не редкость.
Батюшка, считай, вчерашний семинарист, к тому же - без бороды. Стоит на остановке, ждет автобуса.
Местная публика, тем не менее, идентифицирует его довольно быстро:
- Простите, вы священник?
- Да.
- Неправда...
- Но почему?
- У нас ксендзы все - на машинах. А какой, извините, вы батюшка, если без авто?...
***
Поэтому батюшек надо беречь. А то мало ли, что у прихожан на уме...
Есть у нас определенный сорт "православных", которых хлебом не корми, дай отыскать какую-нибудь червоточину. Церковь в их понимании должна быть эталоном совершенства. Не меньшее они не согласны. Но Церковь наша такая же, как и общество. Как и мы сами. Говорят, кто не понимает монашества, тот не поймет и христианства. Ну, а если зайти с другой стороны...Как бы это помягче...
***
В общем, кто из нас не мечтал о священстве? Причем - искренне, безо всякого лукавства. подобные мысли, думается, посещают каждый неофитский (новоначальный) мозг. Не стесняйтесь, вспомните себя молодого, категоричного. Хорошо, что эти мысли так и остаются лишь в наших головах.
Страшно вообразить, кем мы были бы... Особенно, если посмотреть, какие мы прихожане...И даже просто - люди. А священники, что... Как говорил Паисий Святогорец, их, в конце концов, Господь к нам не на парашютах сбрасывает... Тоже - люди.
***
Раньше раздражало, а теперь удивляет, когда сторонние личности затягивают старую шарманку:
- Посмотрите на этих попов!.. Никому и вмешиваться не надо, они сами все развалят...
Увы, им невдомек, что Глава Церкви - Христос. А Он уж знает, кого брать в помощники. И внешние проявления жизни Церкви - только верхушка айсберга. И с нами - Бог.
Как бы эту фразу ни избивали и ни извращали. А значит, никакие врата ада нас не одолеют.
***
Уж коли тебе неимется сделать Церковь чище, почисти сначала - себя. Сам. В конце концов, все виноваты за всех. Не важно, что в арсенале только наждачка...
Как говориться, в добрый путь...
***
Батюшки, дети в церковном дворе, нищие на паперти, слово - доброе и злое, радость Причащения, проспанная Литургия. Это все Церковь.
Это все - мы.
***
Батюшек надо беречь. Им многое дано. Но ведь и спрос с них - особый. Вы помните, что по пятам за мирянином ходит один бес?.. Тогда не забывайте, что за батюшкой ходит не только десяток прихожан...
***
Наши батюшки - разные. Как говорится, кто суров - тому на Саров... А кто упрям, тому - на Валаам... И это - хорошо. Потому как мы тоже ведь - не под одну гребенку. К каждому свой подход. И свой подход - у каждого.
А раз им много дано, и ожидать от них можно - многого. От кого - ласкового слова. А от кого - и по шее. И слава Тебе, Господи! Лишь бы на пользу...
***
Батюшек надо беречь. Помню, говорил один батюшка проповедь. На клиросе что-то упало. Очевидно, не в первый раз. Не поворачивая головы, батюшка тихо сказал:
- Еще раз повторится - убью...
Спокойная интонация не вызывала сомнений, что действительно может... Прямо на месте.
Кто-то скажет: грубость, хамство, перегиб. А мне кажется - это Ревность. Ревность по Богу.
Это они спасали нас от арианства. Спасали от уний. От обновленчества. От соблазнов XXI века. В конце концов, от нас самих.
***
А другой батюшка - сама душка. И приголубит, и к груди прижмет, и успокоит. Но не дай Бог к нему на исповедь, будто на вечернюю прогулку по осеннему парку. Да еще в обнимку со грехом...
Этот же батюшка как-то перед исповедью выстроил нас едва ли не в шеренгу, окинул нежным взором:
- Ну что, грешнички - допрыгались...
Мне захотелось убежать. И это не придирчивость, это тоже Ревность. Это то, что называется - Воин Христов. Средоточие борьбы на духовном поле брани.
***
На заре юности с товарищем одним мы часто любили обсуждать "человека в рясе". Достоинства, недостатки... Критерием "за" и "против" являлось одно:
- О, к этому исповедоваться я бы пошел...
***
Странно, но другой мой товарищ все время вторил первому:
- Надо идти к такому священнику, чтоб поджилки тряслись... Чтоб стыд глаза ел... И желательно - ходить к одному.
***
А ведь действительно, приходов много. Священников - еще больше. Выбирай - не хочу. И выбираем.
Я сам хожу в большой приход. Два храма. Семь священников. Тысячи полторы прихожан. Поисповедовался у одного. Через месяц - у другого. У пятого. Хорошо...
И не сказать, что специально выбираешь. Так получается. Не сидишь же с калькулятором, не вычисляешь...
И все равно, что-то не то... Начинает попахивать формализмом. Утрачивается ощущение диалога. Исповедь превращается в некий промежуточный пункт на пути к Причастию.
***
Помню, исповедовался я, а у батюшки зазвонил телефон. "Секундочку...", - батюшка приложил трубку к уху, поговорил, затем снова повернулся ко мне, мол, валяй дальше...
Я вознегодовал. Как так? Я рассказываю о своих грехах, о наболевшем, а тут мне: "секундочку..." Потом подумал: а может негодую оттого, что действительно - только рассказываю... Покаяния - ноль, одна болтология... Значит, справедливо, значит - все верно... По делу и результат. Как у Майи Кучерской:
"Встретились два священника-приятеля. Ну естественно, сидят, делятся. Тот, на ком лежит послушание исповедовать сестер в женском монастыре, в сердцах восклицает:
- Ну хоть бы убили кого-нибудь!
- Как так?..
- А то все, как одна: простите, батюшка, я в среду сардинку съела..."
Опять же, не оттого, что батюшка такой кровожадный.
Все то же страшное слово - "формальность"...
***
Теперь вы понимаете, что батюшек надо беречь. Представьте, как им нелегко. Кроме того, что формализм, так ведь и действительно - несут им на исповедь люди не только своих "сардинок". Не только горе, проблемы и сомнения. Но и грехи. В первую очередь - грехи.
***
Обыграйте ситуацию на себе. Звонит вам приятель и жалуется на судьбу. Или рассказывает о себе какую-нибудь гадость. Пять минут, десять... Вы облизываетесь потом, вам уже не то, что досадно, вам - страшно. Затем рука ваша сама ложится на спасительный рычаг - конец связи.
А у батюшек так - всю жизнь.
***
Так что батюшек надо беречь. И не очень-то доверять своему мнению. Ведь это то же самое, что расспрашивать у коровы о преимуществах коньков. Или рассуждать со свиньей о достоинствах цитрусовых.
В советские времена ходит такой анекдот-фраза: "Свое мнение у меня есть, но я с ним не согласен". Как раз тот случай.
Скажу вам по секрету: не нравится мне один священник. Ну не нравится - и все тут! И как живет, и вообще... А тот взял да и обвенчал в братстве, которое, кстати, сам и создал, уже семь пар...
Думаю, Бог будет слушать эту семерку, не меня.
***
Да и вообще, определять, каким должен быть идеальный батюшка, - последнее дело... Ненужное дело, вредное. Главное, что они у нас есть.
Это как с теми же приходами. Поди разберись, какой лучше: малый ли, большой ли... Да и надо ли? В каждом свои плюсы и минусы. В большом приходе нелегко уловить единую жизнь прихожан и клира. В малом - существует опасность замкнутости на самом себе.
У каждого - свой путь.
Свой путь у прихода, свой - у тебя, свой - у батюшек.
Так давайте наших батюшек - беречь. Чтобы они уберегли нас. У них тяжкая ноша. Ведь они служат не столько для нас, сколько - нам. День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. На то они и батюшки.
Священнослужители.
Александр Воронецкий (г. Минск)

_________________
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение:дух бодр, плоть же немощна (Евангелие от Матфея 25:41)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: БАТЮШЕК НАДО БЕРЕЧЬ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 05:04 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
да что тут скажешь... без комментариев.....А если честно разобраться, то все описанное в стихах правда у каждого священника свой путь, путь служения Богу..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: БАТЮШЕК НАДО БЕРЕЧЬ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2013, 12:39 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 окт 2006, 07:03
Сообщения: 510
Откуда: Беларусь
Согласна.

_________________
+ «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родились, ни время, в котором пришлось родиться. Но, выбираем одно: быть людьми или нелюдями!»
Патриарх Сербский Павел.
+ МОЛЧАНИЕМ ПРЕДАЕТСЯ БОГ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство