www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 11 дек 2019, 15:47

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 129 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 мар 2013, 13:01 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
О ТАИНСТВЕННОМ

Федор Достоевский писал(а):
Мир красотою спасается. Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.


Православие вовсе не старается окутать себя флером таинственности. Даже о чудесных явлениях, очевидно нарушающих законы природного естества, не принято вещать на весь мир. А все богословие направлено на предельно ясное, трезвенное, как бы прозрачное истолкование истин и догматов веры. Насколько это вообще возможно для ограниченного человеческого сознания, сколь бы любители объять необъятное не стремились его « расширить» до беспредельности. И в то же время абсолютно все и вокруг нас, и в нас самих – тайна. Тайна – это устройство Вселенной, устройство материи, возникновение жизни, как и все, что находится по ту сторону земной жизни. Разрешите поделиться одним, как мне кажется убедительным (а, возможно, и наивным) соображением. Еще античные философы утверждали, что все сущее состоит из атомов. Теперь каждый школьник знает не только про атомы, но и о том, что атом делим, что он в принципе повторяет модель солнечной системы, в которой есть многосоставное ядро (Солнце) и электрончики-планеты, вращающиеся вокруг него. Мало того, школьнику предлагают представить, что и расстояния между упомянутыми частицами каждого атома совершенно пропорциональны умопомрачительно огромным , истинно «астрономическим», расстояниям от Земли до Солнца и до прочих планет, каждая из которых, конечно же, тайна. Как, впрочем, и сама Земля, по которой мы ходим, не ведая что творим. Так что из этого следует? А не то ли, что любая вещь, сколь бы ни была она «весомой, грубой, зримой», включая и нас самих, состоит вообще-то из пустоты? И что наглядная осязаемость, тяжесть, прочность совершенно всего, что есть в окружающем мире -- величайшая тайна?

Право, мне думается, что намеренно (промыслительно) Сам Господь держит нас в этой поразительной ясности и очевидности тайны! Еще позволю себе упомянуть о счете времени, о календарях. Вот задана была неразрешимая задачка человеку с начала времен. Так просто и удобно считать время по лунным месяцам, что и делали древние иудеи. Ан нет! Лунный год не только не совпадает с солнечным, но и совместить их совсем невозможно. И не считаться с солнышком никак нельзя, ибо именно оно наиболее убедительно указывает на точки отсчета года. Вот и приходилось тем же начальникам иудейским придумывать специальные решения примерно такого типа: лунный год истек, то так как птенцы еще не оперились, ягнята не подросли, добавить к этому году еще тринадцать дней.

Наверное, подобные головоломные задачки хоть сколько-то смиряли человеческую гордость. Иначе -- результаты ее безудержного взращивания были бы на сегодня еще разрушительнее. Кроме того, думается мне, чувство Божественной тайны способно удерживать человека от многих падений, ясно отличать себя от иных живых тварей. И главное – трепетный восторг перед тайной Божественного творения имеет спасительный смысл, когда перед ним становятся мелкой и незначительной вся наша суета житейская, постоянные нужды, неудачи и неурядицы, нестроения и даже скорби – все, что нас иссушает, обкрадывает душу, приводя ее ко многим печалям.

И среди этих великих тайн есть и та, которой иные почти что пренебрегают, а иные извращают сам взгляд на нее. Вот о ней-то мы и поведем речь – о КРАСОТЕ. О красоте взыскуемой. О красоте видимой. О красоте человеком творимой. Или --им же почему-то ненавидимой... Но большинство людей явно недооценивают значение этого фактора бытия, поистине таинственного. Ведь Сам Бог «в лепоту облекается». Федор Михайлович крепко верил, что это так, и иначе не может быть.

Таинственным образом в психике человека эстетическое чувство накрепко связано с этическим, нравственным. С древнейших времен эта связь выражалась в таких фольклорных определениях, как «красна девица», «добрый молодец», «Василиса Премудрая». И почему-то люди, очень далекие от сегодняшнего научно-технического прогресса, нисколько не сомневались в естественной обязательности такой взаимозависимости. Думается, точно так же, как данная человеку от начала способность к различению добра и зла, первозданна и причастность человека к прекрасному. Причем, наверное не трудно пронаблюдать, понять, что если ослабевают или вовсе отметаются моральные ценности, тут же неизбежно падает, деформируется шкала ценностей эстетических до полной и шокирующей перемены мест прекрасного и безобразного, красивого и уродливого, притягательного и отвратительного. И наоборот -- здоровое эстетическое чувство формирует ту нравственность, которая ему соответствует. Подобная закономерность всегда осваивалась на уровне духовного опыта или эмпирическим путем. Теперь она доказывается экспериментально, о чем убедительно свидетельствуют, например, опыты лаборатории нейропсихофизиологии института им. Бехтерева. ( Мы говорили о них в предыдущем разделе)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2013, 20:05 
Не в сети
древний участник
древний участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:08
Сообщения: 441
Чароўная музыка медленнага вальса, выдатны танец

_________________
Хай прыйдзе Валадарства Твае, як спатоля, хай Твая ўсёўладарная збудзецца воля як на небе, гэтак і на зямлі.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 22:03 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
КАКОЙ БЫВАЕТ КРАСОТА ?

Действительно –какой? Быть может, есть какие-то безошибочные критерии? Ведь не руководствоваться же известным бездумно-пошлым выражением: мол, «на вкус и на цвет товарищей нет». Хотя подчас каждый считает именно себя в этом вопросе наилучшим экспертом. А бывает, кумушки хором судачат, например, об избраннице какого-то молодого человека: и чего он в ней нашел? Тут уж целый «экспертный совет» провозглашает истину в последней инстанции.

Вот и озаботились высокие умы с глубокой древности – как найти точное измерение красоты? Нельзя ли проверить алгеброй гармонию? На правомочность такой проверки уповает пушкинский Сальери. И... терпит сокрушительное поражение перед неуправляемым вдохновением, никак « не вычисленным» творческим откровением Моцарта.

Изображение
храм Парфенон

Человек – мера всех вещей, -- провозгласили античные философы, а скульпторы и архитекторы создали прекрасный и величавый Парфенон , храм Афины, даже колонны которого словно вторят напряжению человеческого тела, неся тяжелые, скульптурно нагруженные фронтоны. Такую эстетическую установку и возрождали художники западного Ренессанса, достигнув, можно сказать, предельных высот в ее воплощении. Вспомним пленительные полотна Сандро Боттичелли, писанные им до сокрушительного влияния на этого душевно тонкого художника проповедей Саванароллы.

Изображение
Боттичелли «Рождение Венеры»

Культ человеческой красоты оказался не безопасным. Не случайно период, называемый «высоким возрождением» продолжался всего два десятилетия. Внутреннюю конфликтность, даже своего рода трагизм переживания сотворенной земной красоты великолепно выразил Микеланджело. «Наслаждение красотой для меня соединено со страхом, питающим странною пищей мое к ней влечение. И я не могу ни помыслить, ни представить, что в твоем облике так тяготит или возносит душу. Есть ли это ощущение конца света или великий восторг?» Наверное в этих словах выражена невозможность духа человеческого удовлетвориться красотою здешней, более душевной нежели духовной. И тревожит, и тяготит предощущение красоты взыскуемой, еще не явленной в этом мире.

Изображение
Микеланджело «Сотворение человека»

Поэтому, пытаясь понять красоту, мы оказываемся и тут пред неизъяснимой Тайной. Словно пытаясь прорваться сквозь невидимую, но непроницаемую завесу, скрывающую ее, постоянно убеждаясь в тщетности этих попыток, художник, призванный к служению Истине Божией, начинает соучаствовать всем проявлениям несовершенной и хрупкой земной красоты. И то испытывает молитвенный восторг, то исполняется щемящей жалостью к ней, потому что скоро, очень скоро она отцветет, как «цвет сельный».

Изображение
Крамской «Незнакомка»

Изображение
Архипов «Прачки»

Красота цветущая и красота отцветшая – художника, порой, вторая волнует больше, чем первая. Вспомним, например, две известные картины из русской классики – «Незнакомку» Крамского и «Прачек» Архипова. Репродукцию первого полотна еще недавно можно было увидеть во многих домах, даже сельских. Загадочная и гордая дама с вызовом глянула на зрителя, который рад ее образом усладить свой взор и облагородить жилище. Но никогда и никому не придет в голову для этих же целей приобрести репродукцию архиповских прачек. Однако, место этому полотну – исключительно в лучших картинных галереях, какой и является Третьяковка, в которой и оригинал «Незнакомки» пребывает достойно. При всем своем почтении к обоим художникам, замечу, что «Прачки» --это живопись особой степени виртуозного мастерства, когда под кистью художника красочный материал буквально перевоплощается в фигуру пожилой женщины, ее печальное лицо, уже немощные руки, в насыщенную тяжелыми парами атмосферу прачечной. А в чем же тут красота? Прежде всего – в таком соучастии художника своим скромным персонажам, который не может не тронуть и зрительского сердца. И в то же время разве нет красоты в тонком профиле женщины? И разве красота человеческая всегда тождественна поре цветения? Насколько, например, прекраснее образ «Старой женщины» Рембрандта в сравнении с его же Саскией, запечатленной в костюме Флоры. Бездумное и гладенькое, обрамленное цветами личико любимой жены художника явно «проигрывает» перед удивительно ласковым, понимающим и прощающим взглядом этой , так и хочется сказать «старицы», как издревле называли у нас добрых и умудренных жизнью женщин. Известные слова любимой пушкинской Татьяны «Я тогда моложе, я лучше, кажется, была», наверное, содержат извечное наивное женское заблуждение. А вот когда пожилая дама начинает омолаживаться пластическими операциями, ее лицо превращается в безжизненную маску. Вот уж где подлинное безобразие! Не терпит красота подделок, профанации, имитаций. Нет красоты без правды Божией.

Изображение
Рембрандт «Саския в костюме Флоры»

Изображение
Рембрандт «Портрет старушки» (1654 год)

Изображение правды жизни ради выражения Правды Божией – правды евангельской, правды любви, правды о странствии человека по дорогам жизни, о блуждании его в лабиринтах мира сего, о тоске по миру горнему и жажде спасительной встречи... Где-то в центре этих восходящих токов и сокрыта таинственная формула Красоты. Так думается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 09:04 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
Да, некоторые пожилые люди очень красивы. Например, Валентина Толкунова. Она ушла не такой уж старой, но все ж и не юной. По-мойму, это была необыкновенной красоты женщина.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 17:38 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Памяти Валентины Толкуновой.
Валаам, скит прп. Александра Свирского на Святом острове. Валентина Толкунова вместе с начальником скита о.Василием. 2005г.

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 19:38 
Не в сети
активист
активист

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 21:05
Сообщения: 57
Откуда: Россия
Большое спасибо за неожиданную встречу с Валентиной Толкуновой - упокой ее, Господи, в Царствии Небесном.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 13:49 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
Спасибо! Спасибо за встречу с Валентиной Толкуновой. Вечная ей память. И спаси вас всех Господи, за понимание. Слава Богу, Беларусь тоже не обделена истинной красотой. У нас КРАСИВАЯ земля --необыкновенно разнообразная по рельефу, земные формы как будто дышат, они словно зрячие от множества озер, живые от течения рек. Хотя, конечно, и в пустыне, и в степи, и во льдах Антарктиды, и бескрайней заснеженной тундре -- всюду есть своя, особая красота. Замечу, что и человеческой, в частности женской красотой Беларусь не бедна. Любуюсь часто, когда еду в транспорте. Но особенно в храме. Мне видится очень красивым лицо нашей старенькой просфорницы. Да и в группах нашей Воскресной школы всегда есть такие лица, "что не можно глаз отвесть". (Так у Пушкина:"За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть"...)
Только вот конкурсы всяких "мисс" видятся делом порочным, возбуждающим страсти и взращивающим индустрию косметики. И в голову никому не придет --провести конкурс красоты без малейшего использования косметики, макияжей и прочих атрибутов, как правило, кстати, обезличивающих красавиц. И в целомудренных костюмах. Но об этом я намереваюсь поразмышлять. Почему-то эротичность, и даже сексуальность (не хотелось употреблять это слово) считаются непременными атрибутами женской красоты. Так ли?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 15:47 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Мне кажется, что одним из основных современных факторов, которые дают возможность миру "свободно" растлеваться и постепенно превращаться в гнилую труху, это допускание особенно в общественной среде т.н. плюрализма в вопросах системы нравственных ценностей. На мой взгляд, не только прямое насилие над телом и душой человека должно законодательно ограничиваться и пресекаться пенитенциарной системой, но и факторы нравственного влияния должны быть законодательно рассмотрены на предмет их воздействия на моральный облик человека. Беда в том, что сейчас часто необученный, - есть такое хорошее славянское слово: "ненаказанный", - с детства человек просто не имеет не только устойчивой, но часто и просто здоровой системы ценностей, руководствуясь которой он мог бы более-менее развиваться далее, чтобы через юность нормально прийти во взрослый возраст. Иногда просто ужас берет, когда подумаешь, что сейчас очень многие люди не понимают самых элементарных правил человеческого становления и развития, пренебрегая которыми, человек просто сам себя лишает хоть более-менее нормального развития, и постепенно становится нравственным калекой. С нынешним состоянием "плюрализма" особенно молодым людям мне кажется очень сложно сориентировать себя в адекватном направлении развития своего мироощущения и мировоззрения. Очень многие люди просто перестали понимать, где здоровое разномыслие, а где недопустимое или даже больное отклонение. Эта беда добралась уже до самых корней и бытийных основ человеческого сознания, и сейчас уже имеет возможность подкашивать самые первые только появляющиеся росточки человеческого сознания. Действительно сбываются слова древних отцов, которые говорили так: "Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас".
Мне понравилась статья прот. Владимира Вигилянского о признаках деградации общества, который относит себя к интеллигенции, причем, насколько я понимаю, - к интеллигенции вообще, не деля ее в данном случае на "церковную" и "нецерковную", и для интеллигенции, как на мой взгляд, там действительно есть над чем задуматься.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2013, 22:41 
Не в сети
активист
активист

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 21:05
Сообщения: 57
Откуда: Россия
http://www.youtube.com/watch?v=s_MFnZXICTQ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 июл 2013, 15:38 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Любовь Николаевна, мы очень рады, что Вы находите время для форума, и помогаете всем нам, делясь Вашим жизненным опытом.
Прочитал интервью архим. Тихона (Шевкунова): "Цинизм — это болезнь профессионального православия", где обсуждается достаточно актуальный на данное время вопрос. Там же есть и приводимый о.Тихоном пример "нормального обличения" и цинизма в искусстве (картина Перова "Чаепитие в Мытищах" и выставка "запретного искусства"). Наверное, все действительно зависит от намерений автора? Если у автора цели "с болью в сердце", то и результат получается конструктивным, а если цели горделивые, то хоть и могут выглядеть "благородными", но ведут в человеческом обществе только к разрушениям и расстройствам?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 янв 2014, 09:45 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
Я ЗАКРЫВАЮ ЛИЦО СВОЕ!..

Пришли на память и захотелось повторить эти слова, сказанные давно. В 1795 году известный историк Карамзин был в Париже в дни того страшного революционного неистовства, когда по улицам еще текли ручьи крови, когда только что круглосуточно отработала гильотина, а отрубленные головы везли в телегах, как капусту урожайной осенью. А ведь еще недавно 18 век ему, как и многим, казался веком просвещения, высокой философии, свободы, равенства и братства, вплотную приблизившим вожделенное время всеобщего благоденствия. И вот «утешительная система революционных воззрений разрушилась в самом основании... И всякий из нас возвратился домой благодарить небо за целость крова нашего, и быть рассудительным». И далее пишет очевидец очень важные для нас слова: «Среди убийств и разрушений ожесточаются сердца, и, привыкая к феномену злодеяний, теряют чувствительность». Да, вот, кажется, одна из бед современного человека –- потеря чувствительности к естественной красоте, естественным человеческим взаимоотношениям, к ритмам жизни, не враждебным человеческой природе, к прекрасному естеству обыкновенных вещей, к чарующим состояниям всего земного и небесного мира. Недавно прочла, что в 50-е годы прошлого века американцы стали строить в Гренландии большие аэродромы, привезя в этот край эскимосов всю свою инфраструктуру и культуру. И вот один эскимос оказался на киносеансе, когда демонстрировался голевудский боевик с убийствами и эротикой. Так бедный житель севера ошалело вырвался из теплого кинозала, вскочил на свои нарты и помчался в великом ужасе прочь –- куда-то на север, где не было никакого жилья, лишь бы спастись от адского зрелища. Согласимся – это была совершенно естественная, нормальная реакция нормального человека на непотребство.
А мы? Как мы изуродованы тем, что ко всему привыкли и бессильны что-либо изменить. Кроме как – не смотреть, не включать, не слышать.Но и это не всегда возможно. Моя подруга работает в Дюссельдорфе в Музее современного искусства. И по долгу службы должна находиться в экспозиционных залах. Видеть нынешнее немецкое антиискусство ей, воспитанной на классике, было всегда тяжело. Но вот случилось нечто ужасное. Пока произведения, изображающие всякое уродство, просто висели на стенах –тихо висели –на них можно было не смотреть. Но теперь это, оккупировавшее пространство «оно» ( так, кстати, называлась некая инсталляция белорусских творцов – «Яно тут», о чем и было писано в уважаемом художественном журнале) стало сообщать о себе неистовой звуковой агрессией. «Оно» стало грохотать, визжать, стонать, скрежетать так, что бедной моей подруге совсем некуда стало деться. Бежать нельзя, на работе все-таки, заткнуть уши тоже невозможно по этой же причине. Вот и тоскует человек по тем временам, когда «оно» хоть и было, но зато молчало. А теперь –сна нет, нервы на пределе, весь организм страдает от какой-то внутренней истерии. Можно сказать –да, таков наш мир ныне, и подобное искусство весьма точно, «реалистично» отражает его состояние. Но ведь всего этого более чем достаточно в натуре! И нету здесь того, чем только и может жить искусство, --Божьей правды. Подобное не где-то в одном месте. А повсюду, глобально. Почти одновременно друзья из США поделились впечатлениями. Пошли, чтобы отдохнуть, отвлечься от изнуряющей спешки и суеты, на очень популярный спектакль «BLU MAN GROOP». И долго не могли придти в себя от отвращения и недоумения. Быть может, странно, что не перевелись еще люди, все еще надеющиеся получить от искусства нечто доброе, мудрое, вечное. Однако, пришлось лишь убедиться в том, что полное сумасшествие – это норма, и, что примечательно, даже не проблема для творцов безобразия. Нормальные люди (просто нормальные, не зависимо от своей искушенности в искусстве) не могут понять, КАК это может кому-то нравится.
Есть сведения, что на разрушительное дело истребления природного человеческого эстетического чувства были потрачены огромные средства, ресурсы и материальные, и интеллектуальные. И если такое происходит, значит это кому-нибудь нужно...И теперь, кажется, осталось довести это дьявольское дело до конца. Каким образом? Насилием. Не хочешь смотреть, прячешь глаза –так оглушим омерзительными звуками. Впечатление, что чем больше говорится о правах и свободе, тем наглее становится насилие. Наглая реклама врывается на экраны среди информации, прерывает хорошие художественные фильмы, тем самым как бы обесценивая их. Кто-то скажет – а мы вообще не включаем телевизор. Так не у всех есть такая возможность. Рядом в доме могут быть люди, которые не согласны с вами.
Размышления эти мы начали издалека, с ужасов французской революции, которая по сей день почитается «Великой» и является главнейшей страницей французской и всемирной истории. Но теперь мы видим, что те «их» ужасы были просто «мини» в сравнении с нынешними. И в гуще сегодняшних военных конфликтов, ужасающих терактов, убийств и всякого невиданного беззакония – бешеное фортиссимо любых шоу. В изощренные шоу-конкурсы теперь уже совершенно беззастенчиво (при полном восторге родителей) втягиваются дети, которые уродуются губительной дрессурой шоу-бизнеса. Не сходят с экранов кипящие и распаляющие страсти ток-шоу на любые темы. Шоу приготовления изысканных блюд разных экзотических кухонь стали особенно популярны, особенно в исполнении солидных мужчин. Медицинские шоу, сулят долгие годы жизни. И ведь иногда дают действительно полезные рецепты от тех или иных болезней. Что уж говорить об эротических шоу, танцевальных, эстрадных, вообще «звездных». И вы хотели бы не смотреть, не слышать, однако вдруг – действительно прекрасный романс на минуту прервал общую бесовщину, вдруг прозвучала давно любимая песня. И вы ждете – не будет ли чего еще хорошего? Вы оказываетесь в плену того, что отвергаете. А ведь в этом-то и задача – быть может, финальная задача «тайны беззакония» -- чтобы вам НРАВИЛОСЬ насилие, чтобы вы его вообще не замечали и принимали как должное.
Недавно –случайно или нет – я стала перечитывать отрывки из книги замечательного композитора Валерия Гаврилина «О музыке и не только». И вот такая мысль поразила меня и объяснила собственные ощущения. «Тяга к развлечениям и увеселениям – признак ОЖЕСТОЧЕНИЯ общества. Чем распространеннее, изобретательнее развлечения и увеселения, тем ожесточеннее и эгоистичнее общество. От экстаза увеселения, удовольствия до экстаза убийства -- один шаг. Время удовольствий и время войны – соседи». Это было сказано в 1977 году.


v


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 янв 2014, 21:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Любовь Николаевна писал(а):
...В изощренные шоу-конкурсы теперь уже совершенно беззастенчиво (при полном восторге родителей) втягиваются дети, которые уродуются губительной дрессурой шоу-бизнеса.

Несколько дней назад посмотрел передачу Первого российского канала "Ярмарки лолит: недетская правда о детских конкурсах красоты".
Ужас, конечно, что делают с детьми, и прежде всего - с психологией детей. Хорошую фразу сказали в конце программы, что люди заботятся о правах детей, а вот право ребенка на чистоту, право на целомудрие у детей сейчас отобрано.
И это конечно, не просто ужасно, это цинически бесчеловечно, особенно в самом детском возрасте, когда ребенок психологически беззащитен и абсолютно всем взрослым доверяет, тем более - самым близким, маме... которая и ведет ребенка на такое "мероприятие". Куда уже дальше...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2014, 11:27 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
И ВИЖДЬ, И ВНЕМЛИ...



Это удивительное и возносящее дух повеление Самого Господа – повеление Пророку , услышанное Пушкиным и записанное им в величайшем поэтическом творении всех времен -- я дерзаю отнести к себе и ко всем нам, дабы мы видели и слышали прекрасное, где оно действительно есть. А оно есть ! И наверняка удерживает наш мир от необратимого падения и погибели, как некогда двадцать... нет, всего десять праведников могли бы спасти известные нечестивые города. И прежде всего мне хочется сказать о несказанной красоте возводимых ныне храмов, больших духовных центров и монастырей. «Несказанной» -- потому что никто еще не сказал весомо, объемно и серьезно об этом совершенно уникальном явлении -- современной православной архитектуре. И, может быть, прежде всего, Беларуси принадлежит честь рождения такой архитектуры на основе тщательного и кропотливого изучения русских, византийских и, в какой-то мере, западных традиций.

Кто-то скажет – опять традиции! А где же новации? Мне думается, что новации с неизбежностью рождаются сами. А вот традиции требуют усилий в их сохранении. Приведу здесь точные слова Валерия Гаврилина: «Очень и очень многое и важное в жизни дается, к счастью, традиционными средствами. В том числе и люди, между прочим. Не худо почаще вспоминать мудрые слова Верди: вернемся к старине, и это будет прогрессом». И далее: «Истинно духовное мало переменчиво и живет ЭПОХАМИ, тысячелетиями».

Мы привыкли к чуду. Оглядываясь на высящиеся стены, корпуса, как будто невесть откуда возникшие сверкающие купола, мы второпях замечаем: строится храм – и слава Богу! Но какой стоит за этими новыми и новыми свершениями вдохновенный труд, чаще всего – самоотверженный и бескорыстный , с промыслительной помощью Божией – это, естественно, остается за кадром. Забывается и то, что созидаются наши церковные комплексы на пустых местах, где если и не совсем уж «мерзость запустения», то хаос, ненужность, бесхозность земли бывали непременно. Лет 20 назад созревавшие в талантливых головах идеи – идеальные духовные идеи – вдруг начали воплощаться в железобетонных конструкциях, кирпиче и прочей весомой, грубой и зримой строительной материи. Интенсивность созидательная – невероятна. И не противоречит ей никакое, даже затянувшееся строительство. И наш огромный, будущий конкафедральный собор иконы «Всех скорбящих радость», хоть и требует еще больших отделочных работ, но стоит богатырской твердыней, подчиняя себе огромное пространство. Он уже заявил о себе. Он уже сказал свое слово. И никогда западные районы города, оглашаемые мощными переливами колокольного звона, никто не назовет теперь «спальными». Нет, всюду, где созидаются храмы, созидаются и люди, которые уже не могут пребывать в спячке. Если вы смотрите порой трансляции праздничных богослужений, то не могли не заметить, что лица молящихся – девушек и женщин, сосредоточенно-мужественных юношей и степенных мужей – все они вместе создают образ духовно красивого народа, обретающего лад и мир внутреннего своего устроения.

Не бывало так в нашей глубочайшей традиции, чтобы архитектурные пространства мирились с холодом пустых стен. Потребность в церковной живописи воззвала к возрождению искусства иконы. И современная икона уже стала значительнейшим явлением, опять-таки совместившим высокий опыт духовного изображения, рожденный в далеких столетиях, с тонкой искушенностью профессионализмом и разнообразными знаниями сегодняшнего художника. Совершенство и роль современной иконы в жизни храма такова, что один из первых, прокладывающих путь ее возрождения, иеромонах Зенон выразил примечательную мысль . Когда-то, в 8 веке, Церковь защитила икону. Теперь икона – сила ее образного языка – такова, что она может защитить Церковь от расколов, еретических или безбожно злобствующих нападок, она может приводить в Церковь иноверных или неверующих. Знаю, что многие из молодых, сомневающихся и маловерных увидев великолепные мозаики в апсиде и подкупольном пространстве храма Державной иконы Божией матери – величественную Оранту, Спаса-Пантократора в окружении херувимов и серафимов – уже не ушли из этого ( или какого-либо другого) храма. Пленительное мерцание золотой смальты, живое в бесконечных градациях при изменениях света, словно свидетельствующее о невиданной красоте инобытия, отточенная завершенность силуэтов, всевидящие и строгие лики – все это сотворили молодые мастера, студенты и выпускники Белорусской академии художеств. Причем, работали методом прямого набора, стоя на лесах и вдавливая кусочки смальты в сырую штукатурку сложных сферических поверхностей. Огромный труд. Но он принес в Минск как бы «осколочек» святой Софии Константинопольской. И теперь интерьер храма на многих производит впечатление, наверное, сходное с тем, что пережили «мужи добры и смыслены» --послы равноапостольного князя Владимира-крестителя. Богослужение так поразило руссов, что они словно в растерянности твердят: «И не знаем, были ли мы на небе, или на земле –-ибо не бывает на земле красоты такой --– только верно знаем, что там с человеками пребывает Бог... И не можем забыть красоты той». Эта удивительная чуткость к прекрасному , понимание прекрасного как свойства Божественного, предопределили нашу судьбу на тысячелетие вперед. Хотя мы-то сами, наверное, утратили эту чуткость. Но в недрах нашего естества, как нынче говорится, в генетической памяти и мироощущении все-таки живет и властвует этот наш «византизм».

Как он бесконечно прекрасен и дорог! Разве не ликует сердце каждого православного человека, когда мы участвуем или наблюдаем неторопливо-величественное шествие Крестного хода, пение хора, особенно праздничное, антифонное, каждое литургическое действо, отточенное веками , исполненное великого смысла. Может ли кто-то упрекнуть нас в великолепии священнических облачений, в блеске золота и драгоценных камней, обычно щедро украшающих предметы, имеющие сакральное значение? Думаю, что это истинно народное эстетическое представление, наследующее Церковь великой Византии, и точно отвечающее евангельским словам: «где сокровище ваше, там и сердце ваше». (Мф.6, 21) Заметим, была однажды в 15 веке церковная дискуссия между двумя святыми – Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Речь шла о нестяжании, о тех искушениях, которые таит в себе богатство. Но победили в той дискуссии «иосифляне», полагающие, что и храмам, и монастырям не грех быть богатыми во славу Божию и на благо множества людей.

В глухие безбожные времена Валерий Гаврилин писал о церковном искусстве: «... это религия воссоединения живых с ушедшими. Ее цель – спасение, украшение, укрепление в себе частицы великого – души». И еще из его же размышлений: « Ни в коем случае нельзя делать ни одного отступления от высокого. К ущербному можно быстро привыкнуть... Там, где начинает выпирать личность -- искусство кончается.» Вот это да! A А у нас-то все толкуют о «самовыражении», видя именно в нем, любимом, единственный смысл и назначение искусства! Оказывается и другое важно: только «Шоу-бизнес основан на системе вседозволенности, искусство же настоящее – на системе ЗАПРЕТОВ». И в этой, казалось бы, неожиданной мысли – новый ракурс в понимании системы канонов церковного искусства. Композитор-мыслитель почитал искусство, музыку как «следствие жизни. Музыка ничего не дает слушателю, знатоку, специалисту, если его нравственность не будет в гармонии с породившей ее причиной, то есть неслышная еще, даже не рожденная музыка должна быть ОЖИДАЕМА». Как это точно в отношении нашего сегодняшнего церковного искусства! Оно было ОЖИДАЕМО. Именно поэтому возродилось. И икона, и музыка, и архитектура, и все литургическое действо, всегда руководимое невидимым Режиссером. Вот он – настоящий, СИНТЕЗ искусств. Настоящий, а не натужно-бессмысленный, которого десятилетиями пытались достичь советские мастера на разных пленумах и съездах творческих союзов . Синтез --единение всех искусств единым смыслом и целью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 фев 2014, 18:41 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
И ЭТО ЗЕРКАЛО НЕ ЛЬСТИТ

В истории человечества многие века и тысячелетия искусство было преимущественно культовым. То есть оно в целом имело духовный, сакральный смысл. Европейское Возрождение постепенно породило идею искусства светского, существующего как бы параллельно с религиозной жизнью, без резкого противопоставления ей. Затем идеология протестантизма дала особенно мощный импульс секуляризации всей жизни. Новое, мирское мировоззрение стало очевидным даже при использовании библейских сюжетов немецкими, итальянскими, голландскими художниками 17 века, как и более позднего времени, лишь ради изображения их собственного быта, костюмов, типажей. Самостоятельную жизнь начали жанры пейзажа, портрета, натюрморта

В культуре европейского востока светское искусство появилось с запозданием – лишь в 18 веке. Причем, сам термин «Возрождение» (Ренессанс) имел на западе и на востоке противоположное значение – того, ЧТО возрождали. Западное искусство 15 –16 веков по сути дела возрождало эллинское языческое мировоззрение, как бы «украшенное» христианскими образами и сюжетами. В это же время Византия до последних дней своего существования, и в еще большей мере Русь как «правопреемница» Византии, и прежде всего ее православного мировоззрения , возрождала высокие духовные смыслы христианства..

Заметим, что в 1 – 4 веках, иконы как таковой еще не было (образы евангелиста Луки в то время не были широко известны). Но формирование и развитие литургической жизни, догматических норм и свято-отеческих духовных основ веры подготовили появление искусства иконописи. Оно действительно было, как выразился Гаврилов, ОЖИДАЕМО до своего рождения. И, будучи ожидаемо, сформировалось на протяжении 5-6 веков в уникальных и совершенных формах, которые позже, через тысячелетие, на Руси породили таких гениев как могучий и темпераментный Феофан Грек, молитвенно умиротворенный и светлый Андрей Рублев, изысканный в каждом штрихе и образе Дионисий. Искусство иконы, как и монументальной росписи храмов – предмет особого разговора, который очень интенсивно ведется с начала 20-го века и художниками, и богословами. Неожиданно яркими стали сочинения князя Евгения Трубецкого. Сейчас уже трудно разобраться в огромной литературе на эту тему. Но, пожалуй, наиболее простым языком о вещах сложных – как богословие, история и особенности художественного выражения – говорит С.Алексеев в «Энциклопедии православной иконы», приводя множество интереснейших фактов и соображений крупнейших философов.

Мы же попытаемся разобраться в искусстве светском. Как же оно дошло до жизни такой, что нормальный человек не знает, куда от него деться? И неужели ныне перевелись художники в привычном значении этого слова? И нет произведений, которые можно назвать шедеврами конца 20 века?

В целом, деградация искусства произошла. Это факт. И, думается, совершенно наглядное и неопровержимое его подтверждение в том, что в музейных залах классического искусства не только толпится народ. Народ едет порой за тридевять земель, чтобы увидеть шедевры Лувра, Эрмитажа или Третьяковской галереи. Выставки современного искусства, как правило, пусты. Быть может, наметилось некоторое благотворное движение в последние годы. Особенно в России, когда с какой-то отчаянной смелостью молодые воспитанники Академии Ильи Глазунова пишут огромные исторические полотна, создают заново жанр исторического портрета, вдохновляются идеями Святой Руси и Православия. Еще, чаще всего в глубинке, в провинции остались скромные и честные художники, которые, не мудрствуя лукаво, пишут, как научены в лоне великой русской изобразительной школы, зачастую и не помышляя прорваться на какие-нибудь крупные столичные вернисажи или, тем более, разные шоу с международным размахом и эдакими красивыми названиями как биеннале или триеннале.

Секуляризация искусства еще не означала его краха. И в течение нескольких столетий человечество с огромным уважением относилось к искусству живописной картины, открывавшей окно в прекрасную, поучительную, историческую или современную реальность, способную одарить зрителя богатством образов, чувств, мыслей. Однако величайший немецкий философ 19-го века Гегель предрекал гибель искусства, видя в нем одно из средств познания Абсолютной Истины. Когда эти средства – средства искусства – окажутся исчерпанными, тогда ему только и останется умереть по причине своей бессмысленности и ненадобности. В соответствии с подобным предвидением итог, действительно, получился весьма печальный – искусство влачит жалкое существование, лишь как бы по инерции перейдя в нынешний век. А Истина, абсолютная, в последней инстанции, так и не озарила человеческие умы . И не потому что нет этой Истины. Она есть «и ныне, и присно, и во веки веков». Но люди в значительном большинстве отвернулись от нее. Это хорошо проиллюстрировал бельгийский график прошлого века Франц Мезерель в цикле гравюр о скитаниях истины в образе прекрасной обнаженной женщины. Ей сначала любуются, похотливо пытаются ею овладеть, гонят отовсюду, нигде не давая приюта, а в итоге – сжигают. Произведение, как понятно, совершенно светское, но интересное как свидетельство того, что не только высокая Истина, но и обыкновенная «голая правда» не нужна в мире лжи.

С обезбоживанием мира искусство лишилось, как мне представляется, живительного кислорода для своего дыхания. Отчего и корчится в конвульсиях. И лишь те, кто неизъяснимой милостью Божией сохранил в душе жажду Истины, тот и способен к высоким творческим проявлениям. Их было немало и в белорусском искусстве. Можно вспомнить имена Виктора Громыко, Гавриила Ващенко, Георгия Поплавского, Арлена Кашкуревича. Этот привычный, как бы хрестоматийный перечень можно продолжить, пополняя уже немногими именами более молодых, из которых особенно ярка талантом Мария Исаенок.

Не упомянут еще Михаил Савицкий. И не случайно, а с той целью, чтобы обратить особое внимание на одну его картину, которая видится мне настоящим шедевром живописи второй половины 20-го века. Это портрет, точнее – автопортрет – из большой серии полотен мастера, носящей примечательное название «Цифры на сердце». И носит этот портрет такое же беспощадное название, как и все сюжеты этого цикла о немецких лагерях смерти, -- «Узник 32815». Но в контексте этого разговора я не хотела бы делать упор на ужасах гитлеровского фашизма, на огромных жертвах второй мировой и нашей Отечественной войны. Не ради этого сейчас среди огромного ряда достойных творений я выделяю этот образ. Мне думается, если бы Михаил Савицкий не оставил после себя ничего, кроме этого портрета, он только им вошел бы в историю отечественного и мирового искусства. Но даже не о величии духа «Узника 32815», не о его взгляде – взгляде человека, который испытал то, чего не дай Господи испытать никому, но при этом сохранил в себе человеческое достоинство, полностью лишенное мстительной ненависти. Мне видится в этом образе портрет всего человечества 20-го столетия, но как бы изнутри, как бы вывернутый наизнанку, когда не видно благообразной внешности какого-либо персонажа или героя нашего времени. Очевидна лишь разрушительная, поистине инфернальная сила, которая обрушилась на человека 20-го столетия и которой этот человек, обреченный на страдания, униженный, стоящий на самом краю земного бытия, должен противостоять. И устоять. Третьего, как говорится, не дано.
Изображение
А мы? Вполне прилично и даже модно одетые, с виду благополучные, хоть чаще всего не очень здоровые, свободные и независимые, весьма хорошо и с малых лет знающие о правах человека, которые как бы стоят превыше всего, -- мы-то какое отношение имеем к УЗНИКУ? Думаю --имеем. Мы узники современного мира с его немыслимым прогрессом и немыслимыми пороками. Человек всегда нес в себе образ своего времени. Но сейчас, наверное, как никогда, этот образ деформирует самого человека и всеми мерами ускоряет его движение к грани небытия Пусть цифры у нас не на сердце. Но ЦИФРЫ проникли всюду, формируют нашу жизнь и, в каких-то неуловимых штрихах, стиль поведения. Уже и сами мы все «зацифрованы», и в любой точке земного шара можно получить о нас информацию. Небольшую, если мы сами не велики, и не представляем большого интереса. Исчерпывающую, если интерес к кому-то есть. А уж такие птицы вольного полета, как всему миру известный Эдвард Сноуден, где бы ни обитал он, в России или Бразилии, но от печати Узника, никуда ему не деться. И, быть может, это вовсе не печать позора и унижения? Не так ли? А сейчас, когда уже выдают электронные паспорта с биометрическими данными ( в лагерях тоже очень интересовались проблемами биомедицины), когда, как кажется, нам грозит всеобщая «чипизация», когда стены нашего невидимого узилища куда более несокрушимы, чем в Бухенвальде. за печатью, за цифрами может ли стоять, твердо стоять на камне Истины, ЛИЧНОСТЬ? «Узник 32815» отвечает на этот вопрос с каким-то дерзким утверждением -- таким, что нельзя ему не поверить...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искушение искусством
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2014, 13:28 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
ЯЗЫК ЖИЗНЕННОЙ МУДРОСТИ И ПОБЕДНОГО ДУХА

И свет во тьме светит,
И тьма не объяла его.
Евангелие от Иоанна,1,5


ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ
Читая биографии людей, щедро одаренных талантами, убеждаешься, что чаще всего в творческих своих свершениях человек способен подняться выше, гораздо выше самого себя. Того самого себя, с которым общаются родные и близкие, который неизбежно опутан сетями многоразличных забот и взаимоотношений, наконец, собственных слабостей, страдает от оков гордости житейской. Окружающие реагируют прежде всего именно на этого, не совершенного или вовсе несносного человека, составляя о нем мнение, порою, не слишком лестное. Впрочем, сила таланта имеет свое бытие, идущее поверх всего случайного, вопреки повседневности. Через тернии проходит талант свой земной путь. А затем значимость служения, сила воплощённого таланта подлежат самой беспристрастной проверке – проверке временем. Было время земного служения народного художника СССР, Героя Ресрублики Беларусь, заслужившего, кажется, все возможные звания, ордена, премии и прочие знаки внимания общества и государства, Михаила Савицкого. Теперь наступило время итогов – жизни творческого наследия мастера в душах и сердцах множества людей, как на родине, так и рассеянных по лицу земли и на перекрестьях времён, веков…
Я общалась с Михаилом Андреевичем много лет, написала о нем книгу. Но человек этот, если честно сказать, остался для меня тайной. Знаю лишь точно, что пожизненный крест его оказался невероятно тяжел. Семья не стала для него тихой гаванью. Самые близкие люди явились, скорей, истязателями, чем утешителями. Мало он знал соучастия. Да и обыкновенного человеческого сочувствия. Не имея его от самых ближних и любимых, он к этому привык. И порой сам отвергал попытки друзей чем-то ему помочь. Ведь все знали, что он человек тяжело больной еще с лагерных времен. ( Да и кто мог остаться здоровым после ТАКОГО?) Внешне с течением лет и даже десятилетий он менялся мало. Так и остался очень похожим на своего "Узника..." Еще скажу, что Михаил Андреевич не был человеком церковным, какими и были почти все люди его поколения. Однако, думаю, без невероятного (и даже временами непонятного) терпения, без удивительной СИЛЫ смирения, наверное, мало кому доступной, без умения прощать бесконечно, его крест невозможно было бы понести...

НАЧАЛО ПУТИ
Как у большой реки, исток был мал и чист. В деревне Звенячи, что звенела песнями на всю округу 19 февраля 1922 года в большой и дружной крестьянской семье началась жизнь художника. Спокойное, даже величавое достоинство труженика земли, мастера на все руки – тогда уже запечатлелся в нем образ обыкновенного сельского человека, родного соотечественника, который позже навсегда войдет во множество картин Михаила Савицкого.
Словно по контрасту со счастливой порой ранних лет складывается его военная биография. Все 250 героических дней Михаил Савицкий – в рядах защитников Севастополя. После последних отчаянных боев на окраине города оказался в руках гитлеровцев. Дальше были попытки побегов, этап в Германию, работа на вагоностроительном заводе в Дюссельдорфе. И там – антифашистская диверсионная деятельность, которой юноша отдавался со всей страстью и отвагой. Подпольная группа была обнаружена. Снова побеги и преследования, и наконец – Бухенвальд. Спасла от гибели незаурядная воля, мужество и, быть может, самое главное – могучая вера в торжество разумного, доброго начала, на котором держится мир. Тогда и зародилась потребность сказать об этом так, чтобы услышали и поняли все, кто живет и будет жить на земле.
После освобождения давнишнее юношеское желание стать художником перековалось в отчетливо поставленную цель жизни, в творческую программу, определившую на многие годы вперед всю жизнь. Савицкий поступил в открывшееся буквально среди руин послевоенного Минска художественное училище. Проявив большие способности и редкостное трудолюбие, был переведен сразу на третий курс. Затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова решил получить самую высокую профессиональную подготовку – в совершенстве овладеть мастерством композиции, рисунком человеческой фигуры в любых положениях и ракурсах, досконально изучив пластическую анатомию. Заметим, что Михаил Андреевич был с детства наделен уникальной зрительной памятью. Эта способность позволила ему работать только по памяти. Поэтому в его мастерскую никогда не входил натурщик, хотя большинство картин художника включают немало персонажей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 129 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство