НЕ ДУРЕЙ ЖЕ ПОМИДОРОВ, НЕ ГЛУПЕЙ ЖЕ КОРОВУШКИ В 2003- 04 годах руководитель лаборатории нейропсихофизиологии института им. Бехтерева В.Б. Слезин с помощью записи электроэнцефалограмм установил, что биоритмы мозга активно усваивают музыкальные, световые и цветовые колебания, поступающие извне. Обнаружилось, что однообразно ритмичная музыка (или некое подобие музыки) подавляет интеллектуальную деятельность, как бы опьяняет сознание, выводя его за рамки естественных процессов. Наибольших «успехов» в создании болезненных состояний мозга добиваются исполнители и поклонники стиля «рэп» и так называемая техномузыка. Длительное воздействие подобных антиэстетических факторов вызывает долговременные и даже необратимые изменения как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. И мало того -- антиэстетические воздействия способны менять нравственные основы жизни человека. Не результат ли таких воздействий (как пример, вкупе со множеством других факторов) явно аномальное поведение нынешних футбольных «фанатов»?
Но есть и примеры противоположного воздействия. Доктор филологических наук Татьяна Миронова, занимаясь проблемой нейролингвистического программирования, установила, что можно и очистить человеческую душу, освободив подсознание от разрушительных факторов. Одно из самых эффективных средств -- церковнославянский язык. Именно этот язык, осмысленный святыми учителями словенскими Кириллом и Мефодием как «устроение речи и бытия», по словам исследователя, «как летний дождь, омывает душу незамутненными языковыми смыслами и доброй энергией словесных символов». Эту мысль подтверждает даже сама графика написания каждой буквы, которая имеет свой неповторимый и энергично воз действующий образ. Впечатление, что шрифт этот более тысячи лет назад создавался поистине великим Художником.
И еще самое, пожалуй, удивительное в том, что сегодня это признают отнюдь не любители и пропагандисты церковнославянского языка, а те, кто настроен к нему чуть ни враждебно. Специалисты, разрабатывающие методы программирования для управления массами людей в политических и коммерческих целях очень не любят Православие, Церковь и церковнославянский язык. Татьяна Миронова цитирует выводы таких специалистов: «...Молитвы на церковнославянском языке осуществляют контрсуггестию (то есть препятствуют внушению, защищают человека от воздействий извне), так как фоносематические признаки всех церковнославянских христианских молитв сводятся к определениям -- светлый, нежный, яркий». Иначе говоря, все усилия упомянутых (и очень важных в нынешнем мире) специалистов могут сводиться к нулю православными молитвами. Как же важно, в крайней степени актуально сегодня это знать тем, кто не желает попасть в самый многочисленный разряд «управляемых людей».
Заметим, речь тут идет о мелодике языка, о его скрытых смыслах. Естественно, воздействие произведений искусства с их развитой образной структурой и ясно высказанными смыслами обладает гораздо большими возможностями. И, как ни удивительно, не только на человека. На всю жизнь запомнился -- к сожалению, редко вспоминаемый, -- документальный фильм о воде. С помощью электронного микроскопа на экране крупным планом возникли молекулы воды, и можно было наблюдать собственными глазами, как под действием классической музыки, поэзии, а также молитв, молекулы воды в неторопливом, как бы «грациозном» движении образуют изысканные кружевные узоры наподобие известного изображения снежинок под микроскопом. В основе этих узоров --шестиугольник, но в отличие от снежинок их очертания не остро игольчатые, а плавно округлые, словно бы состоящие из капелек. Известно, что под подобным позитивным воздействием драгоценные кристаллы усиливают свой блеск.
Становится совершенно естественным, что живая природа реагирует аналогично. Давно известно (хотя и говорили об этом посмеиваясь), что при звучании классической музыки лучше наливаются и зреют помидоры. И коровы дают больше молока, когда доение сопровождается прекрасными мелодиями. Представляется, что на стадо лучше влиял сентиментальный и ласковый призыв пастушьего рожка, чем угрожающее хлопанье бича и обычное сквернословие, которыми сейчас чаще всего сопровождается выгон животных.
Ну как посетовать – зачем мы так далеко ушли от «умной воды», из которой сами состоим процентов на восемьдесят? Зачем добились такого отчуждения от естества всего живого, от чего прежде всего сами страдаем болезнями и душевными, и телесными? Почему так мало жалеем всякую живую тварь, которая непрестанно «стенает и мучается»? Думается, все это неизбежно связано между собой, и обеспечивает какое-то в целом неестественное состояние как нашей жизни, так и искусства.
|