Володя, спасибо тебе за отклик, и сам хочу кое-что сказать в продолжение разговора. В самых первых нужно сказать, наверное о том, что то, что "стадо малое" - это не причина для радости и бахвальства, а причина для глубокого сожаления. То, что стадо малое - это настоящая беда, и задачей Православия несомненно является то, чтобы все люди познали истинного Бога, "иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити". Православие содержит Истину, а вот как пользуются люди этой Истиной - это как раз и есть вопрос обсуждения этой темы. Ветхозаветную Церковь тоже устроил Господь, она тоже была истинной, - и как распорядились нею израильтяне, народ, избранный для и ее хранения? А ведь они так же вправе были думать, что Ветхозаветная, т.е. в том числе и их Церковь была правильной, они вправе так же были говорить, что содержащаяся в их Церкви вера была правая, но вот какова была сама их вера по существу? Вот в чем вопрос. Вопрос в том, что они имели возможность приобщаться к истинной вере, но вот как они распоряжались этой возможностью, и что делали для сохранения и укрепления правой веры?
Свою веру внешне мы проявляем в делах, ибо без дел она мертва, и нужно сказать, что в частности, через то же печатание сообщений в форумах она вряд-ли оживится. Проявление веры необходимо прежде всего в реальной жизни, и именно поэтому для нас должен быть очень тревожным знак, что тот же ислам "на сегодняшний день внешне пассионарнее православия". И если мы не понимаем значения этого тревожного знака, значит о нас, как о потенциальных участниках в общественной пользе, можно просто забыть.
Мы просим в молитве Господней: "да приидет царствие твое ...". Замечательное и торжественное толкование на это место молитвы дает "сербский Златоуст" свт. Николай (Велимирович), толкование, я бы сказал, - согласно насущнейшим нуждам нашего времени: "да приидет Царствие Твое; Да приидет Царствие Твое, о, Великий Царь! Нам опостылели цари, лишь мнившие себя более великими, чем другие люди, а ныне лежащие в могилах рядом с нищими и рабами. Нам опостылели цари, объявившие вчера о своей власти над странами и народами, а сегодня плачущие от зубной боли! Они вызывают отвращение, как тучи, приносящие пепел вместо дождя. "Смотрите, вот мудрый человек. Дайте ему корону!" - кричит толпа. Короне все равно, на чьей она голове. Но Ты, Господи, знаешь цену мудрости мудрых и власти смертных. Нужно ли мне повторять Тебе то, что Тебе известно? Нужно ли мне говорить, что самый мудрый среди нас властвовал над нами безумно? "Смотрите, вот сильный человек. Дайте ему корону!" - снова кричит толпа; это другое время, другое поколение. Корона безмолвно переходит с головы на голову, но Ты, Всемогущий, знаешь цену духовной силы возвышенных и власти сильных. Ты знаешь о слабости сильных и власть предержащих. Мы, наконец, поняли, претерпев страданье, что нет другого царя, кроме Тебя. Наша душа страстно желает Твоего Царства и Твоей власти. Скитаясь повсюду, разве не достаточно обид и ран получили мы, живые потомки на могилах малых царей и руинах царств? Теперь мы молим Тебя о помощи. Пусть появится на горизонте Твое Царство! Твое Царство Мудрости, Отечества и Силы! Пусть эта земля, что была полем битвы тысячи лет, станет домом, где Ты хозяин, а мы гости. Приди, Царь, ждет Тебя пустой престол! С Тобой придет гармония, а с гармонией - красота. Все другие царства противны нам, поэтому и ждем сейчас Тебя, Великий Царь, Тебя и Твое Царство!"
Просто дух захватывает от таких слов! И один из акцентов этого толкования и в том, что и здесь, на нашей современной земле может устраиваться жизнь по воле Божьей! Митр. Вениамин (Федченков), комментируя слова молитвы "да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли", говорит: "Но когда мы просим, чтобы и на земле была воля Божия, воля Бога, воля небесная (а на небе нет иной воли, кроме Божией: в Едином Боге, в ангелах и святых), то в конце концов мы хотим того, чтобы на земле было, как и на небе, по-Божьи. Значит, в сущности, мы желаем, чтобы всё и здесь творилось, как угодно Богу на небе". Творилось "как угодно Богу" не только в наших душах, но и в том внешнем мире, в котором мы живем и на который мы имеем влияние. И как раз через такой "внешний мир" мы и можем адекватно понимать, и значит контролировать, - очищаемся ли мы действительно от страстей, или просто пребываем в фантазиях, сами этого не понимая. "Широкий путь" не в том широк, что ведет к благосостоянию и благополучию, а в том, что движется страстями. Бог есть не только Жизнь, но Он же и Творец. Творец ли беспорядка и неблагополучия? Да не будет! Бог Творец порядка и благополучия! И поэтому наше неблагополучие и расстроенность, будь то внутри или вовне, - последствие только нашего выбора и наших действий. Часто неблагополучие полезно, но полезно только с той целью, чтобы даровать нам благополучие. "Верую видети благая господня на земли живых", - говорит нам через века царь и пророк Давид, и неразумны мы будем, если не будем и надеяться на это, и трудиться для этого в реальной жизни, обустраивая и нашу внутреннюю жизнь, и нашу жизнь внешнюю.
|