www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 28 май 2018, 01:44

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 дек 2012, 13:39 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Важный вопрос, как мне кажется, затронул участник форума Волков, хоть и по другому поводу. Имею в виду духовное образование человека, - что это такое в принципе? Как оно должно должно происходить в принципе, и как происходило на самом деле в истории человечества?

Начать хотелось бы с того, что определить, что вообще мы понимаем под этим словом? Как мне представляется, понятие образования происходит от слова "образ", т.е.:
1) вид, облик, внешние очертания, форма' (греч. μορφή, ε〨 δος). Например, в Поучении Владимира Мономаха: «Како образи розноличнии въ человеческыхъ лицих аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образъ». В Слове Даниила Заточника: «Образъ твои государевъ красенъ и лице твое светло». В Хронике Георгия Амартола: «Огнь явися на небеси, яко образъ копiиныи (ώς ε〬 δος λόγχης» [т. е. копья. — В. В.];
2) изображение, статуя, портрет, икона, отпечаток (ε〨 κών, стадо)' 【κμαγεĩον; 〄 ντίτυπος;
3) лицо, физиономия;
4) чин, сан, состояние, свойственное тому или иному социальному положению, особенности вида и быта;
5) образец, пример;
6) символ, знак или зна́мение;
7) способ, средство, манера


И следовательно под процессом образования, как мне кажется, прежде всего нужно понимать процесс возможного отождествления человека с его Первообразом. Участвуют в этом процессе как сам т.ск. образующийся, так и внешние по отношению к нему силы и факторы, что-то зависит от самого человека, что-то зависит от внешних сил и факторов, а что-то - от их совместного и сопряженного труда. И вот попытаться разобраться во всем этом, я и предлагаю в этой теме.

Для начала приведу уже упоминавшуюся у нас статью митр. Илариона "Проблемы и задачи русской православной духовной школы", а так же слова из статьи с ответами проф. А.И. Осипова, так же уместные в этой теме:

- В чем в настоящее время заключается творческое развитие догматического богословия?

- Развитие догматического богословия имеет два совершенно различных подхода. Один заключается в том, что откроет нам новые истины, о которых мы сейчас еще не знаем и о которых Церковь еще не говорила. Такой подход свойствен Католической Церкви. Другой гласит, что развитие догматического богословия не в том, что мы откроем новые истины, а в том, чтобы понять как следует то, что, как нам кажется, мы уже знаем и понимаем. И здесь — необозримое море проблем. Укажу на одну из них: вся наша богословская наука построена на началах западной (католической и протестантской) Богословской мысли. Причина проста: Киево-Могилянская школа, открытая в 1613 году, вся была, один к одному, списана с западных школ. Все учебники были прозападными, лишь выброшены были оттуда отдельные элементы и термины вроде «папы», «чистилища» и «филиокве». Остальное — все католическое.

Когда в 1756 году открылась Славяно-Греко-Латинская Академия, только первые пять лет в ней преподавали православные греки братья Лихуды. А уже в 1700 году Петр I специальным указом упраздняет даже греческий язык. И повелевает завести учение латинское.

Все учебники у нас из Киево-Могилянской школы. Схоластика, методика, интерпретация христианских истин — в западном юридическом и правовом толковании. Ключевым вопросом является вопрос о спасении. В чем заключается спасение, осуществляемое Христом, и спасение, осуществляемое человеком? В снятии вины за грехи. Христос снял вину за первородный грех, а мы своими делами добра и милосердия можем снять вину за собственные грехи. В протестантизме пошли еще дальше. Там Христос снял вину за все грехи -первородный и личные: прошлые, настоящие и будущие. Вот суть западного понимания спасения: снятие вины.

Что пишут святые отцы существо спасения человека заключается в исцелении его от тех ран, которые он нанес сам себе своими -грехами. Не вину снять (а сам каким был, таким и остался), а исцелить человека от его лицемерия, лукавства и прочих грехов. Обратите внимание на католическую идею сверхдолжных заслуг. Чтобы иметь заслуги, нужно делать то-то и то-то. И я уже не фунт изюма: я заслужил! А Господь что говорит? Если и исполните повеленное вам, поймите, что вы рабы неключимые. Что мы можем сделать?

Итак, в Православии понимание спасения заключается в том, что Господь Своей Жертвой исцелил в Самом Себе природу человека. А мы покаянием и христианской жизнью должны открыть Богу возможность действовать в своей душе и исцелять ее.

Догматическое развитие в православном понимании началось практически только с конца XIX века, когда стали переводить святых отцов на русский язык. Санкт-Петербургская, Московская и Казанская Академии распределили между собой св. отцов и начали их переводить. Святитель Иларион Троицкий написал статью, разделив текст на два столбца: св. отцы пишут — догматика митрополита Макария утверждает… Одно исключает другое! Вот где требуется большая, но очень осторожная догматическая работа.


- Будь Ваша воля, какие бы Вы предметы упразднили в семинарии?

- Я бы отвел больше времени тому, чему оно почти совсем не уделяется. Мы все присутствуем за Богослужением, но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А раньше и в простом народе было много людей, знавших, что такое умная молитва. На моих глазах произошел случай. К одному немолодому и очень опытному священнику пришла простая деревенская женщина, как это обычно бывает, с великой скорбью. Он посоветовал ей читать Иисусову молитву как можно чаще. Примерно через год она пришла и прямо упала в ноги священнику: «Батюшка! Что Вы сделали! У меня в жизни теперь такая радость, что я просто слов не нахожу!» Я помню, как священник тот сказал, что это очень редкий случай. Что очень многим он говорил об этом, но почти никто не следует его совету. Смотрите, что стало с той, которая последовала его совету! Я убежден, что нужно придумать что-то, чтобы мы занялись практической духовной жизнью. Мы не занимаемся ею совершенно. У тех же католиков есть практика: сегодня ты ректор, а завтра тебя поставили дворником. Или иезуиты: сегодня ты должен пойти и вернуться не раньше, чем в 19.00, но ты обязан трижды в день поесть, но не у своих знакомых. И начинается пытка. Так приучают относиться равнодушно к человеческим страстям. Вот бы и нам научиться не отвечать на каждое слово десятью, не осуждать и т. п. Давайте минуты две помолимся от души — это нам не помешает. Но у нас нет этих практических занятий. Мы — компьютеры, которые загружаются различной информацией. А правило таково: кто не молится своей частной молитвой, тот никогда не помолится и в храме. Поэтому призываю как можно чаще обращаться к Богу. Надо себя воспитывать. Если духовная школа не научит человека молиться, то грош цена такой духовной школе. Ничего духовного в ней нет.

Религия — это связь с Богом, а как она осуществляется? В молитве. Вот первое, на что я бы обратил внимание.

Во-вторых, я бы сократил изучение языков. Они больше всего отнимают времени у людей. Говорят: не будешь знать языков — как будешь читать святых отцов? А хотел бы я спросить, знаете ли вы человека, который бы прочитал их всех на русском языке? Ведь на русский их переведено с избытком. А мы начинаем спорить о соловьиных язычках! Мы отнимаем драгоценнейшее время, которое учащиеся могут употребить на приобретение знаний по важнейшим Богословским дисциплинам.

Затем, я считаю нужными какие-либо практические занятия по изучению аскетических творений святых отцов. Они открывают нам духовную жизнь, и этому мы должны посвятить достаточно времени и внимания.

В отношении истории скажу, что ее можно сократить, особенно те моменты, которые мало относятся к основной Богословской цели. Я уже говорил, что наука ради науки — это страшное дело. И так я подошел бы ко всем предметам. Время обучения очень короткое, мы должны быть целенаправленными. Пять лет пролетят, как миг.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 мар 2014, 14:03 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4394
Хорошие слова о том, как богословие влияет на мировоззрение, и в конечном счете на образ жизни.

«Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс»
Алексей Князев

"Исход спора «паламитов» и «варлаамитов» определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство