Павел Ковш: «Евангельское мировозрение, которое в полной мере стяжали вышеозначенные отцы и многие другие ещё не канонизированные Церковью, например, Митрополит Антоний Суражский, - вот это самое Евангельское мировозрение даёт нам и "понятийный аппарат" и "инструмент" для духовно-нравственного анализа тех или иных событий. Это уже над Социальной концепцией, которая есть только "вступительная часть", "введение" так сказать, перед началом церковно-духовного пути к Евангельскому мировоззрению».
"Понятийный аппарат" можно позаимствовать у наших современников: Отец Гавриил Угребадзе (теперь это Грузинская православная церковь)
Отец Николай Гурьянов (Русская православная церковь):
Четыре русских старца XX века (помимо Николая Гурьянова и Гавриила Угребадзе ещё архимандрит Иоанн Крестьянкин и архимандрит Кирилл Павлов):
Патриарх Сербский Павел (Сербская православная церковь):
Ну и конечно же Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит (Греческая православная церковь): ____________________________________________ А как Вам такой подход? Недавно в издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). В книге повествуется «о рождении Иисуса» и связанных с ним событиях, а в завершении «сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера». И то, что это «инструмент-подход» вполне конкретного разрабатываемого направления в просвещении подтверждается следующими словами митрополита Илариона: «В своей книге я говорю, что для того, чтобы понять Евангелие и ту Личность, Которая стоит за ним, - Личность Иисуса Христа - мы должны всегда использовать два ключа. Это как сейф, который закрыт на два замка: если у вас есть только первый ключ, вы его не откроете, если только второй - дверь все равно останется закрытой. Первый ключ - это уверенность в том, что Иисус Христос был реальным историческим персонажем, что Он был человеком со всеми присущими человеку чувствами, эмоциями, переживаниями, то есть так называемыми бесстрастными страстями, как говорили святые отцы. Человек, Который был способен радоваться и плакать, уставать, гневаться, - все это в Евангелии есть... Иисус Христос - реальный живой человек, и это первый ключ. Второй ключ - это вера в то, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. И только в этом свете приобретает смысл и значимость все то, о чем мы читаем в Евангелии: чудеса Христа, Его притчи, а самое главное - история Его страданий, смерти и воскресения» - утверждает автор продолжая- «Я действительно задумал ее как биографию Иисуса Христа… …для меня основным фокусом, основным центром этой книжной серии является личность Иисуса Христа, Его облик… …психологический портрет», …черты Его характера, особенности речи... В содержание книги наряду с многочисленными другими, включено рассмотрение и таких, например, вопросов как: существовал ли Иисус; авторитет свидетелей, обстоятельства рождения; «родители», «братья и сестры»; детство и отрочество, воспитание и образование; внешность; рацион; безбрачие; черты характера: эмоциональность, удивление, жалость и сострадание, радость, чувство юмора, наблюдательность, гнев, кротость и смирение, слезы, смущение, скорбь, тоска; любовь и дружба; особенности речи и т.д. И все это – как и многое другое скажем так - «элементы» «понятийного аппарата» - выбранного митрополитом Иларионом направления просвещения?
|