www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 10 дек 2019, 21:49

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Каким по-Вашему должно быть церковное пение?
Только знаменный распев 23%  23%  [ 3 ]
Возможно совмещение того и другого 77%  77%  [ 10 ]
Только партесное пение 0%  0%  [ 0 ]
Всего голосов : 13
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 апр 2005, 15:47 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2005, 12:08
Сообщения: 5
Откуда: Беларусь
Сегодняшнее православное богослужение стало слишком слащавым и сентиментальным. К сожалению слишком мало регентов,имеющих достаточно вкуса, чтобы из огромного моря партесных сочинений выбрать достойные песнопения, которые не разрушали бы смысла богослужения и не мешали своей "оригинальностью" возносить молитву.
Как вы считаете, можно ли сегодня вернуться к истокам древнерусского певческого искусства и исполнять богослужебные песнопения знаменным распевом?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 апр 2005, 16:08 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Когда люди невоцерковленные, но имеющие музыкальное образование и певческие данные, приходя в церковные хоры, сразу пытаются петь знаменным распевом – чувствуется фальшь. Мне кажется, лучше этого не делать. Для такого пения требуется хоть в какой-то степени жить так, как жили древние христиане, необходимо достичь определенного духовного уровня. Хотя сам по себе знаменный распев - это и есть то, что больше всего хотелось бы слышать в Храме. Для меня наиболее смущающим моментом в церковных песнопениях является отсутствие единого стиля и постоянства в богослужении. Мешает, отвлекает постоянное чередование разнообразных напевов, от романтически-сентиментально-оперных до знаменного. Причем все это умещается в одной службе, постоянно обновляется, показываются все новые и новые варианты, отчего церковное богослужение приобретает черты концерта.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 апр 2005, 21:15 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
У меня особенное, трепетное отношение к знаменному распеву. В самой большой в мире старообрядческой общине Поморского согласия - Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине много лет пела на клиросе моя, уже покойная, тётя Таисия. Я часто присутствовал за старообрядческим богослужением с его знаменным клиросным пением, держал в руках старинные книги в кожаных переплётах из самой большой книжницы - хранилища старопечатных книг общины. В 2000г. Господь сподобил меня присутствовать на удивительно красивой службе совершённой старым обрядом в Успенском соборе Московского Кремля. Я представлял Белорусскую Православную Церковь на конференции РПЦ, посвящённой 200-летию учреждения Единоверия. Естественно меня, как настоятеля, радует появление за богослужением песнопений исполняемых знаменным распевом.

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 апр 2005, 22:46 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 13:18
Сообщения: 922
Откуда: Минск
Для меня любые православные песнопения, получившие благословение Церкви к употреблению за Богослужением и исполняемые церковными хорами молитвенно и с благоговением - приемлемы в храме Божием. Главное, чтобы песнопения не отвлекали прихожан от молитвы своей "красивостью". Существует обоюдная связь между священнослужителями и церковными хорами с одной стороны и прихожанами с другой. Если Богослужение в храме проходит без усердия священнослужителей и без молитвенного пения хора - люди уйдут из такого прихода в другой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2005, 11:06 
Не в сети
участник
участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2005, 10:49
Сообщения: 15
Откуда: Минск
Хор существует для прихожан, для богослужения. Всегда должна быть привязка к местности и данным традициям. Поэтому всякие резкие революционные преобразования вызовут лишние, совершенно ненужные недоумения и вопросы. А в церковной жизни это крайне опасно. И здесь главный принцип – не навреди. Всякие преобразования должны происходить постепенно, в очень длительный период времени. Пение не должно отвлекать от молитвы, должно усиливать воздействие, а не мешать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2005, 11:57 
Не в сети
участник
участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2005, 10:49
Сообщения: 15
Откуда: Минск
Хочу сказать об очевидных человеческих ошибках большинства церковных хоров. Нельзя допускать соревнований амбиций регентов. Мне кажется, именно для того и задумываются в основном все реформы и новшества, чтобы при встрече сказать: - Как! Вы все еще поете по-старому? А мы вон как! Мы лучше!
Думаю, для начала нужно научиться петь чисто и тщательно. И петь всем, чтобы звучала не группа великих солистов, а группа хористов. Это включает в себя не только интонацию, но и знание порядка каждой службы всеми хористами, а не только регентом и уставщиком. И вот тогда только весь хор будет полноценно участвовать в церковной службе. И тогда исчезнет паника и судорожные поиски новых номеров с извечным вопросом – а что поем? Но и, само собой разумеется, весь хор должен быть воцерковленным. Поскольку неверующий певчий (не исповедующийся и не причащающийся) – это нонсенс. После выполнения этого необходимого минимума, если останется время жизни на реформы и новшества, – вот тогда они действительно уже будут осмысленны, выстраданы, подготовлены всем жизненным опытом. Только тогда (если еще будет желание и потребность) они естественно, без всяких революций и потрясений, с Божьей помощью, приобретут какие-то новые формы. И тогда каждый хор для своих прихожан будет считаться лучшим в среде равных, а регент, взрастивший такой церковный хор, получит свою заслуженную благодарность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2005, 22:48 
Не в сети
участник
участник

Зарегистрирован: 26 апр 2005, 22:40
Сообщения: 11
Могу сказать, что возродить древнерусское пение возможно. Но для этого нужны
1) профессионалы в пении
2) благоговейные, верующие люди.
Если не будет чего то одного, то все развалится. Хотя при помощи Божией, можно достичь профессионализма со временем. Было бы желание.

Основное предназначение пения - это молитва. Молитва в звуке. Просто если мы будем продолжать использовать партес как основной, так скажем, стиль, то мы дальше уходим от молитвы и превращаемся в концертный зал. Древнерусское пение, как мы знаем тоже может быть не хуже партеса по "красивости". Но оно более соответствует святоотеческому пониманию молитвы. Можно сравнить это как "духовность" и "душевность". Как угодно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 апр 2005, 15:30 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 16:17
Сообщения: 6
Откуда: Минск
Загляните в тему ПЕВЧИЕ, я там пишу то, что могла бы высказать и по данной теме


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2005, 19:56 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2005, 19:48
Сообщения: 3
Откуда: Петроград
Христос воскресе!
протоиерей Игорь писал(а):
Естественно меня, как настоятеля, радует появление за богослужением песнопений исполняемых знаменным распевом.

Отец Игорь, благословите.
А нет ли у Вас информации для "знаменной карты", проектируемой у меня на сайте? А то, по слухам, в Белоруссии немало храмов со знаменным пением.
Воистину воскресе Христос!

_________________
Вячеслав

mailto:kryloshanin@narod.ru
http://kryloshanin.narod.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2005, 22:43 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Уважаемый Вячеслав. Мы постараемся помочь Вам и собрать для "знаменной карты" сведения. Насколько я знаю даже в Минске есть приход, в котором за богослужением звучит преимущественно знаменный распев. Это приход в честь Рождества Иоанна Предтечи, который строит главный храм, а сегодня служит в маленькой церковке святых прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. В Свято-Покровском соборе г. Минска, кроме знаменного распева, звучит распев Валаамского монастыря, что очень тронуло Святейшего Патриарха Алексия II при его посещении храма. Все эти сведения мы перепроверим и уточним.
На нашем сайте в ближайшее время мы разместим большую статью известного в Беларуси регента Денисовой о знаменном распеве и о трагической замене его партесным пением.

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2005, 22:21 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2005, 19:48
Сообщения: 3
Откуда: Петроград
протоиерей Игорь писал(а):
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Воистину воскресе Христос!
Цитата:
Все эти сведения мы перепроверим и уточним.
На нашем сайте в ближайшее время мы разместим большую статью известного в Беларуси регента Денисовой о знаменном распеве и о трагической замене его партесным пением.

Можно попросить Вас сообщить обо всём этом мне по почте? А то, боюсь, не скоро ещё окажусь снова на вашем сайте.

_________________
Вячеслав

mailto:kryloshanin@narod.ru
http://kryloshanin.narod.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 авг 2005, 13:32 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр 2005, 15:06
Сообщения: 1
Знаменный распев — это целый культурный пласт русской медиевистики. Лично для меня как педагога музыкальной литературы, это явление представляется интересным с художественной и музыкальной точки зрения. Есть много литературы научного толка, по-разному рассматривающей знаменный распев, исследующей его стилевые особенности. При этом существуют весьма противоречивые мнения по поводу исполнения этих распевов. Одни придерживаются мысли, что следует петь в строго равномерном ритме, иначе — ровными длительностями. Другие считают, что соблюдение ритма обязательно. При этом в отношении темп исполнения знаменных распевов также попадает в поле разногласий. Ясно только то, что уже не возможно узнать, как на самом деле звучали крюковые распевы. Ведь сохранились лишь крюковые записи, есть их расшифровки, но нет даже письменных описаний их реального звучания. А сохраняют ли монастыри первозданные традиции пения? Скорее всего, что нет. Ведь уже c XVIII века на Руси торжествует новый партесный стиль, который постепенно распространяется по всем храмам, в особенности приходским. Именно партесное пение оказалось намного проще, легче для восприятия и запоминания, нежели сложный и учёный знаменный распев. Но, как известно, архиманд-рит Матфей (Мормыль), вот уже более 40 лет руководящий хором Троице-Сергиевой лавры, первым в застойное советское время начал возрождать знаменный распев. Сегодня, в начале нового тысячелетия, не проходит ни одного фестиваля духовной музыки, где не звучал бы знаменный распев, нет ни одного профессионального церковного хор, который не обратился бы к этому высоко духовному явлению. Но при всём при этом, знаменный распев для нас остаётся тем культурным феноменом, познать который до конца невозможно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 авг 2005, 21:34 
Не в сети
участник
участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 авг 2005, 11:25
Сообщения: 12
Знаменное пение включенное в богослужение воспринимается абсолютно чуждым элементом. Обиход несмотря на всю его шансонную минорность, тем не менее, сочетается с красивой авторской хоровой музыкой, такой как произведения Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, ну и других побарочнее и повитиеватее. Можно искренне не любить это бездуховное творчество, но к нему привыкли и есть даже святые (новомученики) большие поклонники этого искусства (как есть поклонники "афонской иконописи", слащавой итальянской живописи синодального периода). Поэтому для знаменного пения нужна полностью другая среда, как у старообрядцев. Чтобы и всенощная была с 15.00 до 21.30, и литургия с 7.00 до 11.00, обязательно чтобы и чтение было бы с погласицей, а не с завываниями или бормотанием, наподобие кришнаитского. Причем на каждый вид текста своя погласица. Вот тогда это будет действительно хорошо, только прихожане разбегутся, зачем им духовное им душевное и коротенькое подавай. Так что я против включения в службу знаменного пения, зачем его портить, его все равно никто не восприимет. Может быть в монастырях, только обязательно единоверческих, или в единоверческих храмах, это было бы действительно хорошо, а так только знаменное пение унижать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 сен 2005, 09:35 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
Я бы не сказал, что вкрапленные в современную службу песнопения, исполняемые знаменным распевом, воспринимаются как ЧУЖДЫЕ. Но очевидно, что они воспринимаются как ИНЫЕ. Я думаю, что даже те, кто не знает, что такое знаменный распев, интуитивно чувствуют, что это какие-то высокодуховные, старинные ЦЕРКОВНЫЕ песнопения. Согласен, что они выпадают из общего строя партесного пения, но не как провальные места службы, а наоборот как акценты в этой службе. Исполняемые сегодня «знаменные» песнопения – это всё-таки стилизация. То есть взгляд на распев с современных партесных позиций. Поэтому их легче воспринимать в таком виде современному прихожанину. Но привыкшее к иному церковному пению наше ухо вряд ли сегодня выдержит очень тяжёлое, монотонное и длинное знаменное пение. Требуется подготовка.

Мне приходилось очень много раз бывать на старообрядческих службах. В первые минуты охватывает неописуемый восторг от древности, духовности, истинности. Но через час – полтора, начинаешь тяготиться от однообразия и монотонности. Начинаешь замечать некрасивости и неточности. Очевидно, что большую роль играет привычка.

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 сен 2005, 09:41 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2005, 12:45
Сообщения: 1447
Откуда: Беларусь
Существует другая крайность. Когда я участвовал в московской конференции по единоверию – пришлось выслушать много докладов посвящённых знаменному пению. В этих докладах единоверцы постоянно говорили о том, что именно этот распев мы услышим в раю, ибо именно так поют ангелы. Возражения, что Господь слушает наше сердце, а не уста, и для Него не имеет значение ни язык, на котором мы с Ним говорим, ни мелодия, с помощью которой мы Его славословим, - не воспринимались.

_________________
... яко с нами Бог!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство