www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 16 окт 2018, 03:05

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВОПРОС К ОПЫТНЫМ ИКОНОПИСЦАМ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 май 2007, 18:26 
Не в сети
новичок
новичок

Зарегистрирован: 21 май 2007, 18:09
Сообщения: 3
Откуда: минск
Можно ли одновременно заниматься и иконописью. и живописью?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 май 2007, 09:24 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 13:18
Сообщения: 922
Откуда: Минск
Хоть я и не иконописец, но знаю, что есть среди них "многостаночники". Например, Александр Кресс.

_________________
Спаси, Господи!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: вопрос к опытным
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2007, 17:22 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
САЛ писал(а):
Можно ли одновременно заниматься и иконописью. и живописью?


Когда вижу художника, который совмещает эти вещи – почему-то грустно. Остается ощущение, что человек не понял еще, не почувствовал, не вошел в прекрасный мир канонической иконы. Увидев эту красоту, чистоту, радость иного мира, которую являет собой икона – не хочется возвращаться в мир противоречий, в мир видимый, материальный. Особенно, если постоять перед древними подлинными иконами (в Третьяковке, например) – честное слово не хочется «спускаться с неба» и возвращаться к станковой живописи, пусть даже самой распрекрасной из собрания той же Третьяковки. Хочется нести в себе эту Гармонию, пытаешься сохранить подольше радость встречи со святостью. Кажется, выше и полноценнее этого чувства ничего и не бывает.

Кроме того, иконописание (если, конечно, относиться к этому делу глубоко, серьезно) требует полной отдачи, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. Ведь принципы классической живописи прямо противоположны принципам канонической иконы. Если кому-то не совсем понятно, о чем я говорю - можно еще раз перечитать сравнительный анализ отличий классической живописи от иконописного канона, который сформировался молитвами и подвигами святых отцов – и станет понятно почему говорю так.

Впрочем, это только мое отношение к иконе, мое состояние. Понимаю, что мнение слишком радикальное, но на сегодняшний день думаю так.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: вопрос к опытным
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2007, 21:26 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 13:18
Сообщения: 922
Откуда: Минск
Ольга Игоревна писал(а):
...Понимаю, что мнение слишком радикальное, но на сегодняшний день думаю так.

Спаси Вас Господи, Ольга Игоревна, за подвиг иконописания!

Мнения у всех нас разные, слава Богу, но Ваша позиция не может, наверное, считаться, единственно правильной. :? :wink:

Ведь и среди монахов есть поэты, писатели, учёные, политики (епископат волей-неволей вынужден участвовать в социальных процессах).

Поэтому пусть все, кто желает, занимаются всем, чем желают, лишь бы никого не вводили во искушение и не теряли своего спасения.

_________________
Спаси, Господи!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: вопрос к опытным
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2007, 15:56 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
священник Олег писал(а):
Мнения у всех нас разные, слава Богу, но Ваша позиция не может, наверное, считаться, единственно правильной. :? :wink:

Ведь и среди монахов есть поэты, писатели, учёные, политики (епископат волей-неволей вынужден участвовать в социальных процессах).

Поэтому пусть все, кто желает, занимаются всем, чем желают, лишь бы никого не вводили во искушение и не теряли своего спасения.


Согласна с Вами. Высказывая свое мнение по этому вопросу, ни в коем случае не имела в виду, что мое внутреннее ощущение может быть единственно правильным. :D Это было бы смешно.

Думаю, что заниматься можно чем угодно, но иконописание – крайне трудоемкое дело и у меня, да и у многих иконописцев просто не остается ни времени, ни сил на что-то другое. Переключиться, отдохнуть – можно и необходимо, но, на мой взгляд, живопись слишком похожее занятие. Кроме того, читала (не могу вспомнить где), что человек, дерзающий писать святые лики не должен ни писать, ни рисовать человеческие лица. Не потому, что нельзя, а потому что не полезно. Это мешает иконолписанию (речь идет только о канонической иконе, разумеется). Приемы, способ формообразования свойственные станковой живописи, содержание портрета (пусть самого прекрасного человека, но все-таки еще не преображенного) – мешают умозрительному, символическому языку иконы. Вот такой двойственности не должно быть. Не потому что грешно, но потому что это мешает чистоте восприятия и изображения святых ликов. Правило такое или рекомендация – не помню, читала очень давно, но понимаю о чем речь и согласна с этим опытом.

В целом же считаю, что академический рисунок и живопись дают необходимые профессиональные навыки для более высокого занятия – иконописания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2007, 18:16 
Не в сети
новичок
новичок

Зарегистрирован: 21 май 2007, 18:09
Сообщения: 3
Откуда: минск
Очень благодарен отозвавшимся на мой вопрос.
И, честно говоря, получив ответы - понял некорректность постановки его.
"Можно" или "нельзя" - слова в данном случае не совсем подходящие.
Запретов может быть и нет, но то, что такой вопрос возник говорит о состоянии человека его задаввшего - раздвоен, не глубок, осуечен. и дело, наверное, не во мнениях, а во внутреннем самоощущении.
Еще раз спасибо.
Простите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2007, 17:16 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2005, 11:28
Сообщения: 66
Откуда: Минск
Можно ли иконописцу заниматься обычной /светской/ живописью? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не существует. И утверждение, и отрицание имеют свою, весьма убедительную аргументацию.

Утвердительный ответ.
Воспользуемся сравнением. Поэт, кроме своей основной поэтической стези, может писать прозу, драму, публицистику, научные труды. А.С. Пушкин - самый яркий тому пример. И он нас убеждает, что автор всегда очень четко различал, что он пишет, не перенося особенности и законы одного вида творчества на другой. Примечательно и то, что все виды и жанры, созданных поэтом произведений, имеют отпечаток его личности. И в то же время никогда не смешиваются друг с другом.
Так и живописец, занимаясь различными видами живописи, должен четко осознавать, что он делает, подчиняясь законам определенного, конкретного вида искусства.
В пользу утвердительного ответа свидетельствует и то, что для создания любого изображения требуется владеть общей изобразительной грамотой: понимать пропорциональное и анатомическое строение человеческого тела, пройти школу изучения природы, красоты ее форм и цветовых созвучий. Освоение компонентов изобразительного мастерства дает возможность как бы оторваться от них, чтобы перейти в систему иконописных канонов.
Если же художник не способен к такому отрыву, то его иконы могут быть слишком "натуральными", весомыми, грубыми и вещественно зримыми — то есть не соответствовать законам искусства духовного.

Отрицательный ответ
Да, при общей основе изобразительной грамоты, слишком велики различия между светской и духовной живописью. Эти различия делают их в значительной мере противоположными, сколь противоположны мирская жизнь и духовное делание, житейская суета и молитва. Не только специфика мастерства, но и мировоззренческие основы тут различны. Может ли один художник иметь два различных мировоззрения? Не губительно ли тут раздвоение личности? У многих нынешних иконописцев есть базовое художественное образование. Они владеют светским искусством, но отказываются от него в пользу искусства духовного в виду огромности задач, стоящими перед ними на этом поприще. При определенном уровне творческого и духовного развития совмещение становится невозможным и неприемлемым. Так великий Дионисий создал прижизненный портрет святого Кирилла Белозерского. Но этот замечательный эпизод не определил творческой стези непревзойденного мастера духовной живописи.
Но для многих художников на этом пути есть свои опасности. Отказавшись полностью от работы с натуры (что необходимо в светской живописи) можно впасть в мертвый схематизм, в механическое повторение одних и тех же форм и приемов. Кстати, такая творческая деградация может и не осознаваться самим художником. Но эстетически и духовно чуткие люди – и в их числе могут быть вовсе не художники — с очевидностью воспримут несовершенство подобных икон. Ущерб несовершенства уничтожает любое искусство - как светское, так и духовное.

А в чем, конкретно, разница?
Об этом много специальной литературы. Но не помешает еще раз вспомнить основные отличия между светской академической живописью (условно скажем «картиной») и искусством иконы.
Для картины характерны: объемность и пространственность, доходящие до предметной иллюзорности, в картине действует определенный внешний источник света, создающий контрасты тона, цвет насыщен оттенками и рефлексами, изображение строится по правилам прямой перспективы.
В иконе решающую роль играют линия и силуэт, преобладает локальный цвет с ярко выраженным символическим значением, используется обратная перспектива в трактовке пространства.
В целом, если в картине изображается мир тварный, чувственный, душевный, то икона изображает мир горний, бесплотный, духовный. Но все упомянутые различия вспомогательны. Они необходимы, чтобы выразить разницу смыслов. Эти смыслы обнаруживаются в том, что при создании картины художник руководствуется своим личным мировоззрением, всегда обусловленным конкретным временем. Иконописец выражает мировоззрение Церкви, восходящее к вечности. В картине ценится творческий поиск, новизна. В иконе — традиция, канон.

Наконец, все перечисленное необходимо для достижения принципиально разных целей: картина служит эстетическому познанию мира и человеческой души, учит распознанию добра и зла, воспитанию добрых чувств, икона — "инструмент" спасения души, помощь в восхождении к Богу.
Строго говоря, иконопись не есть некий вид творческой дельности в ряду других. (С творческим подходом можно и платье сшить) Духовное искусство есть непосредственное, молитвенное служение Богу и людям в деле спасения.

Не противопоставление, а взаимопроникновение.
Говоря об иконе, мы имели в виду классику 12-16 веков. Но начиная с 18 в. — времени формирования и развития светского искусства в России — икона испытывает на себе влияние академической изобразительной школы, пришедшей с запада. Можно сказать, рождается новая традиция. Иконописцы начинают использовать масляные краски и холст как основу. Само понимание духовного искусства меняется.
Вместе с тем живопись 19 в. проникновенностью евангельских сюжетов в творчестве А.Иванова, В.Васнецова, Н.Ге, М.Нестерова приблизилась к духовному искусству. Икона в этой традиции обрела свою ценность, о чем особенно убедительно свидетельствует творчество Серафима Чичагова.
И в этом русле сближение духовной и светской живописи стало вполне естественным и возможным в творчестве одного художника.

Громыко Любовь Николаевна,
Искусствовед.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОПРОС К ОПЫТНЫМ ИКОНОПИСЦАМ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 дек 2009, 16:41 
Не в сети
участник
участник

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 14:47
Сообщения: 10
Любовь Николаевна, я от всей души благодарю Вас за обстоятельный ответ. Меня зовут Виктор Довнар, я иконописец. Работы нашей творческой мастерской можно посмотреть на сайте www.ikonique.com. Ведь по сути дела вопрос не простой. Несколько штрихов из личной практики. Я не раз слышал, особенно от преподавателей духовных учреждений и священников, что иконописец не может заниматься другим видом искусства. Это табу само по себе уже несет в себе некий искусственный запрет. Изучая творчество лучших иконописцев Византии, я убедился, что они не просто копировали произведения художников прошлых веков. Прежде всего они изучали натуру. Конечно, особая стилистика иконописного творчества заключена в каноне - что делает икону доступной для понимания любого человека, и что отличает ее от простого (или усложненного) копирования природы. Конечно, первое условие для занимающегося иконописью это его собственная вера, чистота души. Но немаловажную роль играет и талант или художественная подготовка, то есть умение рисовать. Я специально разделяю эти два понятия: талант и подготовка. Человек может быть от Бога, с рождения наделен определенным талантом и для него учеба дается очень легко, даже вне определенных школ. Но есть и такие мастера, которые кропотливым трудом завоевали право называться художниками. И те и другие радуют нас своим творчеством. Раньше, на мой взгляд, иконописью занимались прежде всего монахи. Для них материальное вознаграждение за свой труд не имело значения. Другое дело мирские художники. Например великий Дионисий получал за роспись церкви иногда сумму в размере равном стоимости трех деревень с их жителями. Это позволяло ему кормить семью, закупать необходимые материалы и инструменты, нанимать рабочих. Ведь письмо по сырой штукатурке - весьма сложное дело и одному здесь не справиться. Сегодня, когда большинство иконописцев - это мирские художники, у которых есть семьи. И здесь возникает очень сложная ситуация. Иконопись в наше время оплачивается не так уж дорого. Ведь чтобы стать хорошим иконописцем надо не менее 10-15 лет учиться, работать подмастерьем или накапливать опыт смирившись с обстоятельствами и своей совестью. Согласитесь, за этот срок можно стать хорошим специалистов в другой области и получать приличный заработок. Далее: материалы, инструменты, мастерская - все это очень дорогостоящие вещи. Ведь производство настоящей иконы требует соблюдения всех традиций и натуральных материалов. Ho самое главное все же не в этом, а в таланте иконописца, в его духовном совершенстве. Если иконописец глубоко верующий человек, воспринимает жизнь в Церкви не просто как соблюдение определенных установленных правил (иногда местных, временных традиций), а глубинным осознанием Божественных заповедей, исполнением их не по букве, а по духу; если у него есть определенные способности или талант; если он не представляет свою жизнь вне помощи Божией - тогда кто ему может запретить заниматься чем угодно? Это будет лично его выбор. Здесь важно само произведение - икона. Если иконописец добился в создании образа такого ощущения, что молящийся перед ним наполняется невещественным светом, открывает для себя пространства божественной глубины, мощи и милосердия небес, тогда задача выполнена. Икона будет, по своему предназначению, чудотворной. Ведь, через икону наладится контакт со Святой Божественной энергией, которая очистит душу и тело молящегося перед ней. Но молящийся сам должен быть верующим, сам должен хотеть этого диалога, этого чуда очищения. С уважением Виктор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВОПРОС К ОПЫТНЫМ ИКОНОПИСЦАМ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 дек 2009, 10:57 
Не в сети
участник
участник

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 14:47
Сообщения: 10
Простите, не точно указал свой сайт. Он пишется так: www.ikonique.org


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство