С наступлением Великого Поста в богослужебной практике происходят изменения. Например, меняется система счёта дней седмицы. Если в обычное время (в период пения Октоиха) первым днём седмицы считается воскресение, то в Великий Пост – это понедельник. Меняется порядок чтения кафизм; вообще, чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным.
Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого Поста, например – часовые.
Перед 3-м часом совершают три удара в Постный колокол, перед 6-м - шесть ударов, перед 9-м – девять ударов, а перед повечерием – двенадцать.
К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров - звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине).
В Типиконе прямого указания на эти звоны нет, но в Учебном Уставе протоиерея Константина Никольского (стр. 40 издания 1995 г.) говориться, что «..звон в два колокола ещё бывает:
Перед вечернею и утренею: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы…».
Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то, согласно указаниям «Типикона», «кандиловозжигатель ударяет в древо…» (в качестве благовеста), а к началу часа«..по первом же Трисвятом ударяет в кампан…».
В современном варианте это может быть благовест в постный колокол, поскольку бил теперь не используют, и, затем, в положенном месте, удары в часовой колокол.
В приуготовительные дник Великому Посту, например, в среду и пятницу сырные не совершается литургии, а совершается чтение часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) ещё пока не нужно. На это в «Типиконе» и указывается в 49 гл.: «На часех в кампан не ударяем».
В Прощённое воскресение
К вечерне благовестят в праздничный колокол. После чина прощения – звон в двои.
В понедельник к полунощнице«Знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон гл. 49).
Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например - через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято в Троице-Сергиевой Лавре.
Следующее указание о звонах в «Типиконе» относится к 3-му часу: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь…»
Далее, после указаний на совершение перед началом третьего часа обычного начала:
«Кандиловозжигатель же взем благословение у настоятеля, исшед ударяет в кампан трижды.».
О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же сотворив обычный поклон предстоятелю, и шед ударяет в кампан, шесть крат.».
На 9-м часе: «Кандиловозжигатель взем благословение у настоятеля ударяет в великое древо и собравшееся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час»
И далее, так же как и в начале, после обычного начала «Параэкклесиарх же изшед ударяет в кампан 9 крат и поем час 9-й трипсалмный»
Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются.
С понедельника до четверга первой седмицы на повечериях совершается чтение канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель, и сотворив поклон предстоятелю, и шед биет в било, 12, и собираемся вси в церковь».
В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницуво весь период Великого Поста служится литургия Преждеосвященных Даров.
Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней).
« Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити.»
И ещё:«На блаженнах глаголем Предтечи…Господи помилуй 40 и поклоны 3 великия и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню.».
В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не даётся, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период Поста, если на этот счёт нет каких-либо специальных указаний.
В период Поста не совершаются службы с полиелеем кроме 24 февраля и 9 марта. В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны«Егда же поем поилелей на часех в кампан не ударяем.».
На время Поста не нужно менять характер воскресных звонов. Воскресение - малая Пасха.
На субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается литургия. Следовательно – уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и, соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается и поётся Великий Прокимен.
Каждый воскресный день в период Великого Поста празднуется особо.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную,в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в Типиконе нет, но, в дошедших до нас уставах Московского Успенского и Новгородского Софийского соборов, этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошёл в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
В среду 5-й седмицы«Звон в красныя; такожде и в четверток ко утрени и вечерни.»
Этот праздник именуется иногда «Марьино стояние», поскольку вместе со службой, посвящённой памяти Марии Египетской, вычитывается весь канон Андрея Критского в один приём. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается (по Никольскому) благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».
Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется «Суббота акафиста».
В субботу 5-й седмицы, именуемой «Лазаревой субботой» совершается благовест в праздничный колокол, трезвон - во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет, но есть в чиновнике Новгородского Софийского собора, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.
perezvon.org