www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 27 сен 2020, 21:19

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 243 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 июн 2012, 18:53 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
М.Ф. Бигас. Приходской звонарь до школы и после: возможности и ответственность
Вопросы нравственного выбора встают перед звонарём и в профессиональной сфере. На приходе и в командировке – насколько планируемые служебные действия соответствуют строю православной жизни, верности убеждениям, настолько преодоление неизбежных трудностей станет посильным и полезным, иначе потребуются другие стимулы и мотивация. Пришедшие из другой профессии термины «использовать в тёмную», «подставить» не должны звучать в звонарской среде. Но порой сколько нужно терпения и мужества, чтобы оставлять нашим коллегам возможность доверять и уважать друг друга. Когда сложности грозят низвести человеческие отношения до уровня ожесточённо-партнёрских или командно-административных, мы всё-таки должны стремиться к достижению организационной сплочённости и мировоззренческого единодушия.
Названные проблемы в некоторой мере и характеризуют время, в которое на приходах формируется корпус потенциальных учеников Школы. Не все из них в ближайшее время смогут туда направиться, по причинам организационным, финансовым, психологическим. Но все они должны стать членами Братства звонарей. Что же отличает «домашнее» обучение? Это и постараемся разглядеть с приходской колокольни.
Первоначально службы в Князь-Владимирском храме г. Минска украшались колокольным звоном раз-два в году, посредством привезения школьной учебной звонницы. Пользой для учеников важность первых встреч прихожан с колоколами не исчерпывается. Сначала вокруг колоколов собрались, а потом вокруг священника объединились расположенные к богатейшему культурному феномену прихожане, готовые и послужить благому делу строительства звонницы и покупки набора. Приезжий опытный (или проинструктированный) звонарь сможет не только приметить пригодного к отмашке помощника, но и при случае рассказать о животворном воздействии церковного звона на человека, суеверия разъяснить, указать на преимущественную духовную пользу принятия Святых Таинств. А ещё о традиции звонильной седмицы, на каких приходах она возраждается, о Школе звонарей, о колокольном классе в ДМШ №9, и такую информацию необходимо оперативно выверять.
Как только на приход был доставлен приобретённый благотворителем колокольный набор, деятельность строилась таким образом, чтобы обеспечивать пока ещё редкие службы звоном, не дожидаясь окончания строительства и развески. Для этого в начале часть набора, до 48кг весом, выносилась во двор на строительные леса. Позже колокола весом до ста кг размещалась на звоннице на временных креплениях. На разных стадиях обустройства помещения и подъёма колоколов весом 170 и 300кг сменяли друг друга на временном настиле импровизированные помост и пульт, затем действующие модели из доступных материалов. Соответственно, несколько раз переналаживалась подвязка. Такой способ действий полностью оправдал себя в условиях, когда разрывы между этапами выполнения работ были огромны. Дело в том, что когда переговоры с потенциальным подрядчиком на развеску колоколов зашли в тупик, настоятель дальше привлекал специалистов уже только к изготовлению креплений и для проектирования размещения колоколов в тесном пространстве звонницы с условием не применять не предусмотренные архитектурным проектом дополнительные балки. Он же находил кран, организовывал и контролировал проведение работ с широким привлечением сил прихода. Периодически людские ресурсы отвлекались на другие хозяйственные нужды.
Почти сразу же получил благословение на участие в звоне молодой певчий Артём Жуковец. Хваткость и музыкальная подготовка позволили ему на удивление скоро приспособиться к «двойке», а затем и «тройке» зазвонных колоколов, постепенно увеличивая количество задействованных в звоне подзвонов от одного до четырёх.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 июн 2012, 18:55 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Надо отметить, возможности потренироваться в условиях звона за богослужением минимальны, по причине ограниченности во времени. Поэтому целесообразным представлялось сохранять следование максимально развёрнутому, по праздничному чину, уставу звона, который соответствовал графику служб и остался с приездов заказной звонницы.
Личный опыт, наблюдение за усилиями учеников и обмен мнениями с звонарями привели меня к убеждению, что участие в реальном звоне к службе в целом эффективнее учебных тренировок в классе: быстрее формируются и глубже усваиваются навыки, чаще случаются качественные прорывы вперёд в технике, легче удаётся нащупать вариант звучания, одинаково соответствующий возможностям звонаря, особенностям звонницы и набора, хорошему впечатлению от звона. Ярче всего это бывает заметно на учениках скромных дарований и не склонных к самостоятельным целенаправленным тренировкам или не имеющих для этого условий.
Знание этой закономерности не принуждает противопоставлять два способа обучения практике звона. Но если важным условием успешности школьного обучения являются индивидуальные занятия с преподавателем, которые и подготовят к самостоятельной работе, то и приходится пройти с каждым учеником его первые шаги в ремесле. И раз необходимо систематически использовать учебную звонницу на выезд (для пользы дела), значит, подготовить резервный набор, часть набора – хоть из баллонов! Пониженные акустические характеристики гарантируют их наличие на месте.
Построение продуманной системы постоянных усилий всего преподавательского состава по улучшению посещаемости занятий по всем предметам учащимися, в том числе организация замены преподавателя и переноса занятий позволяет укрепить то, чем как раз и сильна Школа: служба сильна благодатью, а урок – благословенным трудом!
А когда урок по расписанию приходится на время всенощного бдения, гораздо труднее ответить на вопросы, почему в классе должны оставаться учитель, ученик и почему по окончанию курсов ученик должен уже посещать всенощное бдение, чем просто начинить это посещение учебными задачами.
Звонарь, которому предстоит участие в звоне, ощущает себя соучастником празднества, сознаёт ответственность, целенаправленно отслеживает ход службы, привыкает организовывать отмашку, рассчитывать момент заблаговременного выдвижения из храма поближе к пульту; ждёт сигнала, вспоминая и представляя происходящее в храме (возможно, при помощи текста или трансляции). Все действия и переживания связывают его не только с посетителями колокольни, молящимся в храме людом, но и со святыми праздника, храма не меньше, чем уже прочитанное (или услышанное от преподавателя или в храме) житие.
С другой стороны, запас навыков и приёмов ученика иногда настолько мал, что это само по себе может его смущать и сковывать. Зато велико напряжение, а необходимо, чтобы звонница прилично звучала.
Этой ситуации наиболее отвечает ансамблевый звон. Ведущему приходится тесниться, давая подопечному удобно поместиться за пультом. Правую руку задействовать в подзвонах ни вместе с левой, ни отдельно не стоит. Прежде чем она получит связку от зазвонов, пусть созреет решимость терпеливо справляться с трудностями. Так первую часть трезвона и отзвоним – ученик «сетку» не быстро, а старший дополнит фактуру – не только зазвонами, но при наличии свободной струны и мелким подзвоном «восьмыми» на слабые доли. Необходимо умеривать мощь, чтобы ученик различал звучание «своих» колоколов. Позже он научится дробить доли двойным ударом и применять несложные проходки.
Со временем можно начинать с пары зазвонов участие ученика правой рукой во второй части. Главная задача – специальное движение кисти. Подзвоны и оставшиеся зазвоны достаются старшему. Когда ученик освоит вкрапления мелких длительностей, педагог может имитировать в увеличении в подзвонах. Такие полифонические «догонялки» помогают ценить импровизацию в партии мелких колоколов. Когда начнёт вставлять полутактовые и тактовые «серии» шестнадцатыми, в имитации будут «проходки» восьмыми.
Когда в третьей части разогретый ученик будет объединять партии рук, нужно предупреждать его в конце второй части, чтобы «приземлялся». Роль реплик при этом снижается, а жестов и мимики – повышается. Чаще ученик начинает, навязывая неподражаемую ученическую агогику. Важна предварительная постановка задачи с последующим разбором.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 июн 2012, 18:58 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Так случилось, что с приходом Пасхи мы оказались готовы включиться в число приходов, принявших участие в звонильной седмице. Шесть звонарей столичных храмов ознакомились с новой звонницей. Они впервые увидели и услышали воронежские колокола тонкостенного профиля. Теперь сравнивать их с минскими более корректно. И ещё. Каждый раз, попадая на новую колькольню, вдумчивый звонарь подбирает благозвучные сочетания приёмов, ищет удачное чередование подзвонов. Вместе с тем у всякого звонаря своя излюбленная манера, привычный набор приёмов. Этот маленький «осколок полноты» неодинаково удачно накладывается на новые условия разных наборов. Наблюдая за пробами собратьев, звонарь может уловить направление дальнейших поисков «малинового звона». Что человеку органично подходит, то он скорее заметит, расшифрует, овладеет – и вернётся на родную колокольню свежее и богаче, что поможет справиться с творческим тупиком.
За полгода ученик укрепился достаточно, чтобы доверять ему самостоятельное дежурство на звоннице, когда он не занят на работе. На смену мелочной опеке должно придти посещение других колоколен. Это расширит кругозор, повысит адаптационные способности, которые потребуется применять при будущих парных звонах со следующим учеником (удобнее «вводить» новеньких с большой разбежкой) - помните о тесноте за пультом? Новые связи понадобятся молодому звонарю не только для профессионального общения, но позволят наладить взаимозаменяемость между звонарями приходов, что иногда остаётся последним средством обеспечить звон к службе. Для таких визитов хорошо, когда ведущий звонарь уже коротко знаком с местными и доступ на колокольню не затруднён. Чтобы не добиваться долго особых санкций на звон в неурочное время, лучше вписать акцию перед службой в будний день или после службы в праздничный.
Когда получила благословение звонить ещё одна певчая, Елена Ковалёва, требования к технике безопасности и удобству повысились: тяжёлая крышка люка ожидает противовеса через ролик, на звонильном ярусе появится вечернее освещение. Хорошо, что этим может заниматься староста прихода. У многодетной матери не так много остаётся нераздаренных в семье душевных и физических сил, она осторожнее осваивалась за пультом. Чтобы ученица увереннее себя чувствовала, мы применяли в самостоятельной предварительной подготовке маленький атлас нотной записью: основные рисунки подзвонов, приёмы в зазвонах, варианты сочетаний. Нотная длительность обозначает не фактическую продолжительность звучания, а время до удара в следующий колокол. Обзор записей помогает мысленно вернуться к исполнению, уловить общие закономерности (что помогает «перескакивать» ошибки безболезненно), наметить творческие заготовки на следующий звон. Первые попытки применения на практике замыслов отсеют непосильное и добавят прилежания.
Начинающему звонарю нелегко за пультом: в творческом поиске он должен преодолевать скованность от непривычных профессиональных движений, скорую утомляемость, напряжение от распределения внимания, приходится выдерживать борьбу с отвлекающими переживаниями; безпокойные идеи тревожат, а ведущий звонарь так недолго способен отвечать идеальным ожиданиям.
Задача старшего – ровно следовать учебному полёту подмастерья, скуповато отмеряя следующий шажок ремесла, расчетливо балансируя между затвержено-усвоенным и увлекательно-новым.
А кособочиться за пультом его никто не заставляет. Просто перенастраивать связку перед третей частью трезвона с парного исполнения на одиночное недосуг.
К престольному празднику было приурочено посещение звонницы ещё пятью звонарями, в основном из Свято-Духова собора. Пока настоятель прощался с именитыми гостями, а прихожане угощались чаем, мы растянули разгонный звон: вначале хозяева и гости позвонили поодиночке, потом и попарно.
С согласия родителей поднимались по заветной лестнице дети лет 18-ти – 12-ти. Когда к подзвонам становились более старшие, занимающиеся музыкой, следующие наблюдали и настраивались. Когда каждый немножко позвонил в ансамбле со звонарём, наиболее удачливые получили по струне от подзвонов, более мелкие и несмысленные – по две верёвочки от зазвонов (верхний подзвон переключается в четвёртый зазвон). Объявляется очерёдность, ещё раз уясняется равномерность, включается контакт глазами, дирижирование – и в путь (а что творится у малышей на подзвонах – не столь важно).
Младший сынок ученицы считает своим долгом сопровождать маму наверх, законно принимает у пацифически настроенных взрослых шнур от благовеста, сосредоточенно ожидает знака вступать… Спускается под животом у взрослого (так легче успеть придавить корпусом к скользким ступеням). Держать следует повыше локтя, за самую кость: чтобы не выскользнул пятилетка из куртки.
Вообще дети быстро переключаются на другие интересы, могут от обиды уходить, от ревности возвращаться. Правильно, что лестница на звонницу охраняется «совмином» из осторожных мам и бережливо-ответственного батюшки. Но если взрослые совсем уж не сумеют подыскать приемлемых форм самовыражения для чуткого к прекрасному детского сердца, это само по себе начинает формировать безучастное, равнодушное отношение – и разве только к звону? Поэтому непрошенные помощники всё-таки получают шнур от благовеста, выпущенный в притвор, а слежу я только за очерёдностью и порядком.
И не нужно всем становиться звонарями. Малыши знакомятся и сродняются с колоколами как принадлежностью православной культуры. Впитываемые впечатления зароняются в самую глубинную память – туда, где коренятся убеждения и традиции.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 июн 2012, 08:45 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
В условиях строящегося прихода возможности наладить планомерную учебно-практическую работу с детьми ограничены. Но даже простое посещение отчетного выступления юных звонарей колокольного класса ДМШ №9 г. Минска могло бы оживить интерес к участию даже у взрослых, не то что у детей.
В перспективе взаимодействие с воскресной школой. Ведь можно выделить два занятия в году (лучше и труднее перед Рождеством и Пасхой), на которых дети, прослушав неутомительный рассказ, зарисуют свои впечатления. Возвращение к колокольной теме психологически настроит на участие в праздничных звонарских мероприятиях. Каковы возможные темы рисунков?
«Портрет» колокола. Меткое слово литейщика, давшее название частям колокола, поможет зоркости художника.
Можно разрезать большой силуэт колокола на множество ячеек-лоскутов, изобразить в них всех участников рождения колокола – от геолога до спонсора, от скульптора до слушателя – и сложить соборно.
Можно комментировать прошения чинопоследования "освящения кампанов" – очень благодарная тема!
Научит бережному обращению с хрупким звенящим металлом, адаптированное ознакомление с древней технологией литья, запечатленное картиной похода жен и детей литейщиков за камышовым пухом (с использованием природных материалов).
Еще сюжет: сон Павлина Милостивого.
Мне представляется, что для популяризации колокольного звона одинаково полезно дать ударить в колокол ребенку или помочь ему написать печатными буквами первую поминальную записку; рассказать о поступке девушки, спасшей осколок колокола или поведать об истории появления рождественского кондака. Что звонарь и сделал, то ребенок получил с колокольни. Всем известно: там звонарь и живет, как учитель – в школе, а доктор – в больнице!
На Красной седмице не забывайте вывешивать конфеты на звонильном ярусе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 июн 2012, 08:46 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Завершая основную часть доклада, могу признаться, что оба взрослых звонаря-певчих не имеют возможности уделять достаточно внимания звонам во время службы, а пожилая прихожанка Зинаида исполняет только благовест снизу, не решается подниматься по лестнице.
А, значит, миссия не завершена, и снег вокруг зарешеченной импровизированной звонницы у ближайшего к моему дому храма-вагончика остается пока неутоптанным (Введенский приход).
Продуманная система работы по организации, популяризации, совершенствования колокольного звона на приходе должна вплетаться в комплекс мероприятий, предусмотренных планами деятельности Школы, Братства, колокольного класса при ДМШ № 9, взаимно обогащая друг друга. Наиболее доступные возможности собраний для информации и координации в промежутках между заседаниями Братства заключаются в программах фестивалей, конференций, выпускных мероприятий Школы.
При взаимодействии необходимо выверять целесообразность если не самих мероприятий, то хотя бы участие в них, чтобы второстепенное не наносило ущерба главному.
Основным действующим звеном на колокольне является звонарь. Соразмерять большую ответственность и малые полномочия помогают предприимчивость, поиск доступных возможностей, поэтапные схемы достижения целей, обмен опытом, знаниями, информацией с коллегами.
Без налаженных связей, развернутого штата, взаимопомощи, организованной взаимозаменяемости с другими приходами обеспечить выполнение принятого приходского звонарского устава как выражение полноты усилий к включенности в жизнь Церкви не наблюдается возможным. В свою очередь мера исполнения рекомендованного Экзархатом к освоению полного Устава звона, сама нуждаясь в предварительном обеспечении теоретической подготовкой, практическими навыками, зрелой осознанностью, мотивацией, стимулами, достаточным штатом, определенной материальной базой, поддержкой свыше – при достаточном расширении жизнеспособность, устойчивость, восполняемость, преемственность звонарского коллектива, является средством воцерковления и воспитания звонарей.
Где 3-4 звонаря присутствую на богослужении по очереди, привлекают к помощи в отмашке и совершенствовании оборудования колокольни прихожан и технические службы, участвую в подготовке учеников, привлекают к замене соседей, узнают и осмысливают из приходские особенности – там система динамичнее и устойчивее.
Таким образом, есть все основания стремиться к обоснованно расширенному приходскому звонарскому уставу.
Помосты и пульты, построенные или переоборудованные с учётом возможности ансамблевого звона (лучше в стойке рядом, чем друг за другом или лицом друг к другу) должны обеспечивать удобство и безопасность учебных занятий на приходе.
Возможно и необходимо уже в школьной подготовке учитывать характер будущей деятельности. Можно посылать на краткую стажировку в приход дублёрами, учитывая близость места жительства, работы, степени загруженности, особенно на приходах, где организация привычного "дня звонаря" не представляется возможной. Где же экскурсии возможны – не только заострять внимание на особенностях развески, оборудования, тонального набора, но и организации, меры исполнения Устава.
С прихода звонарь приходит в Школу и на приход возвращается. Именно на приходах наиболее воплощаются цели деятельности Школы. Хочется, чтобы сказанное о связи Школы и приходов послужило к выработке и применению эффективных и соответствующих требованиям времени мер по распространению православного звона.

М.Ф. Бигас
г. Минск, храм святой равноапостольной Марии Магдалины


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 июн 2012, 11:25 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
И. Коновалов. Архитектура колокола
Колокол - единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.

За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных инструментов переросли в весьма сложный сигнально- музыкальный инструмент, состоящий из более, чем десятка колоколов, имеющий различные назначения и играющий значительную роль в церковной, государственной и общественной жизни России.

Технически любой колокол состоит из разностенного по вертикали колпака и короны-системы крепления колокола к валу или к балке. Основное назначение колпака колокола состоит в организации звука путем построения разных видов профиля, толщины стенок, соотношений диаметров. То есть от чертежа колпака колокола будет во многом зависеть, как данный колокол зазвучит. Очень большое значение для звуковых и прочностных характеристик колокола имеет состав металла и точность соблюдения технологии отливки

Корона колокола состоит из маточника и ушей. Количество ушей бывает разным - от 2 до 8. Но наиболее часто встречаются колокола с шестью ушами двумя парными и двумя одинарными. Назначение короны, этого сложного по конструкции элемента всех российских колоколов, состоит в соответствующем распределении нагрузки веса колокола и рассредоточении этой нагрузки по нескольким центрам. Маточник, как наиболее массивная составляющая короны, имеющая в верхней части отверстие, несет на себе практически весь вес колокола. Уши предназначены препятствовать слишком сильной раскачке колоколов при звоне. По проведенным нами замерам, ростовский колокол “Сысой” во время звона отклонялся до перевески 1989 года приблизительно на 12 мм, а после перевески - на 6-7 мм, нынешний большой колокол Троице-Сергиевой Лавры “Лебедь” отклоняется до 80 мм

С течением времени и в зависимости от местных традиций форма короны видоизменялась. Но, примерно, с XVIII века, короны всех российских заводов становятся практически одинаковыми, с чрезмерным ростом маточника и превращением его в огромную усеченную пирамиду в конце XIX - начале XX веков, что, конечно же, ощутимо прибавляло веса колоколу, никак не влиял на его звук. Внутри колпака сверху находится стальная петля для подвески языка Эта петля или серьга вставляется в форму колокола перед заливкой и, залитая бронзой, становится неотъемлемой частью колокола. Известны случаи изготовления серьги из меди (большой колокол церкви Святителя Николы, что в Кузнецах).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2012, 09:53 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Амурская правда Колокольный оркестр http://www.ampravda.ru/2012/03/30/034028.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2012, 09:54 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Яндекс словари:
Звон колокольный
ЗВОН КОЛОКО́ЛЬНЫЙ — муз композиция из звуков колоколов, как правило, связанных с храмовым богослужением. В рус. правосл. традиции сложились 2 осн. типа З. К.: в колокола ударяют поочередно или одновременно. Церк. рук-ва (уставы, чиновники) различают благовест, перебор, или перезвон, и собственно звон. Благовест — равномерные удары, как правило, в один колокол. Он исполняется перед нач. службы, в нек-рых случаях и во время нее для оповещения о нач. богослужения или к.-л. очень важной ч. обряда. Перебор, или перезвон, — поочередные удары в неск. колоколов в определ. порядке. Он сопровождает нек-рые обряды; погребение, вынос плащаницы в Великую пятницу, вынос креста, освящение воды и др. Собственно звон — композиция, в к-рой звучат одновременно неск. колоколов; связан с торжеств. службами. Как правило, при этом используются все основные колокола набора, подразделяющиеся на большие, средние и малые; соотв. муз. фактура З. К. представляет собой полифонию трех звуковых пластов. В зависимости от вида службы собственно З. К. различаются по протяженности, характеру, структуре, муз. особенностям и использованию тех или иных колоколов (З. К. полиелейный, великопостный, будничный и т. д.). Наиб. развитая и торжеств. форма З. К. — трезвон, когда звонят во все колокола в 3 приема, с небольшими перерывами после каждой части.

Важной функцией всех видов З. К. является сигнальная. Среди обрядовых З. К. она наиб. отчетливо выражена в благовесте. Сигнальность несут в себе и осн. гражд. звоны: набат, или всполошный, З. К. для созыва на вече, метельный, часовой и др.

В рус. З. К. важнейшими выразит. средствами являются тембр, гармония и ритм. Обычно мелодия или отд. мотивы не вызванивались, что обусловлено, в частности, запретом инструмент. музыки в правосл. церкви. По своей сути З. К. — особая разновидность музыки бесписьменной традиции, характеризуемая всеми признаками, напр., исполнительства и тесно связанная с фольклором и нар. музыкой. С кон. 19 в. делались попытки зафиксировать З. К. при помощи нот (А. А. Израилев, 1884; С. Г. Рыбаков, 1896; С. В. Смоленский, 1907 и др.). Однако подобные записи не всегда можно считать удачными из-за сложной акустич. природы колоколов (большое кол-во обертонов и их негармоничность затрудняют адекватное восприятие звучания колоколов на слух).

Монумент. инструмент, на к-ром исполняются З. К., — любое подколокольное сооружение с набором колоколов. Различают 4 осн. типа таких инструментов: звонница, храм "под колоколы", колокольня и звонница палатного типа. Музыка З. К. находится в прямой зависимости от их конструкции, а также и от системы развески колоколов, традиц. приемов исполнения на них. В конечном итоге это определяет и стилевые особенности в отд. регионах (Северный, Псково-Новгородский, Центр. Россия и др.).

З. К. характеризовал звуковую среду рус. бытия. В крупных городах одновременно звучало значит. кол-во колоколов, складывавшихся в огромный оркестр. Известны попытки организовать это звучание во времени и в пространстве соотв. иерархии церкви и соборов (Новгород, Москва).

Рус. композиторы 19—20 вв. часто обращались к З. К., вводя церк. колокола в свои произв. наряду с др. инструментами либо имитируя их звучание при помощи оркестра, хора или на фп. (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, В. А. Гаврилин и др.).

Впервые рус. З. К. были записаны на пластинку в 1914 (Москва). В наст. время имеются звукозаписи ростовских колоколов, звонов Новодевичьего мон. в Москве, Троице-Сергиевой лавры, Псково-Печерского мон., северных звонов, звонов городов "Золотого кольца".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2012, 09:57 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Звон колоколов.

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу,

В душе звенят и светлый лик Христа
Встает перед тобой из ниоткуда.
Какое счастье, Боже мой, когда
Являешь ты нам радость, даришь чудо.

Прости же и спаси ты грешных нас,
Когда мы вновь сбиваемся с дороги,
А звон колоколов в урочный час
Пусть позовет вновь подвести итоги.
http://www.samopal.net/stixi/15486


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2012, 17:02 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
«МАГУТНЫ БОЖА». ПРАЗДНИК ЗВОНА.
27 июня в рамках фестиваля «Магутны Божа» в городе на Днепре прошел Праздник колокольного звона. Свое мастерство слушателям продемонстрировал ансамбль звонарей Белорусского Экзархата. В мероприятии также принимал участие лауреат специальной Премии Президента Республики Беларусь оркестр народных инструментов им. Леонида Иванова Могилевской областной филармонии, солисты Елена Материнко и Юлия Новик. Во время праздника состоялось награждение победителей конкурса солистов-вокалистов, хоровых и вокальных коллективов.
Вложение:
DSC02363.thumbnail.jpg
DSC02363.thumbnail.jpg [ 11.22 КБ | Просмотров: 12907 ]
Вложение:
DSC02367.thumbnail.jpg
DSC02367.thumbnail.jpg [ 12.42 КБ | Просмотров: 12907 ]
Вложение:
DSC02372.thumbnail.jpg
DSC02372.thumbnail.jpg [ 13.49 КБ | Просмотров: 12907 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2012, 17:04 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
DSC02374.thumbnail.jpg
DSC02374.thumbnail.jpg [ 13.14 КБ | Просмотров: 12907 ]

Вложение:
DSC02382.thumbnail.jpg
DSC02382.thumbnail.jpg [ 7.13 КБ | Просмотров: 12907 ]

сайт http://region.mogilev.by/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 09:34 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Архитектура колокольных сооружений
Вложение:
1391017.jpg
1391017.jpg [ 93.59 КБ | Просмотров: 12890 ]

Первыми колокольными сооружениями можно считать простейшие деревянные постройки с перекладиной в виде буквы П, Т или Г, которые размещались на земле недалеко от храма, позже, при появлении большого количества колоколов, сооружался помост с навесом. Специальные сооружения для подвески колоколов разделяют на звонницы и колокольни. Звонница – широко распространенное в XIV—XVII веках сооружение для подвески колоколов, представляющая собой стенообразную в один или несколько пролетов постройку. Часто имело в своем плане вытянутый прямоугольник. Сооружения такого типа преобладали в первую очередь в Псково-Новгородских землях. Колокольня – башня, состоящая из нескольких ярусов. С XVII века широко распространилась как основное колокольное сооружение, различаясь размерами, количеством ярусов и формой (круглые, четырех- и восьмигранные или комбинированные). Однако, если колоколов много и они расположены на нескольких ярусах, то возникают проблемы со слаженностью звона. Первыми каменными сооружениями, являлись так называемые церкви «иже под колоколы». При такой постройке колокольный набор размещался непосредственно над самим храмом, чаще всего звон на таких сооружениях осуществлялся при помощи очепа. Самой древней из сохранившихся церквей «иже под колоколы» является Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, сооруженная в 1476 году с очепной системой. После восстановления звона в XX веке было принято решение отказаться от очепов в пользу классической системы развески, при этом звонарь поднимается к колоколам по сооруженной с внешней стороны здания лестнице. Другим ярким примером размещения храмов в колокольнях и звонницах являются колокольные сооружения московского Кремля. Колокольня «Иван Великий» с храмом Иоанна Лествичника, под ней — трехъярусная колокольня, построенная в 1508 году при Василии III и достроенная Борисом Годуновым в 1600 году, имеет высоту 89 метров (с крестом — 102 метра). В соответствии с неписанной традицией, «Иван Великий» в течении трех с половиной столетий являлся самым высоким зданием Москвы и России. Успенская звонница палатного типа, построенная специально для подвески больших колоколов в 1552 году Иваном Грозным, с храмом свт. Николая Чудотворца Гостунского (до 1816 года храм Рождества Христова), к ней примыкает Филаретова пристройка с небольшой звонницей наверху, построенная Патриархом Филаретом в 1635 (под ней раньше располагалась патриаршая ризница). Также можно встретить подвеску колоколов при входе в храм на галерее, над паперью, в арках на крыльцах и даже внутри храма, обычно с западной стороны (напротив алтаря). В Европейской архитектуре часто можно встретить такие виды колоколен, как беффруа и кампанила. Беффруа́ (от фр. Beffroi — вечевая башня) первоначально служили сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. Такая башня была символом свободы города. Постепенно в помещении башен стали размещать зал заседаний городского совета, место для хранения казны, документов, печати, торговые помещения. Так как внутри башен для всего этого не хватало места, то у подножия беффруа стали пристраивать специальное здание. Таким образом, постепенно беффруа превратилось в ратушу. Кампанила (от итал., campanile – «колокольня») – квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило, отдельно стоящая от храма, прообразом таких колоколен послужили средневековые городские башни. Наиболее известной кампанилой является круглая в плане Пизанская башня. Илья Дроздихин


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июл 2012, 07:11 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Знаменитые колокола России и их судьбы http://www.club-vozrojdenie.ru/publ/znamenitye_kolokola_rossii_i_ikh_sudby/17-1-0-175 http://www.club-vozrojdenie.ru/publ/znamenitye_kolokola_rossii_i_ikh_sudby/17-1-0-175


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июл 2012, 16:48 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
мной перенесена тема колокольный звон http://sobor.by/forum/viewtopic.php?f=17&t=5051&sid=19db863252065081dd2044d6132c6765 она теперь начинается с нуля


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 июл 2012, 11:56 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ Цитаты http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p24.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 243 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство