www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 21 сен 2018, 17:35

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 243 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 17  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 янв 2011, 13:09 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Поздний колокол звучащий над равниною большою прогреми над сердцем спящим, над коснеющей душою, звуком нежным .. Звук церковного колокола есть, что то непостижимое неизведанное как говорят, люди пришедшие первый раз в храм Божий есть что-то, что умиротворяет в звуке церковного колокола.
колокольный звон всегда был неотъемлемой частью жизни русского народа человек под звон рождался под звон рос, венчался жил и умирал
звонов колокольных множество но основных (канонических) 4
1.Благовест
2.перебор
3.перезвон
4.трезвон


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 янв 2011, 12:49 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
говорят колокол, колокол но не понимают сколько усилий, средств и нервов нужно,чтобы отлить его.Необходимы чистое олово и медь.Необходимо усилие не одного человека чтобы отлить колокол незря литейщики говорят, что отливка колокола подобна таиствам церковным колокольный звук рождается раз и навсегда /литейщики, скульпторы,это только минимум профессий в 17 веке их насчитывалось более 1000 и именно в колокольном деле /


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 18:32 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Колокольный церковный звон подразделяется на два вида:
1.Благовест
2.собственно звон
Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Благовест в свою очередь делятся на два вида: 1.Обыкновенный (или частый) и производится самым большим колоколом.2.Постный (или редкий) производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого поста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 18:34 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, лаврах, больших монастырях, тогда большие колокола в соответствии своему назначению подразделяются на:
1.Праздничный 2. Воскресный 3. Полиелейный 4. Будничный 5. Постный. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не более двух или трех.
Собственно звон. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: 1.Трезвон-это звон во все колокола, затем маленький перерыв, второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и снова третий звон, во все колокола, т.е. звон во все колокола трижды (в три приема). Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только во все колокола трижды, но вообще, звон во все колокола 2.Двузвон-это звон во все колокола дважды (в два приема).3.Перезвон-это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с самого большого (или самого малого), и так продолжают много раз. 4.Перебор-это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 18:45 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Колокольный звон в России на протяжении веков менялся, менялись формы колоколов, их размеры, способ звукоизвлечения. В. В. Кавельмахер, исследуя способы колокольного звона и древнерусские колокольни, пришел к выводу, что способ звона при помощи удара языком по корпусу на Руси утвердился окончательно лишь во второй половине XVII в. Западный же способ звонить посредством раскачивания колокола при свободном положении языка является более древним. Он бытует на Западе до сего дня, но и на Руси он широко практиковался довольно долгое время. Качающиеся колокола в Древней Руси называли "очапными" или "очепными", а также "колоколами с очепом". Название это связано со словом "очеп", "оцеп", "очап" — ремень, который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом. Иногда такие колокола назывались валовыми.

Очеп — это длинный или короткий шест с веревкой на конце, приделанный к валу, скрепленному с колоколом. У тяжелого колокола веревка оканчивалась стременем, звонарь ставил ногу, помогая себе тяжестью всего корпуса вращать очеп с колоколом. Техника звукоизвлечения в очепных колоколах такова: колокол приводился в движение с помощью вращения вала, к которому крепился колокол. С одной из сторон вала к нему крепилась веревка. Звонарь приводил в движение вал с прикрепленным к нему колоколом, который ударялся о язык. Таким образом, колокол, соприкасаясь с языком, издавал звон раскатом, рассыпчатым звуком; так звонили благовест, который считался основным видом звона.

Изображение очепного звона хорошо видно на миниатюре лицевого летописного свода XVI в. Здесь два звонаря звонят в колокол с земли, нажимая на стремя веревки, привязанной к валу, очепу, скрепленному с колоколом.

В. Кавельмахер усматривает три основных периода в устройстве колоколов и колокольного звона на Руси. Первый, от которого не сохранилось почти никаких существенных памятников колокольного искусства, охватывает время от крещения Руси до начала XIV в. Второй период — эпоха Московского государства (то есть от XIV до середины XVII в.). Здесь сосуществуют и очепные и языковые колокола. На этот этап также попадает начало развития башенных колоколов. Третий период — от середины XVII до XX в. — характеризуется господством единого языкового типа звона, хотя и в XVII в. употреблялись как очепные, так и язычные колокола. В некоторых монастырях до настоящего времени используют оба типа звона, например, в Псково-Печерском монастыре. На колокольне Антониева-Сийского монастыря изображены колокола язычные и очепные.

Как видно, наиболее разнообразная картина колокольного звона приходится на второй этап. Здесь используются и качающиеся очепные колокола, и языковые, и башенные. Все три вида звона имели свою технику звукоизвлечения, особую конструкцию, способы развески и приспособления, особый тип колокольных сооружений и звонничных проемов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 18:48 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
На Руси изначальным и доминирующим способом звона был звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Скорее всего, именно этот способ и был заимствован из Европы вместе с колоколами, колокольнями и литейным искусством. Колокола языковые начинают доминировать не ранее второй половины XVII в., на это же время приходится расцвет барочного колокольного искусства, параллельно которому развивается барочная хоровая музыка, крепнет традиция развитого многоголосного партесного концерта.

Однако до сих пор на Севере Руси, особенно в Пскове, от XVI—XVII вв. сохранились качающиеся очепные колокола, которые с течением времени стали использовать как колокола языковые. Один такой очепный колокол находится в пролете звонницы Псковско-Печерского монастыря. Следы очепных конструкций в виде разного рода гнездищ для очепов качающихся колоколов имеются на многих крупнейших звонницах, в том числе звоннице Софийского собора в Новгороде (XVII в.), на колокольнях больших северных монастырей — Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Каменного. В Москве остатки очепных конструкций сохранились на колокольне Ивана Великого, на Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря, построенной псковскими мастерами как церковь вместе с колокольней.

Благодаря очепному способу звонов стало возможным создание на Руси такого храма как "церковь под колоколы" — уникальной русской конструкции, соединяющей в себе функции церкви и колокольни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 23:04 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
РОСТОВСКИЕ КОЛОКОЛА И ЗВОНЫ.
Уникальный ансамбль колоколов сохранился на звоннице Успенского собора города Ростов Великий Ярославской области. Ростовские колокола и звоны считались лучшими в Российской Империи. Их возникновение связано с Ростовским митрополитом Ионой, который любил колокола и отливал их в своей резиденции. "На своём дворишке лью колоколишки, удивляются людишки", - говорил Иона. Он привлёк лучших мастеров колокольного дела. Большинство из 15 колоколов звонницы было отлито в конце XVII века. Самый большой колокол - "Сысой", названный в честь отца митрополита, отлил мастер Фрол Терентьев в 1688 году. Он весит 2000 пуд. (32 тонны). Высота и диаметр основания колокола составляет соответственно 3 и 3,63 м. Язык весом 1,5 тонны при раскачке производит 42 удара в минуту. Звук "Сысоя" отличается бархатистым тоном и звучит в тоне "до" малой октавы. Второй колокол - "Полиелейный" -1000 пуд. (16 тонн) был отлит в 1683 году мастером Филиппом Андреевым и звучит в тоне "ми" малой октавы. Третий - "Лебедь", отлитый в 1682 году этим же мастером, имеет 500 пудов веса и звучит в тоне "соль" малой октавы. Эти три колокола создают большой мажорный аккорд ростовской звонницы, очень красивый по тону.
Средние колокола - "Голодарь" (171 пуд.), "Баран" (80 пуд.), "Красный" (30 пуд.), "Козёл" (20 пуд.) отлиты в разное время, также тонально подобраны. Малые колокола представлены четырьмя безымянными и двумя зазвонными, отлитыми в XVII веке. Наконец, 14-й колокол "Ясак", отлитый в XVII веке, и 15-й - в конце XIX века относятся к малым. Они были использованы для исполнения нового Ионафановского звона. Особенность ростовской звонницы в том, что почти все колокола висят в ряд. Из них составляются различные группы, и звонари при воспроизведении звука не только видят друг друга, но и по особому чувствуют ритм звона. Побывав несколько раз на этой удивительной звоннице, я не перестаю восхищаться этим огромным колокольным ансамблем, а познакомившись ещё в 1970-е годы с одним из звонарей -Николаем Григорьевичем Королёвым, начавшим звонить ещё до революции, я понял великую духовную силу ростовских звонов и величавое мастерство звонарей-умельцев.
На колоколах исполнялось 17 ростовских звонов. Самым старинным был Ионинский, названный в честь митрополита. Он торжественный и строгий при простоте ритмического рисунка. Георгиевский звон является самым мощным по звучанию, с одновременными ударами во все колокола в такт "Сысою", удары в который производятся только в один край. Иоакимовский звон, созданный в 1731 году, наиболее праздничный трезвон, благодаря самостоятельным партиям безымянных и зазвонных колоколов. Ионафановский звон, составленный священником Аристархом Израилевым в 1894 году в память об архиепископе Ярославском и Ростовском Ионафане, называют "музыкально правильным звоном". При простоте ритмического рисунка он очень красив. В нём участвуют 7 главных колоколов, создающих правильное до-мажорное звучание. Кстати, А. Израилев в 1884 году выпустил специальную книгу о ростовских колоколах и звонах. Он же изготовил специальные камертоны на все колокола звонницы, которые демонстрировались на всемирной выставке в Париже в 1900 году и получили золотую медаль. Послушать знаменитые звоны приезжали музыканты и композиторы, включавшие их в свои произведения. Фёдор Иванович Шаляпин, имея дачу недалеко от Ростова, часто появлялся у звонницы, слушал её звоны.
Для исполнения ростовского красного звона требуется присутствие на звоннице не менее 5 звонарей. За сотни лет мастерство звонарей переходило из поколения в поколение. В 1913 году ростовские звонари продемонстрировали своё искусство перед Государем Императором Николаем II и его семьёй. Как рассказывал мне Н. Г. Королёв, ему, 9-ти-летнему мальчишке, за помощь звонарям досталась из рук Государя 5-ти рублёвая золотая монета. Звон на соборной звоннице был прекращён в 1928 году. С тех пор колокола звучали лишь при съёмках художественных фильмов "Пётр Первый" (1930-е годы), "Война и мир" (1963 год) Звонари А. С. Бутылин, Н. Г. Королёв, М. С. Урановский, П. А. Шумилин, В. М. Чушкин исполнили для киностудии "Мосфильм" все 17 звонов. В 1966 году фирма "Мелодия" выпустила специальные пластинки с записью нескольких звонов. В советские времена звонили очень редко. Но старые звонари успели передать свои навыки новому поколению во второй половине 80-х годов XX века. Вспоминая мою встречу в Ростове с Н. Г. Королёвым, почти глухим (он звонил в "Сысой"), оживает масса интересных фактов о колоколах и звонах Ростова Великого. Сегодня эти звоны исполняет группа звонарей под руководством регента-звонаря С. А. Мальцева. Их можно услышать не только в Ростове, но и в записи на кассетах и дисках. Ростовские колокола и звоны по праву являются символом колокольной России.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2011, 10:14 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Легенда о глухом колоколе

В нашем народе сохранилась любопытная легенда о “глухом колоколе”. В далекие, прежние времена жил человек один, именем Власий. Не любил народ этого Власия, — крутого нрава был человек.
Никому пощады не давал, кто по нужде попадал в его руки.
Большие богатства имел он, а все ему было мало. Так и норовил, как бы лишнюю копейку сорвать с бедного человека.
Многих разорил он на своем веку, многих пустил по миру.
Время шло, стариться начал Власий, спина колесом согнулась, ноги трясутся, глаза плохо видеть стали.
Повстречал однажды Власий странного человека, что шел с котомочкой за плечами по святым местам.
Остановил его Власий и говорит: Помолился бы за меня, странничек, у святых угодников, чтобы из меня хворь вышла, вот тебе грошик, помолись, батюшка.

Но странный человек не взял денег. Помолиться я за тебя помолюсь, а денег мне твоих не надо... Кровь и слезы на них, на деньгах-то этих...
Рассердился Власий. Никакой, — говорит, — на них крови нету, деньги, как деньги; а не хочешь брать, не надо, нам больше останется...
— То-то, что много, — отвечает странник, — ишь от тяжести их всю спину тебе скрючило, верно тяжело носить такие богатства, не под силу... с другим бы поделился, глядишь и легче станет.
Сказал это странный человек и ушел, а Власий крепко задумался над его словами.
— А может, и в самом деле, — думал он, — полегчает, коли я сделаю доброе дело.
А в это время в селе новая церковь строилась.
— Пожертвую я в эту церковь новый колокол, — решил Власий;— дело святое. Божье, глядишь и легче станет, да и народ спасибо скажет.
Думал, думал Власий: хочет колокол повесить, да денег жаль. А хворь все сильнее развивается в нем.
— Может, полегчает, пожертвую. — И заказал большой колокол, а на нем надпись велел сделать, что пожертвован он во славу Божию таким-то.
Отлили колокол, привезли, повесили. Власий ходит, на народ самодовольно посматривает — смотрите, мол, каков я есть, ваш благодетель!
Как все было готово, пошел на колокольню пономарь, стал язык раскачивать, а народ стоит вокруг колокольни и ждет первого удара.
Долго раскачивал пономарь язык, наконец ударил, а звука не вышло, а так, не то стон, не то хрип какой-то...
Дивится народ, что, мол, за притча такая? Побагровел Власий, сам полез на колокольню.
— Пономарь-то, — говорит, — видно никуда не годится: ни силы у него нет, ни уменья.
Сам начал раскачивать, ударяет, а звука нет... Отыскался в толпе дюжий парень, силища такая, что смотреть страшно, один нагруженный воз из грязи вытаскивал.
— Дайте, православные, я ударю; авось, у меня силы хватит... Пустили его на колокольню. Живо раскачал язык, ударил, но молчит колокол, только так хрип один несется...
Стал народ молебны служить, но не хочет звонить колокол.
Призадумался Власий. Опять повстречал того же странника и говорит ему: Скажи ты мне, странный человек, что за притча такая, сделал я Божье дело, повесил колокол, а не звонит он.
Посмотрел странный человек прямо в глаза Власию и говорит:
— И не будет звонить!..
— Почему?
— На неправедные деньги сделан он... Но слушай, Власий, научу я тебя, как заставить зазвонить этот колокол... только дорого это будет стоить...
— Ничего не пожалею я, — отвечает Власий, — чтобы зазвонил он, на людей мне смотреть зазорно... Говори, сколько будет стоить... Взял Странник Власия за руку и говорит ему: — Много ты горя сделал бедному люду, многих разорил, никого ты не щадил: ни старого, ни малого, ни больного, ни увечного; много слез пролито по твоей вине... Слушай, ты еще можешь загладить вину свою великую. Раздай свои богатства тем, кого ты обездолил и хворь твоя пройдет, и колокол зазвонит, и помирать легче будет..
Потупился Власий, стоит трясется, а странник продолжает:
— Раздай, Власий, пока не поздно, все равно в могилу с собой не возьмешь... Раздай, говорю тебе...
Заплакал Власий, упал на колени перед странником.
— Спасибо тебе, Божий человек, что просветил меня... пойдем!
Собрал Власий народ возле церкви, перекрестился, поклонился на четыре стороны и говорит:
Простите меня, православные, что столько -лет грабил вас; берите все мои богатства, ничего мне не нужно; пойду я в монастырь Божий замаливать свои грехи великие... — Бог тебе простит, — кричит народ. А странник говорит: — Служите, православные, молебен, да бейте в колокол!
И случилось чудо великое. Едва коснулся железный язык колокола, вместо прежнего глухого стона пронеслись могучие раскаты благовеста.
Широкой волной разливается благовест... Весь народ, как один человек, опустился на колени и плачет и крестится...
И начал с той поры звонить этот колокол во славу Божью, а Власий ушел в далекий монастырь, где и сложил свои старые кости.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 янв 2011, 03:15 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Часто приходиться слышать фразу "Малиновый звон", а ВЫ знаете откуда пришло зто выражение?
Так вот Я ВАМ отвечу.Это выражение пришло к нам из Бельгии, в зтой стране есть городок под названием Мехилен.Этот маленький городок считается мировым центром колокольного литья и колокольной музыки. можно поправу назвать родиной Карильона. Именно в Мехелене родился особый вид перезвона, который назвали «малиновым»К ягоде-малине он не имеет никакого отношения.Раньше он назывался на французский манер Малин вот именно отсуда произошла фраза Малиновый звон


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 янв 2011, 19:40 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Поздний колокол, звучащий над равниною большою,
Прогреми над сердцем, спящим, над коснеющей душою.
Звоном долгим, похоронным, всепрощающе-прощальным.
Прогреми над сердцем спящим, безнадёжно-беспечальным
Может быть, оно проснётся и стряхнет с себя забвенье,
И быть может, содрогнется на мгновенье, на мгновенье,….


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 14:30 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
ЗВОНАРЯМ сайт братства церковных зонарей
http://www.perezvon.org вы найдёте полезную информацию не только необходимую вам но и устав церковного звона

«Калядныя званы»

Духовно-просветительский праздник «Калядныя званы» благополучно прошёл 15 января 2011 г. в городе Молодечно.
Мероприятие началось с колокольного перезвона всех молодечненских звонниц. С приветственным словом ко всем собравшимся перед входом в районный Дворец культуры выступил председатель Православного Братства звонарей по имя святого Павлина Милостивого Валентин Васильевич Ковалив. В своей речи В.В.Ковалив сказал, что «Калядныя званы» - это первый подобный проект в Минской области, проводимый совместно Молодечненским районным отделом культуры, Православного Братства звонарей во имя святого Павлина Милостивого, Школой звонарей Минского епархиального управления и клубом композиторов и поэтов «Жывiца» Минского областного центра народного творчества. Праздник проводился по благословению Благочинного Молодечненского округа, Митрофорного протоиерея, отца Александра. Целью праздника стало духовно-нравственное просвещение, пропаганда православной культуры и семейных ценностей, популяризация непрофессионального творчества. Было отмечено, что в рамках «Калядных званоў» проводился конкурс творческих работ в шести номинациях (музыка, стихи, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, фотография, кулинария), лучшие из которых представлены на выставке, организованной во Дворце культуры.
После этого состоялось торжественное открытие праздника.
Перед входом в районный Дворец культуры была установлена передвижная звонница. Свое мастерство игры на колоколах продемонстрировали выпускники Школы звонарей Минского епархиального управления: Максим Бигас, Александр Койпиш, Светлана Макаревич, Юрий Рыбак, Мария Кохан. Максимом Бигасом была организована лекция с мастер-классом об искусстве колокольного звона, которая имела большой успех у слушателей. По завершении ее любой желающий смог попробовать свои возможности в игре на колоколах.
Кульминацией праздника стал концерт, в котором приняли участие учащиеся Молодечненского музыкального училища, непрофессиональные композиторы и поэты Минской области. Они исполнили свои композиции на духовную и социальную тематику. В заключении концерта прозвучала премьера песни-гимна «Звонарь», написанная Валентином Коваливым на стихи Александра Койпиша, исполненная учащимися Минского колледжа искусств.
По завершении концерта победителям конкурса были вручены призы, которые были предоставлены Республиканским общественным объединением «Родители и учителя – за возрождение православного образования».
Праздник «Калядныя званы» закончился торжественным перезвоном.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2011, 11:04 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Слава Богу и за скорбь и за радость
Божией милостью в нашем в наших рядах пополнение
состоялся выпуск 22 школы звонарей


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2011, 08:16 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Марина Загорская. Пасхальный звон
Звонница: Альманах школы звонарей Минской епархии. Выпуск 2. . Декабрь 2000.
К светлому празднику Пасхи готовятся не только люди. С нетерпением ждут его колокола. Потому что в этот великий день они могут блеснуть во всей своей красе. Недаром праздничный звон прозвали Красным. Во время Крестного хода песня колоколов по всей Беларуси будет самой долгой...А помните, как раньше звонили колокола? Впрочем, это было слишком давно. И вряд ли мы, которых еще не было на свете в те времена, можем помнить этот удивительный звон, пробирающий до души. Наверное, это генетическая память возвращает нас в то время, когда колокольный звон еще не был отделен от государства, люди были добрее, законы — справедливее, а жизнь — спокойнее. И редко вспоминалось слово «безнадежность».
И все-таки в Беларуси вновь отливают колокола... Создание колоколов всегда считалось высшим достижением в литейном производстве. У нас в Беларуси этим долгое время не занимался никто. Колокола завозили из России. До сих пор многие храмы размещают заказы там, не зная, что уже больше полугода самые разные колокола появляются на свет в фирме «Отменное литье». Над первым колоколом здесь бились месяцев восемь. И отлили. Но звучал он, как горшок. Рецепт изготовления искали в разных источниках, и ни один не приоткрыл завесу над тайной. Поэтому пошли путем проб и ошибок и, уловив, что главное здесь — угадать соотношение меди и олова, — разработали собственную технологию. Эксперт по качеству у литейщиков был требовательный звонарь Свято-Петропавловского Собора Владимир. Каждый новый колокол он слушал и оценил бы самым высоким баллом лишь то произведение литейного искусства, на котором почел бы за честь играть сам. Забракованные шли в переплавку. Но вновь отливать из отработанного сырья колокол нельзя. Никогда не зазвучит. Лишь десятая по счету проба удалась — звучание признали приемлемым. Этот колокол и освятил митрополит Филарет, благословив «Отменное литье» на богоугодное дело. Только после этого их стали лить один за другим. А теперь даже не могут вспомнить, в каких селениях прихожане слушают произведения «Отменного литья». Вот к столетию церкви Александра Невского — точно, обновляли на ней всю колокольню. А сам звонарь Владимир уже два с половиной года провозглашает начало и будничной, и праздничной службы на обыкновенных железнодорожных рельсах с помощью банальных молотков. Что нисколько не противоречит канонам: до сих пор многие сельские церквушки не могут позволить себе дорогое удовольствие — средний по качеству и размерам колокол стоит около 800 долларов — и бьют в рельсы. А раньше в церквях для «звона» использовали все, что издает звук: деревянные палки, камни. Утверждение звонаря Владимира, что «рельс — тончайший музыкальный инструмент», верно хотя бы потому, что почти никто из слышавших звон его «колоколов» не подозревает, что они ненастоящие. Звучание железнодорожного инструмента зависит от его размера, угла удара, его силы и даже от того, как часто ударял молоток в эту точку — самые «заигранные» из них издают звуки необыкновенной чистоты и красоты. Все это влияет на мелодию. Вот почему на каждом отдельно взятом рельсе можно сыграть целую октаву. И импровизировать можно куда как чаще. У Владимира ни один звон не похож на предыдущий. Всегда новый. Иногда даже заведомая ошибка оборачивается необыкновенной композицией... Колокол рождается в огне. Разогретый в специальной графитовой посудине — тигле — до 1000 градусов металл заливают в одноразовую земляную форму. Подробную технологию нам открывать не стали — настоящие мастера свои секреты никогда не продают. Литейщик Анатолий Тарасов, приведший в цех сына Виталия, даже ему пока не все рассказывает, чтобы не сглазить. «Пускай свой почерк вырабатывает», — сказал нам Тарасов-старший, призвав восхититься красотой расплавленного металла. Кстати, готовность к заливке определяется как раз по цвету огненной жидкости. Каким он должен быть, всякий литейщик просто нутром чует, а человеку постороннему ни за что не догадаться. Как и не определить на глаз, сколько шлаков надо предварительно удалить, чтобы колокол удался. После заливки творение рук литейщиков остывает почти сутки. А потом приходит пора по-настоящему поработать мускулами. Из всех известных ныне чудес техники на помощь можно призвать лишь кувалду. Всякий колокол любит, чтобы с ним повозились вручную. Больше всего забот с короной — верхней частью любого колокола — и орнаментом. На изготовление некоторых экспонатов уходит до пяти дней. Хорошему колоколу положено иметь определенную долготу и чистоту звука. Это кажется невозможным, но звучание его должно быть звонким и мягким одновременно, а еще достаточно продолжительным. В идеале каждый колокол поет свою ноту. Но в Беларуси таких пока не сыщешь. Самый богатый колокольный ряд у нас в Свято-Духовом Соборе: 12 колоколов. Обычно же их бывает семь. А самые знатные колокольни — в Ростове. Там звонит великан Сысой, который весит целых 36 тонн. Только двум звонарям под силу раскачать его язык. Но слава обязывает. Нет у ростовских звонарей той свободы творчества, которой не лишены пока их коллеги в нашей стране. Звонить во все колокола могут только несколько человек одновременно. И в этом есть определенные сложности. Два звонаря еще сговорятся, а когда их больше, ни одному нельзя отступать от традиционной композиции. Без чего звонарь никогда бы не овладел игрой на этом уникальном музыкальном инструменте? Без чувства такта и ритма, хорошего вкуса, богатого воображения и самозабвения. Самые одаренные из них никогда не повторяются в мелодиях. Здесь, может быть, даже больше, чем в каком-нибудь другом ответственном деле, нужна практика. Научить можно лишь азам. Вот почему короткий перерыв длиной в неделю значительно сказывается на мастерстве, а старый звонарь лучше молодого. Звонарь тогда чего-нибудь стоит, когда его узнают по игре. Раньше и мастер не оставался безымянным. Сейчас на колоколах все чаще отливают имя дарителя: в Осиповичах к Пасхе получат дар молочного завода, з одной из деревень Мостовского района — объединения «Мостовдрев». Это как раз и будут те колокола, которые родились прямо на наших глазах.

Газета «Имя», №15(147), 17 марта 1998 г. 10
этой статьёй я хочу начать рассказ как отливают колокола или как рождается колокол


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2011, 08:48 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
При закладке нового колокола необходимо пройти много этапов среди которых можно выделить 3 основных
1 самый важный расчёт профиля будущего колокола(различают 3 типа профиля:немецкий, французский и русский)
2.построение профиля
3.заливка колокола. Исходные компоненты колокольной бронзы — медь (80%) и олово (20%) — должны быть как можно более чистыми без примесей


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2011, 18:45 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
И когда проходит определённое время после заливки колокола(колокол остывает вместе с формой ) 1 неделя- до месяца в зависимости от веса колокола его извлекают из формы его доводят чеканят изображения(иконы, надписи,/изукрас/) отпиливают литники лишний металл изготавливают язык взависимости от веса полируют и передают заказавшему храму или монастырю Вот в кратце как производят или изготавливают колокола
а потом проходит специальный чин освящения колокола( молебен) перед поднятием колокола на колокольню


Вложения:
Комментарий к файлу: колокльни и звонницы
0001.jpg
0001.jpg [ 16.49 КБ | Просмотров: 26095 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 243 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 17  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство