www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 25 фев 2020, 10:31

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 фев 2008, 10:40 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:19
Сообщения: 2180
Откуда: Прихожанин
http://veshenskiy-prihod.narod.ru/blagochinie/Popov.htm

Материал из этого источника:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17 июля в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представлению Ростовской-на-Дону епархии был включен иерей Николай Попов (1864 - 26 марта 1919), родившийся, живший и принявший мученическую кончину на Донской земле.


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ПОПОВА

Изображение

Священномученик Николай Попов родился 6 мая 1864 года в семье статского советника Черкасской станицы Войска Донского Харитона Ивановича Попова и дочери священника станицы Мигулинской Александры Петровны.

У Харитона Ивановича и Александры Петровны было девять детей: 4 сына – Николай, Петр, Александр, Иван и 5 дочерей – Неонилла, Серафима, Мария, Ольга и еще одна Мария. В семье дети воспитывались в любви и строгости, в том благодатном патриархальном духе, который будущий мученик Христов благоговейно хранил всю жизнь.

Отец Николая – Харитон Иванович – был личностью замечательной: казак, движимый пламенной любовью к родному краю, он обладал редкой целеустремленностью и неиссякаемой энергией. Посвятив всю свою долгую, более чем 90-летнюю, жизнь изучению истории и культуры Донского края, Харитон Иванович был одним из инициаторов создания и первым директором Музея Донского Казачества. Общественную деятельность Харитон Иванович сочетал с жертвенным служением ближним, а ближним для него был тот, кто обращался к нему с какой-либо просьбой. Николай вдохновенно воспринял отцовский пример жертвенного служения людям, любви к родной земле и личного благочестия. Глубокое влияние на Николая оказала его мать – Александра Петровна. Именно она заложила религиозно-нравственные основы в характере сына.

Раннее детство Николай провел в семье родителей матери. В большой станице, где они жили, царил традиционный казачий уклад. Имея в лице своего деда-священника живой пример искренней любви к Церкви Христовой, Николай всем сердцем полюбил храм Божий и церковную службу. Дедушка прививал восприимчивому к духовной жизни внуку прилежание в молитве, обучал его чтению и пению, воспитывал в нем христианские добродетели. Благодаря этому доброму влиянию будущий пастырь Христов уже в детстве возжелал и взыскал более приобретений этого мира пребывать в доме Господнем во вся дни жизни своей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его (Пс. 26, 4).

Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию. В отроческом возрасте проявились главные черты характера будущего священномученика Николая – целеустремленность, открытость, верность своим убеждениям. Николай был энергичным, пылким юношей. Он пользовался большим уважением среди своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову, поэтому его в гимназии называли по отчеству – "Харитоныч".

После окончания шести классов гимназии Николай поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

В эти годы в душе Николая происходила серьезная внутренняя работа, выбор дальнейшего пути в жизни, который он со всей ревностью искреннего сердца решил посвятить служению горячо любимому Донскому краю. Николай вновь и вновь размышлял о правильности своего выбора. В его душе загоралось пламенное желание служить людям. Он сомневался, достаточно ли ограничиться одним внешним служением, стать специалистом и помогать народу в ведении хозяйства? Душа молодого человека переживала неполноту такого служения. Воспитанный в атмосфере духовности, Николай понимал, что одними человеческими силами и знаниями исправить жизнь невозможно, что корень бед лежит гораздо глубже, чем несправедливое экономическое или общественное устройство. Главная беда православного народа в духовном невежестве, которое помрачает в человеке образ Божий, вносит в личную и общественную жизнь свои разрушительные последствия.

Именно в это время у Николая созрело решение встать на путь духовного служения, и, по прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии, где с глубоким интересом занимался изученим богословских наук.

Окончив в 1893 году курс духовной семинарии, будущий священномученик Николай Попов начинает свое пастырское служение в Успенской церкви станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием Николай был рукоположен во диакона к Успенской церкви. Меньше года он состоял законоучителем Аксайской церковно-приходской школы и в ноябре 1894 года Архиепископ Донской и Новочеркасский Донат рукоположил диакона Николая во присвитера.

Отец Николай сразу поехал на новый приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхнее-Донского округа. Хутор Колодезный представлял собой удаленное от дорог, заброшенное в степи селение. Молодой священник столкнулся с суевериями, пьянством, невежеством. Нелегка была и материальная жизнь – вместо храма – молитвенный дом, рядом с которым располагалось скромное жилище священника. Но отца Николая не смутили ни удаленность от мира его прихода, ни грубость нравов станичников, ни житейские тяготы.

Отец Николай всего себя отдал служению Богу и духовной помощи своим прихожанам. Истовое и вдохновенное богослужение ревностного батюшки, производило на жителей хутора Колодезного неизгладимое впечатление. Главное внимание он уделял совершению Божественной литургии, в которой черпал силы для своего пастырского служения. Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. Он был утешителем многих страждущих, его слово воспринималось слушателями так, как впитывается дождь в иссохшую землю. Паства потянулась к искреннему и любящему священнику.

Первым делом отец Николай начал строить учительскую школу с общежитием, которая предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущих преподавателей. В школе могли обучаться также и дети из неимущих семей, что давало возможность любому одаренному юноше сделать здесь свой первый шаг в жизнь. Без устали трудился отец Николай над своим любимым детищем. Он заботился о быте своих воспитанников, на собственные деньги заказывал учебники, тетради, учебные пособия. Любовь к знаниям, привитая в детстве отцом, проявилась здесь в полной мере. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. Одним из жертвователей на Колодезную учительскую школу был и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который откликнулся на обращение к нему отца Николая. При школе была установлена ферма и подсобное хозяйство. Пастырь Христов на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище. Он организовал правильное возделывание земли, ведение крестьянского хозяйства, обучал этому своих учеников и местных жителей.

Ревностным служением, заботой о простых людях отец Николай стяжал любовь казаков-станичников и вскоре вокруг Христова пастыря собрался крепкий приход.

На непростом поприще священнического служения надежной опорой и верной помощницей отца Николая была его матушка Зинаида Георгиевна. Трудно ыбло молодым супругам обустраиваться на заброшенном хуторе, вдалеке от друзей и родных. Много испытаний и скорбей пришлось перенести им. Ко всем жизненным тяготам прибавилась тяжелая болезнь и неудачные роды матушки Зинаиды. Все скорби отец Николай переносил с терпением и упованием на милость Божию.

Отцу Николаю не суждено было служить на хуторе Колодезном до конца своих дней. Честная и прямая позиция священника раздражала , а иногда даже пугала богатых и знатных станичников. Многие из них, живя нечестно, боялись обличения в неправде со стороны уважаемого пастыря. Начались интриги, клевета, сплетни. Больно и горько было отцу Николаю видеть открытую вражду со стороны близких ему людей.

После долгих переживаний и сомнений отец Николай начинает трудиться на новом приходе в хуторе Верхне-Гнутове станицы Есауловской. Уже через несколько лет заботами неутомимого батюшки был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни со взрослыми. Здесь пригодились отцу Николаю познания в области медицины: по причине отсутствия на хуторе профессионального доктора ему пришлось самому оказывать хуторянам первую медицинскую помощь.

Отец Николай становится авторитетом не только в приходе, но и среди собратьев-священников, он периодически избирается делегатом на епархиальные съезды духовенства.

Началась Первая Мировая война. Грозная атмосфера надвигавшейся смуты все более и более сгущалась, сначала грянул Февральский, а затем Октябрьский переворот.

Неспокойно стало на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение, а с ближайших железнодорожных станций стали подтягиваться толпы "красных гвардейцев" в поисках легкой наживы. Вскоре безбожные правители объявились в Новочеркасске. По всему Дону прокатилась мощная волна вооруженных выступлений, и власть в столице Войска Донского вновь вернулась к всенародно избранному атаману. Но огонь гражданской войны более и более разгорался, разрушая Отечество.

Все это время отец Николай оставался со своими хуторянами, разделяя с ними трудности и скорби военного времени. К зиме 1918-1919 года линия фронта вплотную приблизилась к Верхне-Гнутову, потянулись беженцы, не хватало продуктов и медикаментов. Разразилась эпидемия тифа, люди умирали десятками в день. Несмотря на уговоры хуторян, на опасность заражения, отец Николай отказался покинуть свою паству и остался в Гнутове, полный решимости до конца пронести свой крест пастырского служения. Батюшка самоотверженно исполнял свой долг – ездил по станице, исповедовал, причащал больных и умирающих. Однажды только за один день он напутствовал Святыми Тайнами 27 человек, но к вечеру слег, заразившись тифом. Хуторяне решили спасти своего батюшку и под грохот орудий отправили его в Новочеркасск. Было уже поздно: в ближайшем хуторе обоз настиг "красный" отряд, и растерявшиеся беженцы бросили отца Николая в подводе на улице.

В этот раз Господь сохранил Своего угодника. Подобрал батюшку учитель местной школы, который оказал ему медицинскую помощь и укрыл от ареста. Отец Николай с радостью узнал в своем спасителе бывшего ученика Колодезной школы. Вскоре приехала матушка Зинаида и забрала батюшку домой.

Болезнь протекала тяжело. Только через 2 месяца смог отец Николай подняться с постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме. Несмотря на недовольство новой власти, вновь потянулись хуторяне к своему духовному отцу за утешением и поддержкой. Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями.

В то время ревком возглавлял "красный" комиссар по прозвищу "Махор". До революции он занимался извозом и бывал в гостях у батюшки, даже сидел с ним за одним столом. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Харитоновича Попова, который возглавил часть донских казаков против новой безбожной власти. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертельный приговор. Двух арестованных с ним хуторян расстреляли в тот же день. Зная, что местные жители очень любили отца Николая, комиссар не посмел сразу привести свой замысел в исполнение. Три дня держали пастыря Христова под арестом. Все это время вокруг тюрьмы стояли подводы с людьми, умолявшими комиссара отпустить батюшку причастить Святых Христовых Таин умирающих. Махор был вынужден всякий раз соглашаться, и арестованный священник под конвоем три дня ездил по хуторам, напутствуя тяжело больных.

Приближался праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Николай попросил принести ему в застенок Святое Евангелие и иконы. Вместе с другими арестованными он подобно первым мученикам, превратил тюремную камеру в дом молитвы. Решив расправиться с ненавистным арестантом как можно скорее, комиссар отправил отца Николая на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал. Приговор, который выносил осужденным Морозовский трибунал, почти всегда был одним и тем же – смертная казнь. О жестокости этого трибунала ходили страшные слухи.

В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те "простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть". Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере недалеко от станции Морозовской.

Только спустя три месяца, после освобождения округа от "красных", родственники смогли отыскать и опознать тело мученика Христова. Раскапывая сотни могил замученных большевиками, дочь отца Николая опознала изрубленное палачами тело своего отца. Было принято решение захоронить честные останки отца Николая в ограде гнутовской церкви, которую горячо любил верный пастырь Христов. Трогательной и печальной была встреча батюшки со своими духовными чадами. По воспоминаниям очевидцев весь хутор вышел за реку, чтобы встретить подводу с телом своего духовного отца. Под колокольный звон и молитвенное пение заупокойной литии со слезами прощались верующие гнутовцы со своим пастырем. После прощания тело священномученика Николая было погребено за алтарной частью храма. Долгое время ходили гнутовцы на эту могилу, пока жестокое время и жестокость человеческая не сравняли с землей сначала могилу, а потом и сам храм.

Память о мучение не исчезла. Передавалась она из поколения в поколение гнутовским жителями. Хранил память о сыне и Харитон Иванович Попов. Он бережно собирал письма отца Николая в своем архиве, ставшем тем источником, который донес до нас живой облик пастыря Церкви, истинного патриота Донского края, свидетеля веры Христовой – священномученика Николая.




ЖУРНАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2006 ГОДА



ЖУРНАЛ № 40



В заседании Священного Синода под председательством Патриарха

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияя, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Справка

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией о канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Одобрить доклад Преосвященнейшего митрополита Ювеналия.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 – 26 марта 1919).

3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы.

_________________
Время нашей жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (святитель Игнатий Брянчаннинов)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 фев 2008, 20:59 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 13:18
Сообщения: 922
Откуда: Минск
Очень радостное известие. :D

Казацы, во святых просиявшии, молите Бога о нас!

_________________
Спаси, Господи!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 13:01 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:19
Сообщения: 2180
Откуда: Прихожанин
По подсказке уважаемого Памяркоунага (за что я ему благодарен) помещаю материал о святителе Дмитрие Ростовском, родители которого были из простых казаков.

Изображение
Цитата:
Статья опубликована в газете «История». № 11, 2007 г.

С первых веков христианства события из жизни святых, поражавшие и восхищавшие современников, старательно запоминали и записывали. Позже рассказы о святых стали собирать в сборники, располагая по дням их памяти.
Такой вот работой и занимался человек, о котором идёт речь. Он много лет трудился, собирая жития святых из самых разных источников, в том числе иноземных, переводил их на русский язык, редактировал, собирал для чтения по месяцам в сборники, которые называются Четьи-Минеи (минея – месяц по-гречески). Наш рассказ посвящён святителю Дмитрию, митрополиту Ростовскому, образованнейшему человеку своего времени.

Даниил (таково мирское имя Дмитрия) родился в 1651 г. на Украине, в небольшом местечке Макарове в 40 верстах от Киева. Родители его были люди простые, из казаков. Однако отец Даниила, Савва Григорьевич Туптало, дослужился до звания сотника и впоследствии получил дворянское звание. О матери известно только её имя – Мария.
В те времена за Украину (или Малороссию, как её тогда называли) шла ожесточённая борьба между Польшей, Россией и Турцией. Как известно, в 1654 г. часть Украины, находившаяся на левом берегу Днепра, воссоединилась с Россией. Но война продолжалась, то затихая, то вспыхивая вновь, за правобережную Украину.
Семья Саввы Григорьевича вскоре переселилась в Киев. Сотник оставил военную службу. Он стал ктитором (управляющим) киевского Кирилловского монастыря.
Даниил начал учиться грамоте в родительском доме, и у него обнаружились прекрасные способности. В те годы в Киеве находилось прославленное Братское училище, основанное украинским митрополитом Петром Могилой. В эту духовную школу поступил Даниил. И здесь наставники обратили внимание на отличные способности подростка, их привлекли и его скромность, непоказное благочестие. Даниил сторонился увеселений, главным его увлечением была сама учёба.
На старших курсах юноша изучал поэзию и риторику. Он овладел приёмами и оборотами речи, которые впоследствии применял в своих сочинениях и проповедях.
Даниил, однако, проучился в училище лишь до 18 лет. Киев был захвачен поляками, и духовную школу закрыли. Много лет она оставалась в запустении. (Впоследствии училище, или коллегию, как его называли, преобразовали в Киевскую Духовную академию.) А юноша, следуя влечению сердца, через три года поступил в Кирилловский монастырь, где ктитором служил его отец. Настоятель монастыря хорошо знал Даниила, это был бывший ректор Братского училища Мелетий Дзик, известный своей учёностью.
Здесь в 1668 г. Даниил принял монашеский постриг с именем Дмитрий (в честь святого Дмитрия Солунского) и стал вести подвижнический образ жизни, столь соответствующий его натуре. Вскоре Дмитрия посвятили в иеродиаконы. В этом служении оставался он около 6 лет. О прекрасных способностях отца Дмитрия узнал архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, учёный муж, пользовавшийся на Украине особым уважением. Он позвал к себе в Чернигов молодого диакона и рукоположил в иеромонаха. Так 25-летний отец Дмитрий стал священником и проповедником при кафедральном соборе. Находясь рядом с владыкой Лазарем, он имел счастливую возможность углублять и расширять своё образование.
Яркие, энергичные проповеди отца Дмитрия привлекали людей, и вскоре его имя стало известным не только на Украине, но в Литве и Польше. Различные обители приглашали к себе отца Дмитрия, монахи и миряне хотели слышать его вдохновенное слово.
Отец Дмитрий начал странствовать по монастырям, посетил Литву, год проповедовал в Слуцке. Однако и Киев, и Чернигов звали его обратно. Велика была к нему всеобщая любовь…
Гетман Украины Самойлович, услышав о замечательном проповеднике, пригласил его к себе в Батурин. В конце концов отец Дмитрий переехал в этот город, предпочтя его Киеву, который находился под страхом нашествия турок. Вся заднепровская Украина стонала от их опустошений.
Гетман указал отцу Дмитрию для жительства Николаевский монастырь под Батуриным. Отсюда молодой иеромонах продолжил свои поездки по монастырям.
Вскоре отец Дмитрий стал игуменом монастыря. Прошло некоторое время, и он ощутил, что эта должность отвлекает его от учёных занятий. Он сложил с себя настоятельство, но остался в обители. Однако отец Дмитрий предчувствовал, что ему предстоит ещё не раз переменить место пребывания. «Бог знает, где мне суждено преклонить голову», – записал он как-то в дневнике, который вёл постоянно.
Вскоре его пригласили переселиться в Киево-Печерскую лавру для составления сборников житий святых. Надо сказать, что к этому времени уже существовали Четьи-Минеи, книги для чтения, состоящие из житий святых. Однако всё это требовало большой работы по уточнению, дополнению, новым переводам текстов. К тому же древние патерики (сборники, содержащие как жития, так и нравоучительные изречения святых отцов) надо было изложить языком, доступным для современников. Это был труд, требующий и терпения, и богословских знаний, и литературного дара.
Ценя учёность и способности отца Дмитрия, Киево-Печерский игумен Иннокентий Гизель поручил ему эту работу. Отец Дмитрий в 1684 г. приступил к описанию житий святых.
Это сделалось его постоянным занятием, которое он продолжал и в иноческой келье, и в сане настоятеля, и став епископом – и так до конца жизни.
С большим воодушевлением работал отец Дмитрий в лавре, проводя за рукописями и дни и ночи, иногда он ложился спать за час до утрени. Однако вскоре он был опять назначен настоятелем Николаевского Батуринского монастыря. Это назначение утвердил новый киевский митрополит Гедеон, происходивший из знатного рода князей Святополк-Четвертинских. Поставлен владыка Гедеон был Московским патриархатом, которому тогда подчинялась Киевская кафедра. Всё это имело огромные последствия для отца Дмитрия. Как опытный теолог, он принимал живое участие в решении сложных богословских вопросов, и о нём узнали в Москве.
Началась переписка по поводу Миней с московским патриархом Иоакимом. Отец Дмитрий сообщил, что написал первые книги житий, и они были прочитаны в Киево-Печерской лавре, одобрены и могут быть напечатаны. Однако из Москвы ответа не последовало, и лавра самостоятельно приступила к изданию трудов отца Дмитрия. Патриарх, узнав об этом, посчитал печатание преждевременным и остановил его, но самого Дмитрия одобрил. Рукописи перепроверили, и книги были напечатаны позднее.
Вскоре отцу Дмитрию представился случай поехать в Москву, сопровождая гетмана Мазепу, везшего донесение. Время было тревожное, в столице бунтовали стрельцы, поддерживающие царевну Софью, пытавшуюся захватить власть.
Отец Дмитрий был представлен вначале царю Иоанну, а потом и юному Петру, находившемуся в Троице-Сергиевой лавре, куда он бежал от сестры и преданных ей стрельцов, собиравшихся его убить.
Отец Дмитрий, пробыв некоторое время в Москве и получив благословение от патриарха Иоакима, вернулся в свой монастырь и с жаром взялся за работу. Теперь его труд имел значение не только для Украины, но и для России.
Вскоре после возвращения отца Дмитрия на Украину скончались один за другим патриарх Иоаким и киевский митрополит Гедеон. Новый патриарх всея Руси Адриан утвердил киевским митрополитом настоятеля Киево-Печерской лавры Варлаама Ясинского, который хорошо знал отца Дмитрия. Из Москвы новый митрополит привёз ему грамоту с благословением на продолжение работы по составлению житий святых. В ответ отец Дмитрий, поблагодарив патриарха, попросил прислать ему Великие Четьи-Минеи, составленные митрополитом Макарием в XVI в., трёх осенних месяцев.
Осознав важность порученного ему дела, игумен снова отказался от настоятельства, затворившись в уединённом домике-скиту для углублённой работы. Через некоторое время отец Дмитрий подготовил новую часть житий и отвёз их в лаврскую типографию.
Новый киевский митрополит перевёл отца Дмитрия в Киев, настоятелем в Кирилловский монастырь, где продолжал служить ктитором его столетний отец.
Но и здесь ему не пришлось надолго задержаться. Каждый украинский архиерей хотел привлечь его в свою епархию. Поэтому вскоре отец Дмитрий стал игуменом двух черниговских монастырей, получив сан архимандрита.
Новый сан лишь добавил ему смирения и усердия, и по-прежнему жития святых оставались его главной заботой. Впереди его ждали новые книги Миней (за март, апрель, май), которые лаврская типография напечатала в 1700 г.
Император Пётр желал найти священнослужителя для распространения христианства среди народов Сибири, а также в Китае. Такого пастыря ждала кафедра епископа в Тобольске, тогдашней сибирской столице. Подходящего для этого человека царь решил искать на Украине, где были духовные школы, которые готовили проповедников и миссионеров. Выбор царя пал на архимандрита Дмитрия как «инока доброго и учёного и благого, непорочного жития». Ему было предписано явиться в столицу и взять с собой двух монахов для обучения китайскому и монгольскому языкам.
Приехав в Москву, архимандрит уже не застал в живых патриарха Адриана. (Он оказался последним патриархом всея Руси до 1917 г., поскольку царь Пётр в 1721 г. упразднил патриаршество, а Православную церковь возглавил Святейший Синод.)
Уже через месяц отца Дмитрия рукоположили во епископа Сибирского. Но вскоре он понял, что не сможет выполнять возложенные на него обязанности. Давал знать о себе возраст – 50 лет, а владыка Дмитрий и в молодости не отличался крепким здоровьем, которое теперь было ослаблено напряжённым трудом и новыми заботами. Ему было бы трудно переносить суровый климат Сибири. Кроме того, он не имел бы возможности уделять время для занятий по составлению житий. Всё это так встревожило владыку Дмитрия, что он тяжело заболел.
Однако, к его облегчению, царь Пётр, узнав о состоянии нового епископа, позволил ему остаться в Москве, чтобы ждать назначения в епархию, более близкую к столице.
Около года владыка прожил в келье знаменитого кремлёвского Чудова монастыря, который населяли учёные монахи, и занимался привычной работой. В столице очень полюбили составленные им Четьи-Минеи, которые стали настольными книгами москвичей. Его общества искали люди для духовной беседы. Царица Параскева Фёдоровна, вдова царя Иоанна Алексеевича, особенно ценила общение с владыкой Дмитрием, частенько посылая ему блюда со своей трапезы и одежду, выражая этим, как было принято в то время, знаки глубочайшего уважения.
Когда в Ростове скончался митрополит Иоасаф, владыку Дмитрия перевели на опустевшую кафедру. А для проповеди в Сибири на Украине подобрали другого кандидата, который и крестил во Христа сибирские народы, – владыку Филофея (Лещинского).
Для святителя Дмитрия начался новый период жизни – он стал архиереем, но своих прежних занятий, конечно же, не оставил.
В своём дневнике святитель отметил: «1702 г., марта 1-го, в неделю вторую Великого поста взошёл на престол мой в Ростове…». Поселился он на ростовском митрополичьем дворе, в скромных покоях. Сам же двор, называемый в наши дни Ростовским кремлём, был окружён высокими стенами с башнями, в нём находились многочисленные храмы и каменные палаты. Кафедральным храмом Ростова был (и вновь стал им в 1990-х гг.) монументальный Троицкий собор. Здесь митрополит стал проводить богослужения и обращаться к верующим с живым словом проповеди.
Став духовным руководителем епархии, он внёс в отношения с прихожанами атмосферу доверия и любви. В начале своего служения он сказал им: «Да не смущается сердце ваше о моём к вам пришествии… да не послужите мне, да я послужу вам. Я пришёл к вам с любовью, не скажу, как отец к чадам, но как брат к братьям, как друг к любезным друзьям».
6 января 1703 г. епископ Дмитрий записал в дневнике: «…преставился отец мой Савва Григорьевич и погребён в монастыре Кирилловском-Киевском… вечная ему буди память». Словами о кончине 103-летнего отца и заканчиваются записи владыки Дмитрия. Больше он дневника не вёл, отделив и этим свою прежнюю жизнь с привязанностью к родителям от новой, полной служению Богу, практическими делами и заботами о множестве людей. Последние годы жизни митрополита окружала ростовская паства, ставшая его семьёй.
До приезда владыки Дмитрия в Ростове не слышали пастырских проповедей. В городе не было духовного училища. Священники не были достаточно образованы, чтобы обращаться с амвона с живым евангельским словом, не всегда понимая важность возложенного на них сана.
Митрополит принимает решение открыть в Ростове духовное училище на собственные деньги. Это было второе в России училище после московского, и учиться в нём могли 200 человек.
Владыка сам руководил училищем и преподавал в нём. Летом он приглашал семинаристов к себе в загородный епископский дом, и во время каникул сам занимался с молодыми людьми.
Тем, кто оканчивал курс, он давал места при церквах, где вначале они служили алтарниками и чтецами. Так удалось ему воспитать много замечательных пастырей. Время это было трудным. Длительная война со шведами, последствия церковного раскола ослабляли государство, которое решительно, крутыми мерами строил царь Пётр. Была великая нужда и в людях, и в средствах. Архиерейский дом в Ростове оскудел, но то немногое, чем пользовался святитель Дмитрий, он отдавал на помощь училища, на поддержку духовенства и обнищавших людей.
За первые два года жизни в Ростове владыке Димитрию удалось закончить последнюю летнюю часть Четьи-Миней (июнь, июль, август) и отправить в Киев для печати.
Митрополит часто посещал Ярославль, второй по значению город в своей епархии. Однажды он узнал, что людей здесь особенно встревожил указ царя Петра о брадобритии. Лишение бороды они считали искажением образа Божия и не хотели подчиняться указу.
Святитель потом рассказывал, как после литургии его остановили два не старых ещё человека и спросили:
— Как нам поступить? Может, лучше головы на плаху положить, чем брить бороды?
— А что быстрее отрастёт, отсечённая голова или борода?
— Борода.
— Ну так лучше бороду не щадить, которая отрастает после бритья, чем голову, — шутливо разрешил спор святитель.
Это был один из случаев его состязания с раскольниками-староверами.
Для своей паствы он постоянно писал духовные наставления в виде вопросов и ответов о вере.
Как упоминалось выше, в это скудное время средств у ростовского архиерея было мало. Даже лошадей своих для необходимых разъездов он не имел. Впрочем, бедность он принял с ранних лет вместе с иноческим образом.
По окончании своего многолетнего труда по составлению житий святых владыка Дмитрий задумал познакомить читателей с историей Церкви в древние её времена. Для написания этой книги стал он собирать церковные летописи, славянские, греческие, латинские. Святитель погрузился в новую большую работу. Однако дела епархии занимали у него много времени, и владыка предчувствовал, что этот труд не доведёт до конца. Так и получилось.
Удивительно быстро написал он большую и сложную книгу против раскола, собрав изустные сведения о сектах и толках староверов. Эта книга стала последним трудом святителя.
В это время было ему 58 лет, из которых последние семь он служил в Ростове.
Чувствуя приближение своего часа, святитель Дмитрий написал завещание, где отразилась его душа, наполненная любвью: «Не собрал я имения, кроме книг святых, ни злата, ни серебра, ни излишних одежд…» Это завещание передал он своему другу местоблюстителю Патриаршему Стефану Яворскому, и они дали друг другу обет, чтобы тот, кто переживёт другого, совершил погребальную службу над умершим другом.
В день своих именин – Дмитрия Солунского – он служил по обычаю литургию в соборе, но был уже не в силах говорить проповедь. Один из певцов читал приготовленный им текст по тетрадке. Святитель же сидел в царских дверях, изменившийся в лице от тяжкой болезни.
В тот день были у него посетители для духовной беседы, а одна инокиня, жившая недалеко от архиерейского дома, настоятельно просила навестить её. Святитель решился и пошёл к ней, полагая, что движение будет ему на пользу, но обратно с трудом добрался до своей кельи. Его мучил удушливый кашель. Потом он позвал к себе певчих и попросил исполнить духовные гимны, который сам некогда составил. И зазвучали замечательные песнопения: «Иисусе мой прелюбезный! Надежду мою в Бозе полагаю! Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость!»
Святитель Дмитрий внимательно слушал пение, прислонясь к печке. Потом он попросил остаться одного из певчих, которого особенно любил, и начал рассказывать ему самыми простыми словами о своей жизни. Затем проводил певчего до двери и поклонился ему, благодаря за то, что тот много трудился, переписывая его сочинения. Святитель отпустил всех своих служителей, как бы желая отдохнуть, и затворился в келье.
На рассвете вошедшие служители нашли его на коленях, будто молящегося, но обнаружили, что святитель Дмитрий уже скончался.
По обычаю троекратно ударили в большой колокол. Усопшего облекли в епископские одежды, а под голову положили сочинения, написанные его рукой. Весь город пришёл к нему.
Святителя Димитрия перенесли в кафедральный Троицкий собор, где погребались ростовские митрополиты. Около месяца совершались над ним панихиды. В последних числах ноября прибыл в Ростов Патриарший местоблюститель Стефан, чтобы исполнить обет, данный другу. Он напомнил, что святитель Дмитрий завещал похоронить себя в ростовском Яковлевском монастыре. 25 ноября в сопровождении многочисленного духовенства и народа с пением и плачем перенесено было тело святителя на завещанное им место.
После смерти митрополита составленные им Минеи и другие литературные произведения продолжали оставаться любимым чтением для многих людей. В 1763 г. святитель был причислен к лику святых. Были обретены его мощи, которые поместили в красивую серебряную раку. Императрица Екатерина II повелела выстроить в Яковлевском монастыре огромный Дмитриевский собор, посвященный святителю. Стены его украсили фресками с изображением событий жизни прославленного митрополита. Дни его памяти всегда сопровождались большим стечением народа. В обитель приезжали и простые люди, и императоры Российские, и все получали духовную помощь. По-прежнему, велика была к нему всеобщая любовь. 40 лет при мощах святителя Дмитрия пребывал гробовой старец иеромонах Амфилохий. Каждый день он молитвенно предстоял перед гробом любимого святого, оставляя для сна лишь 5 часов.
Сегодня ансамбль Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря поражает красотой и мощью. В летнее время обитель утопает в цветах, которые так любил святитель Дмитрий. В 1991г. в Яковлевский храм вернулись его мощи, которые в атеистические времена находились в музее.
Великий подвижник, собиравший в течение жизни жития святых, после кончины своей и сам был вписан в Четьи-Минеи последующих выпусков – 4 октября н. стиля (день обретения мощей) и 10 ноября н. стиля (день кончины). А его книги, 12 томов Миней (по числу месяцев), проповеди и другие произведения переизданы и в наши дни и снова находят своего читателя.

По житию святителя Дмитрия Ростовского

Ольга Лашкова


Источник:
http://www.damian.ru/Cerkov_i_sovremenn ... itrii.html

_________________
Время нашей жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (святитель Игнатий Брянчаннинов)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 16:09 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 19:27
Сообщения: 112
не сочтите за наглость, но какая разница, казаки или неказаки? Разве они чем-то отличаются ото всех остальных? :?: :roll:

_________________
:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 17:18 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 13:18
Сообщения: 922
Откуда: Минск
legazzz писал(а):
не сочтите за наглость, но какая разница, казаки или неказаки? Разве они чем-то отличаются ото всех остальных? :?: :roll:

Брат Олег!
Некоторые читатели и писатели нашего форума считают казаков исчадиями ада, которые никак не могут оказаться в лике святых. Для опровержения подобных заблуждений и создана текущая тема.

_________________
Спаси, Господи!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 18:46 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 19:27
Сообщения: 112
В таком случае прошу прощения!
не знал...

_________________
:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 19:39 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 03 авг 2007, 17:05
Сообщения: 726
Откуда: Віцебская губернія
священник Олег писал(а):
legazzz писал(а):
не сочтите за наглость, но какая разница, казаки или неказаки? Разве они чем-то отличаются ото всех остальных? :?: :roll:

Брат Олег!
Некоторые читатели и писатели нашего форума считают казаков исчадиями ада, которые никак не могут оказаться в лике святых. Для опровержения подобных заблуждений и создана текущая тема.


Не ўстрымаўся, зайшоў, бо каменьчык то ў мой агарод :D.
Не лічу я казакоў такімі (факты перагібаеце), проста лічу, што гэта тэма заведзена Паўлам Каўшом для дадатковай аргументацыі акармлення прыходам казакаў, не гледзячы на пэўныя цьмяныя месцы ў іх светапоглядзе і адносінах да Беларусі.
І першы допіс тэмы быў без тых аргументаў, якія б я мог успрыняць як адэкватныя, а такое можа даць пляму на Царкву, бо пішацца ад яе імені (ніякай розніцы паміж такімі "аргументамі" і абез'янамі\сіміямі я не бачу).
Калі ўжо ісці далей, то трэба заводзіць тэму ад святых сялянах, мяшчанах, купцах, дваранах, воінах і г.д. І палічыць, хто святых даў болей.
Таму, а. Алег, не ўводзьце людзей у зман. Выбачайце за пэўную рэзкасць.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 20:06 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июл 2005, 18:51
Сообщения: 1579
Откуда: г. Минск
Памяркоўны писал(а):
Не ўстрымаўся, зайшоў, бо каменьчык то ў мой агарод :D.

Ну зачем уж так прямо "с плеча"? Полагаю, проще было бы вначале уточнить у о. Олега, имел ли он ввиду конкретно вас... Вообще, будет очень обидно, если мы опять на ровном месте все тут разругаемся.

А в целом, я согласен с общим критическим направлением... Для меня крайне сомнительна особая духовная монополия (или богоизбранность) казачества в отношении православия. Хотя, тут мнения резко разделяются даже по поводу того, что считать "казачеством". Сословие или род, или определённые качества, или некоторую идеологию? Или всё вместе... Хотелось бы, чтобы на конструктивное выяснение этих вопросов было потрачено больше усилий. А так, я лично и не сомневался в том, что и в казаческом роду могут быть благочестивые и святые люди.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 20:49 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:19
Сообщения: 2180
Откуда: Прихожанин
Дмитрий_П писал(а):
Памяркоўны писал(а):
Не ўстрымаўся, зайшоў, бо каменьчык то ў мой агарод :D.

Ну зачем уж так прямо "с плеча"? Полагаю, проще было бы вначале уточнить у о. Олега, имел ли он ввиду конкретно вас... Вообще, будет очень обидно, если мы опять на ровном месте все тут разругаемся.

Согласен с Дмитрием. Ругаться не стоит. На форуме неоднократно (в том числе совсем недавно) от разных людей были резкие, я бы сказал, необъективные, "однобокие" высказывания о казаках.

Дмитрий_П писал(а):
А в целом, я согласен с общим критическим направлением... Для меня крайне сомнительна особая духовная монополия (или богоизбранность) казачества в отношении православия.

А кто говорит о "духовной монополии" или "богоизбранности" казачества? Мои посты и открытые мною темы "уравновешивают негатив" о казаках, высказанный некоторыми форумчанами, и говорят о том, что казаки такие же люди как вообще белорусы, русские, украинцы (по крайней мере ничем не хуже), и что из среды казаков выходили и святые.

Дмитрий_П писал(а):
Хотя, тут мнения резко разделяются даже по поводу того, что считать "казачеством". Сословие или род, или определённые качества, или некоторую идеологию? Или всё вместе... Хотелось бы, чтобы на конструктивное выяснение этих вопросов было потрачено больше усилий. А так, я лично и не сомневался в том, что и в казаческом роду могут быть благочестивые и святые люди.

Вот об этом и речь... Я тоже за конструктив...

_________________
Время нашей жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (святитель Игнатий Брянчаннинов)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 21:26 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 19:27
Сообщения: 112
Памяркоўны писал(а):
Не ўстрымаўся, зайшоў, бо каменьчык то ў мой агарод :D.
Не лічу я казакоў такімі (факты перагібаеце), проста лічу, што гэта тэма заведзена Паўлам Каўшом для дадатковай аргументацыі акармлення прыходам казакаў, не гледзячы на пэўныя цьмяныя месцы ў іх светапоглядзе і адносінах да Беларусі.

Я не имел ввиду конкретно эту тему

_________________
:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 июн 2008, 08:26 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:19
Сообщения: 2180
Откуда: Прихожанин
Памяркоўны писал(а):
Калі ўжо ісці далей, то трэба заводзіць тэму ад святых сялянах, мяшчанах, купцах, дваранах, воінах і г.д. І палічыць, хто святых даў болей.

Это предложение мне нравится. Почему бы не завести тему, например, "Канонизированные святые из разных сословий", где рассказать о том, что Серафим Саровский был из купеческой семьи, Антоний Оптинский - из купцов, Серафим Вырицкий - из промышленников. Возможно эти факты послужат примером нашим "новым" белорусам, русским, бизнесменам и промышленникам в том, чтобы они больше думали о душе, больше жертвовали на строительство Храмом и другие добрые дела.
Но вести статистику, в каком сословии больше святых, смысла нет, так как святых (насельников Царства Небесного) гораздо больше, чем нам известно, чем канонизировано. В любом случае такой подсчёт не имеет смысла.

Вот ещё пример для подражания для наших состоятельных соотечественников:
Цитата:
Глава компании Microsoft Бил Гейтс пожертвовал на благотворительные цели за все время своего меценатства, сумму равную половине своего состояния.

http://www.businesspress.ru/newspaper/a ... 85441.html
http://www.lenta.ru/news/2006/08/07/gates/

С уважением. П.К.

_________________
Время нашей жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (святитель Игнатий Брянчаннинов)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 июн 2008, 12:54 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 03 авг 2007, 17:05
Сообщения: 726
Откуда: Віцебская губернія
Дмитрий_П писал(а):
Памяркоўны писал(а):
Не ўстрымаўся, зайшоў, бо каменьчык то ў мой агарод :D.

Ну зачем уж так прямо "с плеча"? Полагаю, проще было бы вначале уточнить у о. Олега, имел ли он ввиду конкретно вас... Вообще, будет очень обидно, если мы опять на ровном месте все тут разругаемся.

А в целом, я согласен с общим критическим направлением... Для меня крайне сомнительна особая духовная монополия (или богоизбранность) казачества в отношении православия. Хотя, тут мнения резко разделяются даже по поводу того, что считать "казачеством". Сословие или род, или определённые качества, или некоторую идеологию? Или всё вместе... Хотелось бы, чтобы на конструктивное выяснение этих вопросов было потрачено больше усилий. А так, я лично и не сомневался в том, что и в казаческом роду могут быть благочестивые и святые люди.


А ці збіраўся я лаяцца, нават смайлік паставіў :D . проста я быў адзін з тых, хто ставіў форум "на вушы" (свядома і несвядома), з казацкай прычыны. І ў тым ліку з-за гэтай галінкі на мяне ішоў добры наезд (справядлівы і не зусім), таму я гэта і жартоўна ўспрыняў, але пракаментаваў.
Дарэчы а. Алег можа "дэзавуіраваць" свае допісы, маўляў, ён не меў на ўвазе мяне, а толькі Лямантара, Палівака і іншых.
Гэта не спроба лаяцца, проста ўдакладненне пазіцыі.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 июл 2008, 17:22 
Не в сети
старожил
старожил

Зарегистрирован: 24 окт 2007, 12:38
Сообщения: 169
Откуда: Белоруссия
legazzz писал(а):
....но какая разница, казаки или неказаки? Разве они чем-то отличаются ото всех остальных? :?: :roll:


Раньше в средние века сильно отличались.
А теперь стали как все люди СССР, ничем не отличаются. В казаки сейчвс принимают всех желающих независимо от веры или национальностит и почти нет такой национальности даже в России

_________________
Мир Вам всем во Христе Иисусе.Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми Вами. Ему слава и ныне и в день вечный. Храни Вас Бог! Аминь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 12:02 
Не в сети
новичок
новичок

Зарегистрирован: 29 дек 2009, 11:36
Сообщения: 3
Недавно начал работу сайт Белорусского казачества http://belkazak.org/
Материалов пока немного, но каждый день сайт пополняется чем-то новым.

Работает форум, фотогаллерея. Для зарегистрированных авторов возможность выкладывать свои материалы самостоятельно (редактор по типу word)

В планах - файлообменник, рецепты казачьей кухни, различные материалы по интересам.

Не хлебом единым жив человек.

Приходите, регистрируйтесь, выкладывайте ваши статьи, фото и пр...

Заходите на сайт, может быть увидите, отличаются казаки или нет... А может быть и не увидите :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 ноя 2012, 12:50 
Не в сети
участник
участник

Зарегистрирован: 28 окт 2012, 18:10
Сообщения: 16
Откуда: www.kazaki.by
Бывший донской казак Ермолай в смутное время становится патриархом Гермогеном (1606).
3(13)июня 1606 года Поместный собор Русской Православной Церкви избрал патриархом Московским и всея Руси 70-летнего Гермогена.Мальчик Ермолай из гущи народной Вятского края,служивший несколько десятилетий в донских казаках,стал высшим иерархом Русской Православной Церкви. несгибаемое мужество,любовь к Отечеству и верное служение ему привели Гермогена на этот высокий пост.
В 1913г.Гермоген был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Р.А.Нелепин "История казачества" т.1, стр.202-226

_________________
Казаки в Республике Беларусь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство